СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 4 класса с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 4 класса с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 4 класса с ТНР»

Приложение 1

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с тяжелыми

нарушениями речи (вариант 2)










Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для обучающихся 4 класса

на 2023-2024 учебный год













Составитель:

И.А. Новикова












Биробиджан, 2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.В. (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2014г.);

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с использованием УМК «Школа России».

Основными целями начального обучения русскому языку являются:

- приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

- коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.

Воспитательный потенциал предмета «русский язык» реализуется через:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

Планируемые образовательные результаты

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

духовно-нравственного воспитания:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих вред природе;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающихся будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающихся будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающихся будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающихся будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающихся будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Предметные результаты

К концу обучения в четвёртом классе обучающиеся научатся:

  • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;

  • объяснять роль языка как основного средства общения;

  • объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

  • проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

  • подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

  • проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

  • устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

  • определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

  • устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения;

  • распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

  • разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

  • производить синтаксический разбор простого предложения;

  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

  • применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;

  • правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;

  • осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

  • определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

  • корректировать порядок предложений и частей текста;

  • составлять план к заданным текстам;

  • осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

  • осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

  • осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

  • уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

Содержание учебного предмета

Ведущие методы обучения.
Учитывая специальные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи необходимым представляется использование совокупности словесных, наглядных, практических и игровых методов с преобладающей ролью наглядных и практических методов.

Наряду с традиционными методами обучения особое внимание уделяется методу наглядности и методу лингвистического эксперимента.
Метод наглядности призван визуализировать скрытые от ребенка лингвистические явления и закономерности и предполагает использование различных внешних опор в виде схем, условных обозначений. Основным условием при отборе средств наглядности является облегчение процесса ориентации обучающихся с ОНР в лингвистических явлениях. Поэтому условные обозначения и схемы не должны быть слишком сложными и требовать длительного времени для заучивания. Ряд схем и условных обозначений могут носить промежуточный характер, поэтому заучивание их названий или названий их элементов не требуется и закрепляется только в пассивном словаре, чтобы ученики понимали инструкции и могли их выполнить соответствующим образом.
В рамках данного метода можно выделить методы моделирования и конструирования языкового материала.
Метод лингвистического эксперимента предполагает, что обучающимся не дается готовых ответов. Поиск решения той или иной лингвистической задачи проходит в совместной работе учеников и педагога. Перебор вариантов, выбор наилучшего способа решения формирует у обучающихся чувство языка, мотивацию к работе с лингвистическим материалом, публичного признания, снимает страх ошибки и потребность в угадывании единственно правильного результата. Метод лингвистического эксперимента не отрицает и не исключает
использования алгоритмов решения лингвистических задач.
Алгоритмизация последовательности действий при манипуляциях с лингвистическим материалом позволяет создать ориентировочную основу и сформировать умственный план действий. Использование наглядных опор и алгоритмов лингвистических действий и операции производится в соответствии с теорией формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.

Фонетика и графика

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

Орфоэпия

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика)

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных
во множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения
I и II спряжения глаголов.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

Частица не, её значение (повторение).

Синтаксис

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;

наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).

Развитие речи

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.

Место предмета в учебном плане

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 2 - 3 классах и рассчитана на 170 часов (по 5 часов в неделю при 34 учебных неделях).







Тематическое планирование


Содержание программного материала


Кол-во часов

1

Повторение.

11

2

Предложение.

9

3

Слово в языке и речи.

14

4

Части речи.

7

5

Имя существительное.

39

6

Имя прилагательное.

29

7

Местоимения.

8

8

Глагол.

34

9

Повторение.

19


ИТОГО:

170 часов



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

Кол — во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Повторение (11 часов)

1

Наша речь и наш язык.

1



2

Текст. План текста.

1



3

Типы текстов.

1



4

Предложение. Виды предложений.

1



5,

6

Знаки препинания в конце предложения.

Обращение.

2



7

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения.

1



8

Развитие речи.

Изложение. (стр.23 упр.31)

1



9

Работа над ошибками.

Словосочетание.

1



10

Входной диктант.

1



11

Работа над ошибками. Основа предложения. Словосочетание.

1



Предложение (9 часов)

12

Однородные члены предложения.

1



13

Словарный диктант. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

1



14,

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2



16

Развитие речи. Сочинение по картине.(стр.34 упр.48)

1



17

Работа над ошибками. Простые и сложные предложения.

1



18

Сложные предложения и предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении.

1



19

Знаки препинания в сложном предложении.

1



20

Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная работа по теме «Предложение».

1



Слово в языке и речи (14 часов)

21

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

1



22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1



23

Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1



24

Развитие речи. (стр.46 упр.67)

1



25

Работа над ошибками. Состав слова.

1



26

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова.

1



27

Состав слова. Суффиксы и приставки.

1



28

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

1



29

Словарный диктант. Упражнение в написании приставок и суффиксов.

1



30

Упражнение в написании приставок и суффиксов.

1



31

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

1



32,

33

Разделительные

Ь И Ъ знаки.

2



34

Диктант по теме: «Слово»

1



Части речи (7 часов)

35

Работа над ошибками.

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Имя существительное.

1



36

Развитие речи. (стр.66 упр.110)

1



37,

38

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имён прилагательных.

Имя числительное.

2



39

Глагол как часть речи.

1



40,

41

Наречие как часть речи.

Проверочная работа.

2



Имя существительное (39 часов)

42

Работа над ошибками. Повторение сведений об имени существительном. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.

