Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШУМО гуманитарных дисциплин МБОУ «Селекционная СОШ», протокол от28августа 2020 г. №3 | Согласовано методическим советом МБОУ «Селекционная СОШ» протокол от28августа 2020 г. №1 | Утверждено приказом МБОУ «Селекционная СОШ» от 31 августа 2020 №128 |
Рабочая программа по учебному предмету
«Всеобщая История. История Нового времени»
основного общего образования
для 9 класса
на 2020-2021учебный год
Составитель: Болотина Анна Геннадьевна
учитель истории и обществознания
с. Селекционное
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной общеобразовательной программой основного общего образования М. Л. Несмелова. 9 класс — М. : Просвещение, 2020.
Количество часов в программе 28 из расчета 2 часа в неделю.
По программе 32 часа и 3 резервных часа . т.к. в годовом календарном учебном графике 2020-2021 г.г. 34 недель, количество часов 68 (28 часов на всеобщую истории и 40 часа на истории России ).В рабочей программе предполагается 1 час на урок по теме «США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»» и 1 час на урок по теме «Международные отношения в XIX — начале ХХ вв. Основные итоги истории XIX — начала ХХ в.»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
-сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
-осознание российской идентичности в поликультурном социуме;
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;
-развитие чувства личности;
- система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;
- предпосылки правосознания и социальные компетенции способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.
Метапредметные
-освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
-готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
-овладение навыками работы с информацией.
Предметные
-знание основных дат, этапов и ключевых событий всеобщей истории XIX — начала XX в.; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
-сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов, происходивших в XIX — начале XX в.; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);
- сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию
тематических и общих (обзорных) исторических карт;
-сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при
изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
- сформированность умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);
-сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;
- сформированность умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);
- сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях XIX — начала XX в., показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;
- сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов;
- сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;
- сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям XIX — начала XX в., достижениям мировой культуры;
— сформированность умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Содержание курса
«Всеобщая история. История Нового времени» в 9 классе
Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты. Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма.
Новые тенденции в экономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм и особенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства, торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта, экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков. Экономические кризисы. Усиление экономического соперничества между великими державами.
Расширение спектра общественных движений: консерватизм,
либерализм, социализм, марксизм, реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение. I и II Интернационалы.
Колониальные империи (британская, французская, испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии и зависимые страны. Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческая
роль колониализма.
Франция в период консульства. Первая империя во Франции. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Поход в Россию. «Сто дней» Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение наполеоновской империи.
Венский конгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священный союз. Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в 30–40-е гг. XIX века. Крымская война. Национальные и колониальные войны.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг. Европейские революции 1830–1831 гг. и 1848–1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.
Великобритания. «Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм. Либеральный и консервативный политические курсы. Парламентские реформы. У. Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос. Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британской нации.
Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III. Политическое развитие и кризис Третьей Республики. Франко-прусская война и ее последствия.
Движение за национальное единство и независимость Италии. Рисорджименто. Д. Гарибальди. Образование единого государства в Италии. К. Кавур.
Политическая раздробленность германских государств. Войны за объединение Германии Создание Германской империи. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новый политический курс.
Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашение конституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867 г.). Император Франц-Иосиф.
Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.
Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба в начале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Борьба за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. С. Боливар. Мексиканская революция.
Особенности экономического развития Латинской Америки. Судьба индейцев. Межгосударственные конфликты.
Традиционные устои Османской империи и попытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция.
Завершение завоевания Индии англичанами. Индийское национальное
движение и восстание сипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британской короны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второй половине XIX века. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.
Китай в период империи Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиления Китая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция 1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.
Кризис Сегуната Токугава. Открытие Японии. Преобразования эпохи Мейдзи. Превращение Японии в великую державу.
Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война.
Военные союзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политика европейских государств. Международное соперничество и войны западных стран в начале ХХ века. Русско-японская война. Возникновение Тройственной Антанты. Марокканские кризисы.
Боснийский кризис. Балканские войны. Июльский кризис 1914 года и начало Первой мировой войны.
Новая научная картина мира. А. Эйнштейн. Путешествия и развитие географических знаний. Открытия в астрономии, химии, физике. Биология и эволюционное учение. Ч. Дарвин. Революция в медицине. Л. Пастер. Р. Кох. Гуманитарные и социальные науки. Начальное и общее образование. Женское образование. Немецкая университетская революция. А. Гумбольдт. Распространение идеи университета за пределы Европы.
«Золотой век» европейской культуры. Художественные стили и направления в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и музыке. Культура модерна. Зарождение массовой культуры. Возрождение Олимпийских игр. Кинематограф.
Духовный кризис индустриального общества. Декаданс
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Глава I. Начало индустриальной эпохи | 9 |
3. | Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 8 |
4. | Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в | 3 |
5. | Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. | 7 |
Календарно-тематическое планирование (28 часов)
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата проведения урока |
планируемая | фактическая |
Введение (1ч) |
1. | Введение: «Долгий» XIX век | 1 | | |
Глава I. Начало индустриальной эпохи (9 ч) |
2. | Экономическое развитие в XIX – начале ХХв. | 1 | | |
3. | Меняющееся общество | 1 | | |
4. | Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
5-6. | «Великие идеологии» | 2 | | |
7. | Образование и наука | 1 | | |
8-9. | XIX век в зеркале художественных исканий | 2 | | |
10. | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | 1 | | |
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 ч) |
11-12. | Консульство и империя Наполеона Бонапарта | 2 | | |
13. | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи | 1 | | |
14. | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | | |
15. | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | | |
16. | Германия в первой половине XIX в. | 1 | | |
17. | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | 1 | | |
18. | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост | 1 | | |
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. (3 ч) |
19. | Страны Азии в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
20. | Африка в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
21. | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | | |
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. (7 ч) |
22. | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | | |
23. | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | | |
24. | Германия на пути к европейскому лидерству | 1 | | |
25. | Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1 | | |
26. | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | | |
27. | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | | |
28. | Международные отношения в XIX — начале ХХ вв. Основные итоги истории XIX — начала ХХв. | 1 | | |
Приложение 1
Лист внесения изменений
Дата проведения урока | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
планируемая | фактическая |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
9