СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.03 УП. 01 Пленэр дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования города Ноябрьск

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету  ПО.03 УП. 01 Пленэр

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства

«Живопись»

Разработчик:

Круглова Светлана Александровна, Заведующая отделением изобразительного искусства, преподаватель высшей квалификационной категории

МАОУ ДОД  «Детская школа искусств  им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.03 УП. 01 Пленэр дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования города Ноябрьск















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету ПО.03 УП. 01 Пленэр

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства

«Живопись»


















2013



«Одобрено»

Методическим советом

МАОУ ДОД ДШИ им. П.И. Чайковского

Протокол от «_17» апреля2013 г. № 1


«Утверждаю»

Директор МАОУ ДОД ДШИ им. П.И. Чайковского

______________________Ю.Б. Литарова

«17» апреля 2013 г.





Разработчик:

Круглова Светлана Александровна, Заведующая отделением изобразительного искусства, преподаватель высшей квалификационной категории

МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск



Рецензент:


Захарова Елена Андреевна,

Методист МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского».

Г. Ноябрьск


Рецензент:


Поникарова Елена Анатольевна

Заведующая отделением изобразительного искусства, преподаватель высшей квалификационной категории

МАОУ ДОД «Детская школа искусств»

Г. Муравленко






















Содержание

С.



Пояснительная записка


3

Учебный – тематический план


7

Содержание предмета


9

Требования к уровню подготовки обучающегося


14

Формы и методы контроля, система оценок


16

Методические рекомендации


18

Литература


20
































Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Пленэр» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты.

Программа учебного предмета «Пленэр» определяет содержание и организацию образовательного процесса в детской школе искусств имени П.И. Чайковского.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Программа «Пленэр» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

Рабочая программа по предмету «Пленэр» ориентирована на:

Работу учащихся на открытом воздухе, является обязательной учебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись». Пленэр проводится в конце учебного года - конец мая. Курс пленэра, включает в себя изображение отдельных природных форм, элементов пейзажа, архитектуры, небольших пейзажей городского и сельского типа. В процессе работы на пленэре формируются новые понятия в постижении живописного мастерства - общий тон, цветовая среда, что расширяет и углубляет знания, полученные на предметах рисунок и живопись. Различные виды этюдов, набросков и зарисовок помогают в работе над композиционными эскизами.

Цель программы «Пленэр» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.

  • Изучение основ изобразительной грамоты, законов построения на плоскости, выразительных средств.

  • Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.

  • Развитие мотивации обучающихся, к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.

  • Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла, для решения творческой задачи.


Задачи программы:

Образовательные:

- научить применять на практике знания о линейной и воздушной перспективе;

- научить передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- научить применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

- научить сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

дать знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

- дать знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- выработать навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- выработать навыки передачи световоздушной перспективы;

- выработать навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Развивающие: развитие зрительной памяти, ассоциативного и образного мышления. Воспитательные: воспитание любви к природе; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.

Самое главное в процессе обучения является совокупностью межпредметных связей, изучения всех предметов изобразительного искусства. Работа на пленэре – это комплексная система последовательного усложнения длительных и краткосрочных учебных заданий. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией по предмету «Пленэр», включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом, где проводится беседа и анализ репродукций произведений мастеров искусства, и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические умения состоят из накапливания знаний, изобразительного навыка.

Темы, предлагаемые в рабочей предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «Пленэр»:

  1. Темы, развивающие наблюдения.

  2. Темы, развивающие композиционное мышление.

  3. Тема для грамотного изображения линейной и воздушной перспективы.

  4. Темы в жанрах пейзаж.

  5. Темы тесно связанные с зарисовками и набросками.

Ожидаемые результаты

За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:

- знание основных элементов изобразительной деятельности, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- знания законов линейной и воздушной перспективы;

- умение применять законы на практике;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах – о ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;

- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Условия реализации программы

При реализации программы «Живопись» по предмету «Пленэр» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель.


Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Пленэр» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Пленэрные занятия проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса.

Срок реализации рабочей программы по предмету «Пленэр» для детей, поступивших в предпрофессиональной образовательное учреждение в первый класс по пятилетней программе в рекомендуемом возрасте с одиннадцати до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Пленэр» составляет 112 часов.

