СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УК "Страноведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УК "Страноведение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2

Вяземского района Смоленской области




Согласовано

на заседании ШМО

учителей общественно-

научного цикла

Протокол № 1

от 29 августа 2019 г.

Принято

на педагогическом совете

МБОУ Семлёвской СОШ №2

Протокол № 9

от 30 августа 2019 г.

Утверждено

приказом директора

МБОУ Семлёвской СОШ №2

от 30 августа 2019 г.

№ 128-01/08








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Страноведение» 10 класс

2019/2020 учебный год



Учителя первой категории

Ипполитовой Елены Владимировны








На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Страноведение» для 10 класса на 2019/2020 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Семлёвской СОШ №2 Вяземского района Смоленской области.

Согласно учебному плану МБОУ Семлёвской СОШ №2 на изучение курса «Страноведение» в 10 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч (34 учебные недели) в год.

Реализуется УМК авторской программы Е.М. Домогацких среднего (полного) общего образования по географии для 10 (11) классов. Базовый уровень - М.: «Русское слово»

Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» для 10 -11 классов (I часть) Базовый уровень - М.: «Русское слово»

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС СОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

  1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, своё прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. готовность к служению Отечеству, его защите;

  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  6. толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  7. навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  9. готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  10. эстетическое отношение к миру;

  11. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

  14. сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение получать назначение и функции различных социальных институтов;

  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов.

Предметные:

Обучающийся научится:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

– характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Обучающийся получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Страны современного мира

Типология стран современного мира. Размеры стран и положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства.

Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Тема 2. География населения мира

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения.

Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые национальные религии. Этнорелигиозные конфликты.

Практическая работа №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста рождаемости и смертности»

Практическая работа №2 «Определение на основании демографических параметров типа страны»

Практическая работа №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран»

Тема 3. Мировые природные ресурсы

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблемы истощения природных ресурсов. Проблемы загрязнения окружающей среды.

Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира.

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.

Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Практическая работа №4 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов»

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация.

Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность.

Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство.

Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе.

Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Практическая работа №5 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов».

Практическая работа №6 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства».

Практическая работа №7 «Определение основных направлений международной торговли».

Тема 6. Глобальные проблемы человечества

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Направления проектной деятельности обучающихся.

  1. Мой любимый туристический маршрут.

  2. Описание одного из народов мира (его национальных традиций, обычаев, современных проблем).

  3. Культура, обычаи и ремёсла.

  4. Проект-прогноз «Численность населения мира в 21 веке».

  5. Роль курортов в развитии хозяйства мира.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название тематического раздела

Кол-во

часов

Кол-во контрольных, практических работ

1

Тема 1. Страны современного мира

3

1

2

Тема 2. География населения мира

7

3

3

Тема 3. Мировые природные ресурсы

7

1

4

Тема 4. Мировое хозяйство и научно техническая революция

4

0

5

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства

11

3

6

Тема 6. Глобальные проблемы человечества

2

1
















Приложение


Календарно - тематическое планирование

по учебному курсу «Страноведение»

на 2018/2019 учебный год 10 класс. 1 час в неделю (всего 34 часа)

урока



Содержание материала



Кол-во часов



Дата

По

плану

По факту

Тема 1. Страны современного мира 3 ч

1

Типология стран современного мира.

1

06.09.


2

Государственное устройство стран.

1

13.09.


3

Уровень социально-экономического развития.

Входная контрольная работа (тест)

1

20.09.


Тема 2. География населения мира 7 ч


4

Основные демографические показатели. Воспроизводство населения.

1

27.09.


5

Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Пр/р. №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста рождаемости и смертности»


1

04.10.


6

Расовый и этнический состав. Пр/р. №2 «Определение на основании демографических параметров типа страны»

1

18.10.


7

Религия в жизни людей. Этнографические конфликты.

1

25.10.


8

Размещение населения.

1

01.11.


9

Миграции населения. Пр/р. №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран»

1

08.11.


10

Формы расселения. Урбанизация.

1

15.11.


Тема 3. Мировые природные ресурсы 7 ч

1^

1

11

Развитие взаимоотношений природы и человека. Природопользование.

1

29.11.


12

Проблемы истощения природных ресурсов.

1

06.12.


13

Виды природных ресурсов.


* ;


13.12.

14

Ресурсообеспеченность стран мира. Пр/р.№ 4 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов»

1

20.12.


15

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы.

1

27.12.


16

Исчерпаемые возобновимые ресурсы.

1


10.01.


17

Неисчерпаемые ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

1

17.01.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая

революция 4 ч

18

Международное географическое разделение труда.


1


24.01.



19

Научно-техническая революция.

1


31.01.




20

НТР и отрасли мирового хозяйства.

1

07.02.


21

НТР и география мирового хозяйства.

1

14.02.


Тема 5. Отрасли мирового хозяйства 11 ч


22

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

1

21.02.


23

Электроэнергетика. Пр/р. №5 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов»

1

06.03.


24

Чёрная и цветная металлургия.

1

13.03.


25

Машиностроение.

1

20.03.


26

Химическая промышленность. Лесная промышленность.

1

27.03.


27

Сельское хозяйство.

1

03.04.


28

Товарное и потребительское сельское хозяйство.

1

10.04.


29

Транспорт мира. Пр/р. №6 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства»

1

24.04.


30

Международные экономические отношения.

1

15.05.


31

Свободные экономические зоны (СЭЗ).

1

22.05.


32

Международные услуги. Международный туризм. Пр/р. №7 «Определение основных направлений международной торговли»

1

29.05.


Тема 6. Глобальные проблемы человечества 2ч


33

Понятие о глобальных проблемах. Промежуточная аттестация(тест)

1



34

Стратегия устойчивого развития.

1











11