Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
муниципального образования города Ноябрьск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету ПО.03 УП. 01 Пленэр
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства
«Живопись»
2013
«Одобрено» Методическим советом МАОУ ДОД ДШИ им. П.И. Чайковского Протокол от «_17» апреля2013 г. № 1 | «Утверждаю» Директор МАОУ ДОД ДШИ им. П.И. Чайковского ______________________Ю.Б. Литарова «17» апреля 2013 г. |
Разработчик: | Круглова Светлана Александровна, Заведующая отделением изобразительного искусства, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского» Г. Ноябрьск |
Рецензент: | Захарова Елена Андреевна, Методист МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского». Г. Ноябрьск |
Рецензент: | Поникарова Елена Анатольевна Заведующая отделением изобразительного искусства, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУ ДОД «Детская школа искусств» Г. Муравленко |
Содержание
С.
Пояснительная записка | 3 |
Учебный – тематический план | 7 |
Содержание предмета | 9 |
Требования к уровню подготовки обучающегося | 14 |
Формы и методы контроля, система оценок | 16 |
Методические рекомендации | 18 |
Литература | 20 |
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Пленэр» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты.
Программа учебного предмета «Пленэр» определяет содержание и организацию образовательного процесса в детской школе искусств имени П.И. Чайковского.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Программа «Пленэр» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.
Рабочая программа по предмету «Пленэр» ориентирована на:
Работу учащихся на открытом воздухе, является обязательной учебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись». Пленэр проводится в конце учебного года - конец мая. Курс пленэра, включает в себя изображение отдельных природных форм, элементов пейзажа, архитектуры, небольших пейзажей городского и сельского типа. В процессе работы на пленэре формируются новые понятия в постижении живописного мастерства - общий тон, цветовая среда, что расширяет и углубляет знания, полученные на предметах рисунок и живопись. Различные виды этюдов, набросков и зарисовок помогают в работе над композиционными эскизами.
Цель программы «Пленэр» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
Изучение основ изобразительной грамоты, законов построения на плоскости, выразительных средств.
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
Развитие мотивации обучающихся, к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла, для решения творческой задачи.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить применять на практике знания о линейной и воздушной перспективе;
- научить передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- научить применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- научить сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
дать знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- дать знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- выработать навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- выработать навыки передачи световоздушной перспективы;
- выработать навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Развивающие: развитие зрительной памяти, ассоциативного и образного мышления. Воспитательные: воспитание любви к природе; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.
Самое главное в процессе обучения является совокупностью межпредметных связей, изучения всех предметов изобразительного искусства. Работа на пленэре – это комплексная система последовательного усложнения длительных и краткосрочных учебных заданий. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией по предмету «Пленэр», включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом, где проводится беседа и анализ репродукций произведений мастеров искусства, и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические умения состоят из накапливания знаний, изобразительного навыка.
Темы, предлагаемые в рабочей предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «Пленэр»:
Темы, развивающие наблюдения.
Темы, развивающие композиционное мышление.
Тема для грамотного изображения линейной и воздушной перспективы.
Темы в жанрах пейзаж.
Темы тесно связанные с зарисовками и набросками.
Ожидаемые результаты
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
- знание основных элементов изобразительной деятельности, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- знания законов линейной и воздушной перспективы;
- умение применять законы на практике;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах – о ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
Условия реализации программы
При реализации программы «Живопись» по предмету «Пленэр» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Пленэр» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Пленэрные занятия проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса.
Срок реализации рабочей программы по предмету «Пленэр» для детей, поступивших в предпрофессиональной образовательное учреждение в первый класс по пятилетней программе в рекомендуемом возрасте с одиннадцати до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Пленэр» составляет 112 часов.
Распределение учебного времени по годам обучения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
- | 28 | 28 | 28 | 28 |
Основная форма занятия - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Программа по пленэру строится по следующему принципу: от выразительно-характерного образа, передаваемого средствами, свойственными обучающимся 2 класса, путем постепенного обогащения его наблюдениями с натуры, овладения изобразительными средствами живописи и рисунка обучающийся движется к развитому живописному изображению.
Преподавание предмета «Пленэр» неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция».
