СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по русскому языку для общеобразовательных школ (Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: учебник Гольцова Н.Г. Русский язык и литературы: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2 ч. Ч.2./Н.Г. Гольцова, В.И. Шамшин, М..А. Мищерина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское поле - учебник». 2017 год

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ № от 30.08.2022




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык»

для 10 класса

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы


















г. Нижневартовск, 2022 г.

Пояснительная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по русскому языку для общеобразовательных школ (Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: учебник Гольцова Н.Г. Русский язык и литературы: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2 ч. Ч.2./Н.Г. Гольцова, В.И. Шамшин, М..А. Мищерина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское поле - учебник». 2017 год



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству  продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на

материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

Цель

Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

•расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации

в обществе;

•овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

•формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

•приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

•расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

•развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю,

готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Результаты изучения предмета «Русский язык. Базовый уровень»

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов при-общения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

•создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты в результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

    • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

    • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

    • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

    • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

    • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

    • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

    • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

    • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

    • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

    • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

    • соблюдать культуру публичной речи;

    • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

    • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

    • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

    • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

    • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

    • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

    • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

    • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

    • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

    • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

    • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

    • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке Русский язык среди языков мира.

Богатство и выразительность русского языка.

Русские писатели о выразительности русского языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография. \Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования.

Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Орфография Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Самостоятельные части речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.

Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.


Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Общие сведения о языке.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов .

День Знаний.

2

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады.

Международный день распространения грамотности

5

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Международный день школьных библиотек.

День народного единства.

4

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

4

Морфемика и словообразование.

Международный день толерантности.

2

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

5

Морфология и орфография.

День матери в России.

День российской науки.

Международный женский день


17

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

6

Служебные части речи

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

3

http://ege.edu.ruhttps://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

7

Повторение и обобщение изученного. Итоговый лингвистический проект.

День славянской письменности и культуры.

1

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class



Календарно-тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю, 34 часа)


Название раздела /

Название темы урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Дата по

плану

Дата по

факту

Примечание

1

Общие сведения о языке Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.


1

Осознавать основные функциональные стили современного русского литературного языка Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества. Осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения.

05.09



2

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка.

1

Понимать роль и значение русского литературного языка. Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей

12.09



Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч)

3

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей. Расширять свой лексический запас.

19.09



4

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.

1

Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Осознавать выразительные возможности указанных групп слов, находить их в литературном произведении.

26.09



5

Изобразительно-выразительные

средства русского языка.

1

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и характеризовать их; употреблять тропы и фигуры при создании

текста

03.10



6

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи. Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности.

10.10



7

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография

1

Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов. Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации

17.10



Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 ч)

8

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.

1

Владеть основными терминами и понятиями раздела. Уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове. Уметь выполнять фонетический разбор.

24.10



9

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.

1

Вырабатывать правильное литературное произношение. Уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка. Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении

07.11



10

Стартовая контрольная работа

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о возможностях употребления лексических средств, орфограмм, орфоэпических норм.

14.11



11

Р.р. Сочинение – рассуждение по заданному тексту.

1

Владеть нормами написания сочинения – рассуждения по заданному тексту.

21.11



Морфемика и словообразование (2 ч)

12

Основные понятия морфемики и словообразования

1

Владеть основными терминами и понятиями раздела. Употреблять их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию. Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием.

27.11



13

Словообразование. Морфологические способы словообразования.

1

Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Осознавать стилистические возможности морфем. Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами. Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении

07.12



Морфология и орфография (17ч)

14

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

14.12



15

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

21.12



16

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

28.12



17

Правописание согласных Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные и и ы после приставок. Употребление ъ и ь

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

09.01



18

Контрольная работа

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о возможностях употребления лексических средств, орфограмм, орфоэпических норм.

16.09



19

Самостоятельные части речи Имя существительное как часть речи.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи. Определять грамматические признаки имени существительного. Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать верные формы сочетающихся с именами существительными имён прилагательных и глаголов прошедшего времени.

23.01



20

Морфологические особенности имен существительных

1

Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний. Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований. Выполнять морфологический разбор имён существительных

30.01



21

Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён прилагательных.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи. Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имён прилагательных.

06.02



22

Особенности образования и употребления.

1

Обоснованно выбирать верные формы падежных окончаний имён прилагательных. Находить в текстах художественных произведений имена прилагательные, выявлять эпитеты и определять их роль в создании образа и настроения

13.02



23

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи.

20.02



24

Особенности употребления имен числительных.

1

Производить морфологический разбор имени числительного. Анализировать особенности склонения имён числительных.Понимать особенности употребления имён числительных в речи. Употреблять в собственной речи верные формы имён числительных

27.02



25

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о местоимении как части речи. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Выполнять морфологический разбор местоимений. Соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике

06.03



26

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи. Понимать особенности грамматических категорий глагола. Употреблять в речи правильные глагольные формы. Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола. Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике.

13.03



27

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор причастия. Понимать особенности образования причастий с учётом грамматических и сочетательных норм. Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор

20.03



28

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор деепричастия. Осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги. Определять роль деепричастий в предложении и тексте

04.04



29

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.

1


11.04



30

Контрольная работа.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о возможностях употребления лексических средств, орфограмм, орфоэпических норм.

17.04



Служебные части речи (3 ч)

31

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи. Выполнять морфологический разбор предлогов. Объяснять написание предлогов. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов

24.04



32

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор союзов. Объяснять написание союзов. Определять роль союзов в предложении и тексте. Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

15.05



33

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о частицах и их грамматических признаках. Объяснять выбор верного написания частиц. Определять роль частиц в предложении и тексте. Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

22.05



34

Повторение и обобщение изученного. Итоговый лингвистический проект.

1

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления

27.05




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Голъцова. Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус­ское слово, 2018.

  1. Гольцова. Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2019.

  1. Гольцова. Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2018.

  2. Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2018.

  3. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2018.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :

www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm

2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :www.labirint.ru/software/135117/

3. http://ege.edu.ru

4. https://resh.edu.ru/subject/13/10

5. https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!