Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №504 от 30.08.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык»
для 9-х классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
г. Нижневартовск, 2022 г.
Поясниетльная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по русскому языку для 9 класса авторов С.Г. Бархударов и др. (М.: Просвещение, 2019г), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Используемый УМК
Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией С.Г. Бархударов – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 255с, учебник входит в линию УМК Т. А. Ладыженская, С.Г. Бархударов.
Место учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 час в неделю, всего 68 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5—8 классах
Фонетика
Лексика и фразеология
Морфемика. Словообразование .Морфология
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Способы сжатого изложения содержания текста
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении .
Рецензия
Сложноподчинённые предложения
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении .Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными . .
Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении .Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Авторские знаки препинания
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление
Русский литературный язык и его стили
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел/тема | Воспитательные дела, события, мероприятия | Кол-во часов |
| Международное значение русского языка | День знаний | 1 |
| Повторение | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады День солидарности в борьбе с терроризмом Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | 9 |
| Сложное предложение | День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова День российской науки Международный день родного языка День защитника Отечества Международный женский день | 46 |
| Повторение | День славянской письменности и культуры | 12 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс (2часа, 68 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | План | Факт | Примечание |
РАЗДЕЛ 1. Общие сведения о языке |
1 | Международное значение русского языка | 1 | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Изучение содержания параграфа учебника. | 2.09 | | |
Раздел 2. Повторение |
2 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма Фонетический разбор слова. Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. Комментирование содержания таблиц; групповая работа | 4.09 | | |
3 | Лексика. Фразеология. | 1 | Лексическое значение слова Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Составление рассуждения на лингвистическую тему; анализ художественного текста | 5.09 | | |
4 | Морфемика . Словообразование | 1 | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Работа с текстом | 9.09 | | |
5 | Р.Р. Стили речи. | 1 | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей. Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | 12.09 | | |
6 | Морфология | 1 | Части речи. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ Тестирование. | 16.09 | | |
7 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. | 1 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 19.09 | | |
8 | Стартовая контрольная работа | 1 | Навык работы в формате ОГЭ Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 23.09 | | |
9 | Р.Р. Написание сжатого изложения. | 1 | Работа с текстом публицистического стиля из сборника изложений. Простой план Самостоятельная работа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания. | 24.09 | | |
РАЗДЕЛ 3. Сложное предложение |
10 | Основные виды сложных предложений | 1 | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Составление таблицы «Типы связи словосочетаний»; конструирование словосочетаний | 26.09 | | |
11 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Изучение содержания параграфа учебника. | 30.09 | | |
12 | Основные группы сложносочиненных по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения Работа в парах; проектирование аргументированного текста о знаках препинания | | | |
13 | Строение сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Работа с текстом | 3.10 | | |
14 | Строение сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.Работа с текстом | 6.10 | | |
15 | Основные группы сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | 1 | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП Составление алгоритма определения предикативной основы; компрессия текста с последующей взаимопроверкой по теме «Основные единицы синтаксиса». | 12.10 | | |
16 | Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и местоименно - определительными | 1 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Составление алгоритма определения предикативной основы; компрессия текста с последующей взаимопроверкой по теме «Основные единицы синтаксиса». | 15.10 | | |
17 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным Синтаксические и пунктуационные нормы. Выполнение заданий | 19.10 | | |
18 | Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | 1 | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы. Объяснительный диктант с последующей самопроверкой | 22.10 | | |
19 | Подготовка к контрольной работе по теме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения" | 1 | Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Работа с текстом. | 26.10 | | |
20 | Контрольная работа по теме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения" | | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным Синтаксические и пунктуационные нормы. | 26.10 | | |
21 | Сложноподчиненное предложение с придаточным места, образа действия и степени. | 1 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и мест Составление памяток определения и разных видов сказуемых в предложении | 6.11 | | |
22 | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени | 1 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и мест Объяснительный диктант с последующей самопроверкой составление памятки | 9.11 | | |
23 | Р.Р. Написание сочинения – рассуждения. | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Лабораторная работа ( определение составного именного сказуемого по схемам) | 8.11 | | |
24 | Сложноподчиненное предложение с придаточными условными | 1 | Структура СПП с придаточными условия. Причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Выполнение заданий | 12.11 | | |
25 | СПП с придаточными причины | 1 | Структура СПП с придаточными! Причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | 19.11 | | |
26 | Сложноподчиненное предложение с придаточными цели | 1 | Структура СПП с придаточными цели, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным Исследование предложений с последующей самопроверкой | 20.11 | | |
27 | Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными | 1 | Структура СПП с придаточными сравнительными. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Работа с интерактивной доской по составлению алгоритма; составление текста-рассуждения на лингвистическую тему | 23.11 | | |
28 | Контрольная работа по теме "Сложноподчиненное предложение " | 1 | Структура СПП с придаточными сравнительными. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным Коллективная работа - презентация на тему «Приложение» | | | |