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы.
Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра учебно-творческих работ в октябре. Текущий контроль успеваемости, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Методы обучения:
Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, этюды).
Учебный – тематический план.
2 класс
Пленэрная практика – 28 часа.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть | Общий объем времени (в часах). |
1. | Вводная беседа. Зарисовка дерева с натуры. | 0,5 | 3,5 | 4 |
2. | Композиция из деревьев разных по характеру. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3. | Зарисовка трав, цветов, веток. | 0,5 | 7,5 | 8 |
4. | Этюд деревьев. | 0,5 | 3,5 | 4 |
5. | Этюды (земля, вода, небо). | 0,5 | 3,5 | 4 |
6. | Зарисовка архитектурной детали. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3 класс
Пленэрная практика – 28 часа.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть | Общий объем времени (в часах). |
1. | Подробный рисунок одного дерева (по выбору). | 0,5 | 3,5 | 4 |
2. | Линейная зарисовка дома с деревьями и кустами. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3. | Этюд с дорогой и деревьями. | 0,5 | 3,5 | 4 |
4. | Этюд с водой. Отражение деревьев и неба в воде. | 0,5 | 7,5 | 8 |
5. | Зарисовка архитектуры (дом с двориком). | 0,5 | 7,5 | 8 |
4 класс
Пленэрная практика – 28 часа.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть | Общий объем времени (в часах). |
1. | Зарисовка замкнутого дворика. | 0,5 | 7,5 | 8 |
2. | Этюд замкнутого дворика. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3. | Зарисовка городского пейзажа. | 0,5 | 7,5 | 8 |
4. | Этюд дома с деревьями (низкий горизонт). | 0,5 | 7,5 | 8 |
5 класс
Пленэрная практика – 28 часа.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть | Общий объем времени (в часах). |
1. | Зарисовка сюжета с глубокой перспективой (аллея, улица). | 0,5 | 7,5 | 8 |
2. | Зарисовка городского пейзажа (каменная архитектура). | 0,5 | 7,5 | 8 |
3. | Этюд городского пейзажа (деревянная архитектура). | 0,5 | 7,5 | 8 |
4. | Этюд с водой. | 0,5 | 7,5 | 8 |
Содержание учебного предмета.
Первый год обучения (2 класс).
Обучающимся необходимо дать первоначальное понятие о принципах пленэрного рисования, передаче световоздушной среды. Живописный этюд длится непродолжительное время. В карандашных зарисовках нужно также изображать натуру в том или ином состоянии, почувствовать в карандаше пленэр (взаимодействие света и тени, воздушную среду). Учащиеся рисуют зарисовки лопухов, цветов, травинок и т.д. Беседы сопровождаются показом репродукций, лучших работ учеников ДШИ и преподавателя.
С первых заданий необходимо обучать умению выбирать формат в зависимости от характера натуры. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Все задания выполняются на листах от 1/5 листа до 1/4 листа.
Задание № 1.
Зарисовка дерева с натуры.
Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования, получение навыков работы на открытом воздухе.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 2.
Композиция из деревьев разных по характеру.
Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 3
Зарисовка трав, цветов, веток.
Цель задания: Освоение основных принципов пленэрного рисования. Внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к натуре, точность передачи ее в рисунке.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 4
Этюд. Дерево, цветущее дерево.
Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Знакомство с понятием цветовой среды.
Материал исполнения: акварель, бумага.
Задание № 5
Этюды (земля, вода, небо).
Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Работа отношениями.
Материал исполнения: акварель, бумага.
Задание № 6
Зарисовка архитектурной детали.
Цель задания: Внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к натуре, точность передаче пропорций. Изучение особенности строения формы.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Второй год обучения (3 класс).
В третьем классе учащиеся получают дальнейшее развитие умений и навыков, приобретенных в прошлом году. Продолжают изучать законы линейной и воздушной перспективы; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектуры сооружений; связи их с окружающей средой. Дается понятие собственных и падающих теней и их взаимосвязь.
Дети знакомятся с архитектурой, особенностями их конструкции; связью с их историческим прошлым, что является важным фактором в идейно-воспитательной работе. Приобретенные знания и навыки используются в дальнейшей работе над композицией.