Распределение учебного времени по годам обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

-

28

28

28

28


Основная форма занятия - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Программа по пленэру строится по следующему принципу: от выразительно-характерного образа, передаваемого средствами, свойственными обучающимся 2 класса, путем постепенного обогащения его наблюдениями с натуры, овладения изобразительными средствами живописи и рисунка обучающийся движется к развитому живописному изображению.

Преподавание предмета «Пленэр» неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция».

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год.

Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы.

Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра учебно-творческих работ в октябре. Текущий контроль успеваемости, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Методы обучения:

Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).

Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, этюды).





















Учебный – тематический план.


2 класс


Пленэрная практика – 28 часа.

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Общий объем времени (в часах).

1.

Вводная беседа.

Зарисовка дерева с натуры.

0,5

3,5

4

2.

Композиция из деревьев разных по характеру.

0,5

3,5

4

3.

Зарисовка трав, цветов, веток.

0,5

7,5

8

4.

Этюд деревьев.

0,5

3,5

4

5.

Этюды (земля, вода, небо).

0,5

3,5

4

6.

Зарисовка архитектурной детали.

0,5

3,5

4


3 класс


Пленэрная практика – 28 часа.

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Общий объем времени (в часах).

1.

Подробный рисунок одного дерева (по выбору).

0,5

3,5

4

2.

Линейная зарисовка дома с деревьями и кустами.

0,5

3,5

4

3.

Этюд с дорогой и деревьями.

0,5

3,5

4

4.

Этюд с водой. Отражение деревьев и неба в воде.

0,5

7,5

8

5.

Зарисовка архитектуры

(дом с двориком).

0,5

7,5

8





4 класс


Пленэрная практика – 28 часа.

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Общий объем времени (в часах).

1.

Зарисовка замкнутого дворика.

0,5

7,5

8

2.

Этюд замкнутого дворика.

0,5

3,5

4

3.

Зарисовка городского пейзажа.

0,5

7,5

8

4.

Этюд дома с деревьями (низкий горизонт).

0,5

7,5

8




5 класс


Пленэрная практика – 28 часа.

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Общий объем времени (в часах).

1.

Зарисовка сюжета с глубокой перспективой (аллея, улица).

0,5

7,5

8

2.

Зарисовка городского пейзажа

(каменная архитектура).

0,5

7,5

8

3.

Этюд городского пейзажа (деревянная архитектура).

0,5

7,5

8

4.

Этюд с водой.

0,5

7,5

8















Содержание учебного предмета.

Первый год обучения (2 класс).

Обучающимся необходимо дать первоначальное понятие о принципах пленэрного рисования, передаче световоздушной среды. Живописный этюд длится непродолжительное время. В карандашных зарисовках нужно также изображать натуру в том или ином состоянии, почувствовать в карандаше пленэр (взаимодействие света и тени, воздушную среду). Учащиеся рисуют зарисовки лопухов, цветов, травинок и т.д. Беседы сопровождаются показом репродукций, лучших работ учеников ДШИ и преподавателя.

С первых заданий необходимо обучать умению выбирать формат в зависимости от характера натуры. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Все задания выполняются на листах от 1/5 листа до 1/4 листа.


Задание № 1.

Зарисовка дерева с натуры.

Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования, получение навыков работы на открытом воздухе.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 2.

Композиция из деревьев разных по характеру.

Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 3

Зарисовка трав, цветов, веток.

Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования. Внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к натуре, точность передачи ее в рисунке.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 4

Этюд. Дерево, цветущее дерево.

Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Знакомство с понятием цветовой среды.

Материал исполнения: акварель, бумага.


Задание № 5

Этюды (земля, вода, небо).

Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Работа отношениями.

Материал исполнения: акварель, бумага.


Задание № 6

Зарисовка архитектурной детали.

Цель задания: Внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к натуре, точность передаче пропорций. Изучение особенности строения формы.

Материал исполнения: карандаш, бумага.



Второй год обучения (3 класс).

В третьем классе учащиеся получают дальнейшее развитие умений и навыков, приобретенных в прошлом году. Продолжают изучать законы линейной и воздушной перспективы; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектуры сооружений; связи их с окружающей средой. Дается понятие собственных и падающих теней и их взаимосвязь.

Дети знакомятся с архитектурой, особенностями их конструкции; связью с их историческим прошлым, что является важным фактором в идейно-воспитательной работе. Приобретенные знания и навыки используются в дальнейшей работе над композицией.