1



43

Несклоняемые имена существительные. Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имён существительных.

1



44

Развитие речи. (стр.77 упр.133)

1



45

Упражнение в распознавании одушевленных имён существительных в родительном, винительном и дательном падежах имён существительных.

1



46

Упражнение в различении имён существительных в творительном и предложных падежах.

1



47

Три типа склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

1



48

Словарный диктант. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1



49

2-е склонение имён существительных.

1



50

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1



51

3-е склонение имён существительных.

1



52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1



53

Упражнения в распознавании имён существительных трёх склонений.

1



54

Развитие речи. Обучающее сочинение. (стр.101 упр.180)

1



55

Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1



56

Именительный и винительный падежи.

1



57,

58

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

2



59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1



60

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1



61

Упражнения в правописании имён существительных в дательном падеже.

1



62

Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1



63

Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

1



64,65

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

2



66,

67

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

2



68

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Подготовка к проверочной работе.

1



69

Проверочная работа. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1



70

Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1



71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Подготовка к итоговому четвертному диктанту.

1



72

Диктант по теме: «Имя существительное»

1



73

Работа над ошибками. Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1



74

Множественное число имён существительных.

1



75

Именительный падеж имён существительных во множественном числе.

1



76

Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.


1



77

Словарный диктант. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

1



78

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1



79

Развитие речи. Изложение (стр.141 упр.273)

1



80

Обобщение знаний об имени существительном.

1



Имя прилагательное (29 часов)

81

Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи.

1



82

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1



83

Словарный диктант.

Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных.

1



84

Начальная форма имени прилагательного.

1



85

Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Ознакомить со способами проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

1



86

Развитие речи. (стр.13 упр.21, 22)




87

Работа над ошибками. Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода.

1



88

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1



89

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1



90

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаниях.

1



91

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1



92

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1



93,

94

Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

2



95,

96

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

2



97

Словарный диктант. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

1



98

Развитие речи. Изложение. (стр.36 упр.77)

1



99

Работа над ошибками.Склонение имён прилагательных множественного числа.

1



100

Склонение имён прилагательных множественного числа.

1



101

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

1



102

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

1



103

104

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

2



105

Развитие речи. Изложение. (стр.46 упр.99)

1



106

107

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа во всех падежах.

Проверочная работа.

2



108109

Обобщение знаний об имени прилагательном.

2



Местоимения (8 часов)

110

Контрольное списывание.

1



111

112

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 –го лица.

2



113

Словарный диктант. Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа.

1



114

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1



115

Правописание личных местоимений в косвенных формах и местоимений с предлогами.

1



116

Развитие речи. Изложение текста по плану. (стр.65 упр.138)

1



117

Работа над ошибками.

Проверочная работа.


1



Глагол (34 часа)


118

Глагол как часть речи.

1



119

120

Изменение глаголов по временам.

2



121

Неопределённая форма глагола.

1



122

123

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

2



124

Диктант по теме: «Части речи»

1



125

Работа над ошибками.

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.

1



126

Спряжение глаголов.

1



127

Развитие речи. Сочинение по картине. (стр.87 упр.179)

1



128

Работа над ошибками. Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола

1



129

Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа.

1



130

Проект «Пословицы и поговорки»

1



131

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами.

1



132

1 и 2 спряжение глаголов.

1



133

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1



134

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

1



135

136

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

2



137

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2



139

Словарный диктант. Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление)

1



140

141

Упражнение в правописании безударных личных окончаний –тся и ться в возвратных глаголах. Проверочная работа.

2



142

Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1



143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1



144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1



145

Развитие речи. Обучающее сочинение. (стр.108 упр.228)

1



146

147

Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.

2



148

Диктант по теме: «Глагол»

1



149

Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола.

1



150

Промежуточная аттестация.

1



151

Работа над ошибками. Повторение знаний о глаголах.

1



Повторение (19 часов)

152

Язык и речь. Текст, типы текстов.

1



153

Развитие речи. Изложение. (стр.119 упр.253)

1



154

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.

1



155

Главные и второстепенные члены предложения.

1



156

Однородные члены предложения.

1



157

158

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения.

2



159

Распространённые и нераспространённые предложения.

1



160

Словарный диктант.

Слово и его лексическое значение.

1



161

162

Работа над ошибками. Значимые части слова.

2



163

Словообразование.

1



164

Правописание гласных и согласных в корне слов.

1



165

Развитие речи. Сочинение. (стр.134 упр.294)

1



166

167

Работа над ошибками. Части речи.

Морфологические признаки частей речи.

2



168

Упражнение в правописании частей речи.

1



169

170

Фонетико – графические упражнения.

Звукобуквенный и звуковой разбор слов.

2







Контрольно — измерительный материал

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку. Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания.

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания.

Над каждым словом указать части речи. 2. Разобрать слова как части речи: укрыли, молочным, (за) ночь. 3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.






























Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.- М.:Просвещение.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.-М.:Просвещение.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.- М.:Просвещение.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.- М.:Просвещение

5.Интернет ресурсы:

http://viki.rdf.ru/cd_ella/- Детские электронные презентации и клипы.

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.openclass.ru/weblinks/30533 - Открытый класс.

http://pedsovet.org/forum/topic7165.html - Педсовет

http://method.rcde.nov.ru/items.asp?id=500000935 - Хранилище методических материалов.

http://www.rm.kirov.ru/index.htm "Русский медвежонок"

http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый словарь О. Даля.

http://www.nachalka.com/ Начальная школа - детям, родителям, учителям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!