Все задания выполняются на листах от 1/5 листа до 1/4 листа.
Задание № 1
Подробный рисунок одного дерева (по выбору).
Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 2
Линейная зарисовка дома с деревьями и кустами.
Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 3
Этюд с дорогой и деревьями
Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды.
Материал исполнения: акварель, бумага.
Задание № 4
Этюд с водой. Отражение деревьев и неба в воде.
Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды.
Материал исполнения: акварель, бумага.
Задание № 5
Зарисовка архитектуры (дом с двориком)
Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Третий год обучения (4 класс).
В четвертом классе обучения углубляются знания учащиеся о пейзаже. На примере мастеров жанра изучается построение пейзажного мотива, соотношение планов. Идет изучение линейной и воздушной перспективы. Происходит развитие чувства пространства, изучение средств передачи пространства. Возможно выполнение задания в технике гризайль или на тонированной бумаге угольным карандашом и мелом.
Летняя практика расширяет представление учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленэра», служит для сбора материала по композиции на тему: Сюжетная композиция по зарисовкам с летней пленэрной практики.
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/3 листа (неполного).
Задание № 1
Зарисовка дворика
Цель задания: Знакомство с жанром сельского и городского пейзажа, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта».
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 2
Этюд замкнутого дворика
Цель задания: Работа с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «открытая и замкнутая композиция».
Материал исполнения: акварель, бумага.
Задание № 3
Зарисовка городского пейзажа (деревянная архитектура).
Цель задания: Рисунок в жанре пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 4
Этюд дома с деревьями (низкий горизонт).
Цель задания: Живописная работа в жанре пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «открытая композиции».
Материал исполнения: акварель, бумага.
Четвертый год обучения (5 класс).
Основной задачей четвертого года обучения является передача в этюдах и зарисовках состояния дня, погоды и т. д., передача воздушной среды, соотношение планов, света и тени. Выполняются зарисовки с глубокой перспективой. Решение колористического решения пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, ветер, утро и т.п. изучения особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение a,laprima короткие этюды на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей.
Беседы сопровождаются показом репродукций работ мастеров акварельной живописи, графики ( например: этюдов Т. Остроумовой - Лебедевой, В. Серов, М. Врубель, В. Суриков, рисунки И. Шишкина), лучших работ учеников из методического фонда, преподавателя.
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/3 листа.
Задание № 1
Зарисовка сюжета с глубокой перспективой (аллея, улица)
Цель задания: Закрепление навыков изображения глубины пространства.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 2
Зарисовка городского пейзажа (каменная архитектура).
Цель задания: Закрепление навыков изображения глубины пространства.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 3
Этюд городского пейзажа (деревянная архитектура).
Цель задания:Дальнейшее освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Создание колорита в работе.
Материал исполнения: карандаш, бумага.
Задание № 4
Этюд с водой.
Цель задания: Дальнейшее освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Создание колорита в работе.
Материал исполнения: акварель, бумага.
Требования к уровню подготовки обучающегося
Содержание программы учебного предмета «Пленэр» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.
Результатом освоения программы по пленэру является:
- приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;
- умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Обучающиеся, освоившие программу по пленэру, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Результатом освоения программы первый год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыки работы на натуре, на открытом воздухе;
- умение внимательно, вдумчиво, заинтересованно относиться к натуре, точно передавать ее на рисунке;
- умение применять выразительность линии, пятна в передаче «живой» формы;
- умение изображать несложные пейзажи, основываясь на трех основных отношениях (земля, небо, деревья).
- умение передавать характер и пропорции формы предметов;
- умение передавать линейную и световоздушную перспективы;
Результатом освоения программы второй год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- умение внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы;
- умение решать пейзаж на 2-3 плана, на 4-5 цветовых отношений (небо, земля, вода, деревья);
- умение передать в этюде состояния дня с помощью цвета (солнечный день, пасмурный...);
- умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения;
- навыки владения линией, штрихом, цветовым пятном.