Все задания выполняются на листах от 1/5 листа до 1/4 листа.


Задание № 1

Подробный рисунок одного дерева (по выбору).

Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 2

Линейная зарисовка дома с деревьями и кустами.

Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 3

Этюд с дорогой и деревьями

Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды.

Материал исполнения: акварель, бумага.


Задание № 4

Этюд с водой. Отражение деревьев и неба в воде.

Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды.

Материал исполнения: акварель, бумага.


Задание № 5

Зарисовка архитектуры (дом с двориком)

Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Третий год обучения (4 класс).

В четвертом классе обучения углубляются знания учащиеся о пейзаже. На примере мастеров жанра изучается построение пейзажного мотива, соотношение планов. Идет изучение линейной и воздушной перспективы. Происходит развитие чувства пространства, изучение средств передачи пространства. Возможно выполнение задания в технике гризайль или на тонированной бумаге угольным карандашом и мелом.

Летняя практика расширяет представление учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленэра», служит для сбора материала по композиции на тему: Сюжетная композиция по зарисовкам с летней пленэрной практики.

Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/3 листа (неполного).


Задание № 1

Зарисовка дворика

Цель задания: Знакомство с жанром сельского и городского пейзажа, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта».

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 2

Этюд замкнутого дворика

Цель задания: Работа с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «открытая и замкнутая композиция».

Материал исполнения: акварель, бумага.


Задание № 3

Зарисовка городского пейзажа (деревянная архитектура).

Цель задания: Рисунок в жанре пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 4

Этюд дома с деревьями (низкий горизонт).

Цель задания: Живописная работа в жанре пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «открытая композиции».

Материал исполнения: акварель, бумага.


Четвертый год обучения (5 класс).

Основной задачей четвертого года обучения является передача в этюдах и зарисовках состояния дня, погоды и т. д., передача воздушной среды, соотношение планов, света и тени. Выполняются зарисовки с глубокой перспективой. Решение колористического решения пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, ветер, утро и т.п. изучения особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение a,laprima короткие этюды на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей.

Беседы сопровождаются показом репродукций работ мастеров акварельной живописи, графики ( например: этюдов Т. Остроумовой - Лебедевой, В. Серов, М. Врубель, В. Суриков, рисунки И. Шишкина), лучших работ учеников из методического фонда, преподавателя.

Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/3 листа.


Задание № 1

Зарисовка сюжета с глубокой перспективой (аллея, улица)

Цель задания: Закрепление навыков изображения глубины пространства.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 2

Зарисовка городского пейзажа (каменная архитектура).

Цель задания: Закрепление навыков изображения глубины пространства.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 3

Этюд городского пейзажа (деревянная архитектура).

Цель задания:Дальнейшее освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Создание колорита в работе.

Материал исполнения: карандаш, бумага.


Задание № 4

Этюд с водой.

Цель задания: Дальнейшее освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Создание колорита в работе.

Материал исполнения: акварель, бумага.
































Требования к уровню подготовки обучающегося


Содержание программы учебного предмета «Пленэр» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.

Результатом освоения программы по пленэру является:

- приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

- развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;

- умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Обучающиеся, освоившие программу по пленэру, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Результатом освоения программы первый год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- навыки работы на натуре, на открытом воздухе;

- умение внимательно, вдумчиво, заинтересованно относиться к натуре, точно передавать ее на рисунке;

- умение применять выразительность линии, пятна в передаче «живой» формы;

- умение изображать несложные пейзажи, основываясь на трех основных отношениях (земля, небо, деревья).

- умение передавать характер и пропорции формы предметов;

- умение передавать линейную и световоздушную перспективы;

Результатом освоения программы второй год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- умение внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы;

- умение решать пейзаж на 2-3 плана, на 4-5 цветовых отношений (небо, земля, вода, деревья);

- умение передать в этюде состояния дня с помощью цвета (солнечный день, пасмурный...);

- умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения;

- навыки владения линией, штрихом, цветовым пятном.

Результатом освоения программы третий год обученияпо пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- умение передавать в изображении пейзажа воздушную перспективу с помощью средств - - графики и живописи- решать пространство цветом, линией, тоном;

- умение вводить в изображение цветовые рефлексы;

- умение передавать тонкие цветовые отношения и нюансы состояния природы;

- умение ставить предметы на плоскость в зависимости от уровня зрения (высокий и низкий горизонт).

