Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования;
- Положением о рабочих программ педагога, реализующих ФГОС второго поколения;
- Положением о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология"5 – 8 классы, под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф»,2014 года и ориентирована на использование учебника "Технология" (Технология ведения дома) для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2013 г, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• исследовательские и проектные действия;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• формулирование определений понятий;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
• саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
• осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
• разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
• работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
• определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
• наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);
• выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
• читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
• выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
Личностные результаты изучения предмета:
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• нравственно-эстетическая ориентация;
• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
• развитие готовности к самостоятельным действиям;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
• проявление технико-технологического и экономического мышления;
• экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Технологии ведения дома 5 класс»
(68 часов)
Творческая проектная деятельность (вводная часть) – 2 часа
Вводный урок. Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов.
Оформление интерьера – 4 часа
запуск 1-го проекта «Планирование кухни-столовой»
Интерьер и планировка кухни-столовой. Эскиз кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне. Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
Кулинария – 18 часов
запуск 2-го проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
Санитария и гигиена. Правила безопасности на кухне. Здоровое питание. Режим питания. Энергия пищи. Технология приготовления бутербродов. Технология приготовления горячих напитков. Технология приготовления блюд из яиц. Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Продукты разные нужны, блюда разные важны. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Повторительно-обобщающий урок по теме «Кулинария».
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 24 часа
запуск 3-го проекта возможные темы: «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака»
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Изготовление выкроек Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. Бытовая швейная машина.
Основные операции при машинной обработке изделия. Влажно – тепловая обработка ткани. Машинные швы
Технология изготовления швейных изделий (рабочей одежды)
Обработка нижней части фартука швом подгибку с закрытым срезом. Изготовления и оформление карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука. Обработка верхнего среза фартука.
Обработка пояса. Контроль и оценка качества готового изделия. Обработка проектного материала
Художественные ремёсла – 20 часов
запуск 4-го проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции.
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитье
Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
Сборка изделия.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Технология. Технология ведения дома: 5 класс Учебник. Авторы: Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2016г
Тематическое планирование 5 класс.
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный инструктаж. Правила безопасности . | 1 |
2 | Что такое творческий проект. Этапы творческого проекта. | 1 |
3 | Интерьер и планировка кухни-столовой. | 1 |
4 | Эскиз кухни-столовой. | 1 |
5 | Бытовые электроприборы на кухне. | 1 |
6 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой». | 1 |
7 | Санитария и гигиена. | 1 |
8 | Правила безопасности на кухне. | 1 |
9 | Здоровое питание. | 1 |
10 | Основы рационального питания. | 1 |
11 | Технология приготовления бутербродов. | 1 |
12 | Виды бутербродов. | 1 |
13 | Технология приготовления горячих напитков. | 1 |
14 | Чай, кофе, какао – секреты приготовления. | 1 |
15 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | 1 |
16 | Тепловая обработка круп, бобовых и макаронных изделий. | 1 |
17 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. | 1 |
18 | Механическая кулинарная обработка овощей. | 1 |
19 | Тепловая кулинарная обработка овощей. | 1 |
20 | Технология приготовления салата из вареных овощей. | 1 |
21 | Технология приготовления блюд из яиц. | 1 |
22 | Приготовление блюд из яиц. | 1 |
23 | Сервировка стола к завтраку. | 1 |
24 | Как правильно вести себя за столом. | 1 |
25 | Производство текстильных материалов. | 1 |
| | |
26 | Волокна растительного происхождения | 1 |
27 | Текстильные материалы и их свойства | 1 |
28 | Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. | 1 |
29 | Изготовление выкроек. | 1 1 |
30 | Инструменты и приспособления. | 1 |
31 | Определение размеров швейного изделия. | 1 |
32 | Изготовление выкройки фартука. | 1 |
33 | Раскрой швейного изделия. | 1 |
34 | Раскладка выкроек. | 1 |
35 | Швейные ручные работы. | 1 |
36 | Понятие о стежке, строчке и шве. | 1 |
37 | Швейная машина. | 1 |
38 | Приемы работы на швейной машине. | 1 |
39 | Основные операции при машинной обработке изделия. | 1 |
40 | Требования к выполнению машинных работ. | 1 |
41 | Влажно-тепловая обработка ткани. | 1 |
42 | Основные операции влажно-тепловая обработки. | 1 |
43 | Машиные швы. | 1 |
44 | Соединительные, отделочные, краевые. | 1 |
45 | Технология изготовления швейных изделий. | 1 |
46 | Технология пошива фартука. | 1 |
47 | Обработка боковых срезов фартука. | 1 |
48 | Обработка верхнего среза фартука. | 1 |
49 | Обработка нижнего среза фартука. | 1 |
50 | Обработка пояса. Сборка фартука. | 1 |
51 | Контроль и оценка качества готового изделия. | 1 |
52 | Контроль и оценка качества готового изделия. | 1 |
53 | Художественные ремесла. | 1 |
54 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 |
55 | Основы композиции. | 1 |
56 | Основы композиции. | 1 |
57 | Орнамент. | 1 |
58 | Символика в орнаменте. | 1 |
59 | Цветовое сочетание в орнаменте. | 1 |
60 | Цветочное сочетание в орнаменте. | 1 |
61 | Лоскутное шитье. | 1 |
62 | Лоскутное шитье. | 1 |
63 | Раскрой элементов. | 1 |
64 | Раскрой элементов. | 1 |
65 | Соединение деталей изделия. | 1 |
66 | Соединение деталей изделия. | 1 |
67 | Сборка изделий. | 1 |
68 | Контроль и оценка качества готового изделия. | 1 |
Нормы оценивания устных ответов учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Воспитание учащихся важный аспект на уроках технологии.
Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как личность. Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания. 1.Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.
3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе.
4.Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.
5.Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).
Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.
Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к
каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и опроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?
Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
Каждый учитель невольно создает свои традиции на уроке. Требования, которые я предъявляю постепенно становятся нормой поведения для учащихся: культура труда, культура поведения.
Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю все необходимое. Если заняты все швейные машины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Они принимают их как должное, а не как каприз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный и аппетитный вид, придумать название, красиво сервировать стол, а также, определить место и правила подачи блюда за национальным столом. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуя друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учениц, поддержать их и поощрять их стремление. Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.
Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а
сознательной дисциплины, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего , так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения. Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученицам не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть, постирать и отутюжить.
Обязательно обращаю внимание учащихся на важность правильного ухода за одеждой и своевременной ее починки. Это продлит срок службы одежды, в итоге - экономятся средства. Учащимся необходимо знать, какую одежду чем стирать, как сушить и утюжить.
При проведении уроков по кулинарии я объясняю, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, рационально питаться в семье.
Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся — это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.
Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.