29 | Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | 1 | Структура СПП с придаточными уступительными. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Составление текста лингвистического описания по теме «СПП с придаточными уступительными» | 27.11 | | |
30 | Сложноподчиненное предложение с придаточными следствия | 1 | Структура СПП, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Коллективная работа | 30.11 | | |
31 | Урок-практикум по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными» | 1 | Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Самостоятельная работа | 4.12 | | |
32 | Сложноподчиненное предложение с придаточными присоединительными | 1 | Структура СПП с придаточными присоединительными. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным. Выполнение заданий | 7.12 | | |
33 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1 | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП. Комментирование содержания таблиц; групповая работа | 11.12 | | |
34 | Основные виды Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Составление рассуждения на лингвистическую тему; анализ художественного текста | 18.12 | | |
35 | Основные виды Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений Работа с текстом | 21.12 | | |
36 | Основные виды Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | 25.12 | | |
37 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения. | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Контрольное тестирование | 28.12 | | |
38 | Р.Р. Научный и официально-деловой стили речи. Деловые бумаги | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 15.01 | | |
39 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | ССП. Знаки препинания в нем. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 18.01 | | |
40 | Анализ контрольной работы. Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | Работа над ошибками, устранение пробелов. Самостоятельная работа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания. | 22.01 | | |
41 | Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи. Знаки препинания. Комментирование содержания таблиц; групповая работа | 25.01 | | |
42 | Двоеточие в БСП | 1 | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи. Знаки препинания. Составление рассуждения на лингвистическую тему; анализ художественного текста | | | |
43 | Тире в БСП | 1 | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи. Знаки препинания. Работа с текстом | 28.01 | | |
44 | Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения | 1 | Тема, основная мысль текста. Сжатие текста, приемы. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | 1.02 | | |
45 | Обобщение и систематизация изученного по теме «БСП» | 1 | БСП. Знаки препинания в нем. Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 7.02 | | |
46 | Контрольная работа по теме «БСП» | 1 | БСП. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 12.02 | | |
47 | Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками, устранение пробелов. Самостоятельная работа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания. | 15.02 | | |
48 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация при них | 1 | Сложное предложение. Виды и способы связи. | 19.02 | | |
49 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация при них | 1 | Сложное предложение. Виды и способы связи. Составление таблицы «Типы связи словосочетаний»; конструирование словосочетаний | 22.02 | | |
50 | Р.Р. Написание сочинения– рассуждения . | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Изучение содержания параграфа учебника | 26.02 | | |
51 | Авторские знаки препинания | 1 | Знаки препинания автора, способы и приемы их использования. Работа в парах; проектирование аргументированного текста о знаках препинания | 1.03 | | |
52 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения. | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Работа с текстом | 5.03 | | |
53 | Урок-зачет по теме «Сложное предложение» | 1 | Сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Работа с текстом | 12.03 | | |
54 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 | Сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Составление алгоритма определения предикативной основы; компрессия текста с последующей взаимопроверкой по теме «Основные единицы синтаксиса». | 15.03 | | |
55 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками, устранение пробелов. Составление алгоритма определения предикативной основы; компрессия текста с последующей взаимопроверкой по теме «Основные единицы синтаксиса». | 19.03 | | |
РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ |
56 | Роль языка в жизни общества. | 1 | Язык художественной литературы: цели, функции. Роль языка в обществе. Комментирование содержания таблиц; групповая работа | 22.03 | | |
57 | Язык как исторически развивающееся явление | 1 | Язык. Развитие языка. История происхождения. Составление рассуждения на лингвистическую тему; анализ художественного текста | 26.03 | | |
58 | Русский литературный язык и его стили | 1 | Стили Литературного языка. Работа с текстом | 1.04 | | |
59 | Урок-практикум «Применение официально – делового стиля речи на практике» | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | 5.04 | | |
60 | Контрольная работа в формате ОГЭ | 1 | Простое предложение, сложное предложение. ССП. СПП.БСП. Знаки препинания в нем. Контрольное тестирование | 8.04 | | |
61 | Контрольная работа в формате ОГЭ | 1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 12.04 | | |
62 | Лексика. Фразеология. Орфография | 1 | Лексическое значение слова Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий Объяснение орфограмм с использованием опорных материалов | 15.04 | | |
63 | Морфемика. Словообразование | 1 | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Самостоятельная работа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания. | 19.04 | | |
64 | Морфология. Орфография | 1 | Части речи. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. | 22.04 | | |
65 | Годовая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | Бессоюзное сложное предложение. ССП. СПП. .Знаки препинания в нем. Составление таблицы «Типы связи словосочетаний»; конструирование словосочетаний | 5.05 | | |
66 | Морфология. Орфография | 1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Изучение содержания параграфа учебника | 7.05 | | |
67 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Работа с текстом | 17.05 | | |
68 | Употребление знаков препинания | 1 | Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора Работа с текстом | 20.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1.Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2019
2.Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 9 класс: Книга для учи-теля / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2019.
3.Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019.
4.Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русско-му языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные докумен-ты, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского язы-ка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консуль-тации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Технические средства обучения |
| 1. Классная магнитная доска 2. Интерактивная доска 3. Персональный компьютер 4. Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 |
2. Оборудование класса |
| 1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. | 15 1 4 |