Результатом освоения программы четвертый год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знание способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейно перспективы, равновесия, плановости;

- умение сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы;

- умение передавать многоплановость в пейзаже;

- умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность.





































Формы и методы контроля, система оценок



Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечиваетоперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счетаудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки работ обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр.

Формы промежуточной аттестации:

1.зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится всчет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первой четверти. Преподаватель имеетвозможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотрыпо разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставкипроводится:

- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет –в 5 классе,

Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единствомзамысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать своизамыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать сподготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, зарисовками.



Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестациивыставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высокомуровне, его работа отличается оригинальностью, грамотнымисполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами,

но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но естьнезначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работынеобходима постоянная помощь преподавателя.



Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.

Отметка «1» («плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.











































Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по пленэру следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможностьпедагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применятьразработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам

задания.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурногоматериала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного веденияработы. Сохраняется основной принцип обучения – постепенное поступательное изучение натуры от простого к сложному.

Основным видом учебного задания является этюд, зарисовка с натуры. Они учат убедительно изображать видимые предметы, передавая их положение в пространстве, освещенность. На пленэрных занятиях учащиеся закрепляют знания элементарных правил линейной и воздушной перспективы, овладевают навыками работы над передачей большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, применяют законы равновесия, плановости. Главное в этом процессе - «решение», то есть умение увидеть и передать характер натуры, наделить ее пластически-выразительным смыслом, используя элементы живописного языка: цвет, форму, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния природы.

Обучающиеся на пленэре делают зарисовки деревьев, группы деревьев, трав, растений, цветов, различных дворовых построек, небольших пейзажей. Пользуясь средствами изобразительного искусства: линией, штрихом, тоновым пятном.

Цветовая среда натуры определяется цветом освещения, когда его спектральный состав соответствующим образом влияет на разнообразные краски предметов природы, делает их родственными и подчиненными определенной гамме. В результате получается колористическое единство цветов. Правдивое отражение этих качеств делает этюд с натуры особенно гармоничным в живописном отношении.

В работе над заданиями рекомендуется применение разнообразных графических материалов (акварель, карандаш, уголь, соус, сангина), что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач.

Рекомендации по организации самостоятельной работыобучающихся.

Самостоятельные работы по пленэру просматриваютсяпреподавателем. Оценкой отмечаются все этапы работы: сборматериала, эскиз, этюд. Необходимо дать возможностьученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия дляпроявления его творческой индивидуальности.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована навыполнение домашнего задания детьми, посещение ими учрежденийкультуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческихмероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельностиобразовательного учреждения.


Дидактически материалы

Для успешного результата в освоении программы по пленэр необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица цветоведения;

- таблицы по этапам работы над графической и живописной работой;

- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы изобразительного искусства;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.


Материально-техническими условиями реализации учебного предмета «Пленэр» является наличие:

- специального оборудования: планшетов, раскладных стульчиков;

- материалы для занятий пленэром: бумага, картон, карандаши графитные (т., тм., м. и т.д.), стирательные резинки, мягкие материалы: уголь, соус, сангина, тушь, кисти, перья зажимы для крепления бумаги, акварельные краски.



















Список литературы



  1. Айзенбарт Б. Полный курс акварели.- М.: АСТ Внешсигма, 2000.

  2. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа.- Питер, 2006.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр.- М.: Просвещение, 1984.

  4. Робертсон Б. Как научиться рисовать пейзаж: пособие по рисованию. – М.:

  5. ЭКСМО – Пресс, Оформление, 2001.

  6. Смирнов Г.Б. Живопись. - М: Просвещение, 1975.

  7. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М: Просвещение, 1979.

  8. ЧармианЭджертон. Как научиться рисовать пейзаж: пособие по рисованию. – М.:

  9. Эксмо – пресс, 2001.

  10. ЧармианЭджертон. Как научиться рисовать цветы: пособие по рисованию.- М.: Эксмо – пресс, 2001.

  11. Чиварди Джованни. Пейзаж: методы, техники, композиция.- М.: Эксмо – пресс, 2001.



Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные, наглядными пособиями.

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,

фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.









21