Результатом освоения программы третий год обученияпо пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- умение передавать в изображении пейзажа воздушную перспективу с помощью средств - - графики и живописи- решать пространство цветом, линией, тоном;
- умение вводить в изображение цветовые рефлексы;
- умение передавать тонкие цветовые отношения и нюансы состояния природы;
- умение ставить предметы на плоскость в зависимости от уровня зрения (высокий и низкий горизонт).
Результатом освоения программы четвертый год обучения по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейно перспективы, равновесия, плановости;
- умение сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы;
- умение передавать многоплановость в пейзаже;
- умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечиваетоперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счетаудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки работ обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр.
Формы промежуточной аттестации:
1.зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится всчет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первой четверти. Преподаватель имеетвозможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотрыпо разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставкипроводится:
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет –в 5 классе,
Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единствомзамысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать своизамыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать сподготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, зарисовками.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестациивыставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высокомуровне, его работа отличается оригинальностью, грамотнымисполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами,
но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но естьнезначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работынеобходима постоянная помощь преподавателя.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.
Отметка «1» («плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по пленэру следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможностьпедагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применятьразработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам
задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурногоматериала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного веденияработы. Сохраняется основной принцип обучения – постепенное поступательное изучение натуры от простого к сложному.
Основным видом учебного задания является этюд, зарисовка с натуры. Они учат убедительно изображать видимые предметы, передавая их положение в пространстве, освещенность. На пленэрных занятиях учащиеся закрепляют знания элементарных правил линейной и воздушной перспективы, овладевают навыками работы над передачей большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, применяют законы равновесия, плановости. Главное в этом процессе - «решение», то есть умение увидеть и передать характер натуры, наделить ее пластически-выразительным смыслом, используя элементы живописного языка: цвет, форму, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния природы.
Обучающиеся на пленэре делают зарисовки деревьев, группы деревьев, трав, растений, цветов, различных дворовых построек, небольших пейзажей. Пользуясь средствами изобразительного искусства: линией, штрихом, тоновым пятном.
Цветовая среда натуры определяется цветом освещения, когда его спектральный состав соответствующим образом влияет на разнообразные краски предметов природы, делает их родственными и подчиненными определенной гамме. В результате получается колористическое единство цветов. Правдивое отражение этих качеств делает этюд с натуры особенно гармоничным в живописном отношении.
В работе над заданиями рекомендуется применение разнообразных графических материалов (акварель, карандаш, уголь, соус, сангина), что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач.
Рекомендации по организации самостоятельной работыобучающихся.
Самостоятельные работы по пленэру просматриваютсяпреподавателем. Оценкой отмечаются все этапы работы: сборматериала, эскиз, этюд. Необходимо дать возможностьученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия дляпроявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована навыполнение домашнего задания детьми, посещение ими учрежденийкультуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческихмероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельностиобразовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по пленэр необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица цветоведения;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной работой;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
- работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы изобразительного искусства;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
Материально-техническими условиями реализации учебного предмета «Пленэр» является наличие:
- специального оборудования: планшетов, раскладных стульчиков;
- материалы для занятий пленэром: бумага, картон, карандаши графитные (т., тм., м. и т.д.), стирательные резинки, мягкие материалы: уголь, соус, сангина, тушь, кисти, перья зажимы для крепления бумаги, акварельные краски.
Список литературы
Айзенбарт Б. Полный курс акварели.- М.: АСТ Внешсигма, 2000.
Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа.- Питер, 2006.
Маслов Н.Я. Пленэр.- М.: Просвещение, 1984.
Робертсон Б. Как научиться рисовать пейзаж: пособие по рисованию. – М.:
ЭКСМО – Пресс, Оформление, 2001.
Смирнов Г.Б. Живопись. - М: Просвещение, 1975.
Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М: Просвещение, 1979.
ЧармианЭджертон. Как научиться рисовать пейзаж: пособие по рисованию. – М.:
Эксмо – пресс, 2001.
ЧармианЭджертон. Как научиться рисовать цветы: пособие по рисованию.- М.: Эксмо – пресс, 2001.
Чиварди Джованни. Пейзаж: методы, техники, композиция.- М.: Эксмо – пресс, 2001.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные, наглядными пособиями.
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
21