Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2
Вяземского района Смоленской области
Согласовано на заседании ШМО учителей общественно- научного цикла Протокол № 1 от 29 августа 2019 г. | Принято на педагогическом совете МБОУ Семлёвской СОШ №2 Протокол № 9 от 30 августа 2019 г. | Утверждено приказом директора МБОУ Семлёвской СОШ №2 от 30 августа 2019 г. № 128-01/08 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Страноведение» 10 класс
2019/2020 учебный год
Учителя первой категории
Ипполитовой Елены Владимировны
На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Страноведение» для 10 класса на 2019/2020 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Семлёвской СОШ №2 Вяземского района Смоленской области.
Согласно учебному плану МБОУ Семлёвской СОШ №2 на изучение курса «Страноведение» в 10 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч (34 учебные недели) в год.
Реализуется УМК авторской программы Е.М. Домогацких среднего (полного) общего образования по географии для 10 (11) классов. Базовый уровень - М.: «Русское слово»
Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» для 10 -11 классов (I часть) Базовый уровень - М.: «Русское слово»
Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС СОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, своё прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов.
Предметные:
Обучающийся научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Обучающийся получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Страны современного мира
Типология стран современного мира. Размеры стран и положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства.
Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
Тема 2. География населения мира
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения.
Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые национальные религии. Этнорелигиозные конфликты.
Практическая работа №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста рождаемости и смертности»
Практическая работа №2 «Определение на основании демографических параметров типа страны»
Практическая работа №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран»
Тема 3. Мировые природные ресурсы
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблемы истощения природных ресурсов. Проблемы загрязнения окружающей среды.
Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.
Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Практическая работа №4 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов»
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация.
Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность.
Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство.
Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе.
Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Практическая работа №5 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов».
Практическая работа №6 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства».
Практическая работа №7 «Определение основных направлений международной торговли».
Тема 6. Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.
Направления проектной деятельности обучающихся.
Мой любимый туристический маршрут.
Описание одного из народов мира (его национальных традиций, обычаев, современных проблем).
Культура, обычаи и ремёсла.
Проект-прогноз «Численность населения мира в 21 веке».
Роль курортов в развитии хозяйства мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название тематического раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных, практических работ |
1 | Тема 1. Страны современного мира | 3 | 1 |
2 | Тема 2. География населения мира | 7 | 3 |
3 | Тема 3. Мировые природные ресурсы | 7 | 1 |
4 | Тема 4. Мировое хозяйство и научно техническая революция | 4 | 0 |
5 | Тема 5. Отрасли мирового хозяйства | 11 | 3 |
6 | Тема 6. Глобальные проблемы человечества | 2 | 1 |
Приложение
Календарно - тематическое планирование
по учебному курсу «Страноведение»
на 2018/2019 учебный год 10 класс. 1 час в неделю (всего 34 часа)
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Тема 1. Страны современного мира 3 ч |
1 | Типология стран современного мира. | 1 | 06.09. | |
2 | Государственное устройство стран. | 1 | 13.09. | |
3 | Уровень социально-экономического развития. Входная контрольная работа (тест) | 1 | 20.09. | |
Тема 2. География населения мира 7 ч |
4 | Основные демографические показатели. Воспроизводство населения. | 1 | 27.09. | |
5 | Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Пр/р. №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста рождаемости и смертности» | 1 | 04.10. | |
6 | Расовый и этнический состав. Пр/р. №2 «Определение на основании демографических параметров типа страны» | 1 | 18.10. | |
7 | Религия в жизни людей. Этнографические конфликты. | 1 | 25.10. | |
8 | Размещение населения. | 1 | 01.11. | |
9 | Миграции населения. Пр/р. №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран» | 1 | 08.11. | |
10 | Формы расселения. Урбанизация. | 1 | 15.11. | |
Тема 3. Мировые природные ресурсы 7 ч 1^ 1 |
11 | Развитие взаимоотношений природы и человека. Природопользование. | 1 | 29.11. | |
12 | Проблемы истощения природных ресурсов. | 1 | 06.12. | |
13 | Виды природных ресурсов. | * ; | ■ | 13.12. |
14 | Ресурсообеспеченность стран мира. Пр/р.№ 4 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов» | 1 | 20.12. | |
15 | Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. | 1 | 27.12. | |
16 | Исчерпаемые возобновимые ресурсы. | 1 | 10.01. | |
17 | Неисчерпаемые ресурсы. Ресурсы Мирового океана. | 1 | 17.01. | |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция 4 ч |
18 | Международное географическое разделение труда. | 1 | 24.01. | |
19 | Научно-техническая революция. | 1 | 31.01. | |
20 | НТР и отрасли мирового хозяйства. | 1 | 07.02. | |
21 | НТР и география мирового хозяйства. | 1 | 14.02. | |
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства 11 ч |
22 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | 1 | 21.02. | |
23 | Электроэнергетика. Пр/р. №5 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов» | 1 | 06.03. | |
24 | Чёрная и цветная металлургия. | 1 | 13.03. | |
25 | Машиностроение. | 1 | 20.03. | |
26 | Химическая промышленность. Лесная промышленность. | 1 | 27.03. | |
27 | Сельское хозяйство. | 1 | 03.04. | |
28 | Товарное и потребительское сельское хозяйство. | 1 | 10.04. | |
29 | Транспорт мира. Пр/р. №6 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства» | 1 | 24.04. | |
30 | Международные экономические отношения. | 1 | 15.05. | |
31 | Свободные экономические зоны (СЭЗ). | 1 | 22.05. | |
32 | Международные услуги. Международный туризм. Пр/р. №7 «Определение основных направлений международной торговли» | 1 | 29.05. | |
Тема 6. Глобальные проблемы человечества 2ч |
33 | Понятие о глобальных проблемах. Промежуточная аттестация(тест) | 1 | | |
34 | Стратегия устойчивого развития. | 1 | | |
11