СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Урокам здоровья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Урокам здоровья"»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Уроки здоровья» для 1-4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года), на основе авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко «Планета здоровья», с использованием методического пособия: Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы». 1-4 классы. – М.: ВАКО., 2014 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993).

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31 декабря 2015 г. № 1576  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.


II. Общая характеристика учебного предмета


Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют выстроить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;

  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. - интенсификация учебного процесса;

  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки Здоровья».

Данная программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА

Содержание занятий направлено на то, чтобы научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

      • чтение стихов, сказок, рассказов;

      • постановка драматических сценок, спектаклей;

      • прослушивание песен и стихов;

      • разучивание и исполнение песен;

      • организация подвижных игр;

      • проведение опытов;

      • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».


III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, 1 класс - 33 часа в год

(1 час в неделю), 2- 4 классы по 34 часа в год (1час в неделю).

На «Уроках здоровья» в виде интегрированного курса «Здоровое питание» проводятся 10 – 15 минутные беседы с использованием современных компьютерных технологий. Курс «Здоровое питание школьников» позволяет осуществлять систему мероприятий, направленных на улучшение питания детей и подростков в школе,  на формирование  у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, на просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей.  

Цель курса:    формирование  у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Курс предусматривает решение следующих  образовательных и воспитательных задач:

  • Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • Формирование  у школьников  знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • Освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

  • Формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;

  • научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

  • практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

  • динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей; вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся.

 IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс

  1. Дружи с водой. (2 ч)

Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов.

Практические занятия Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К.Чуковского.

  1. Забота о глазах. (1 ч)

Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»

  1. Уход за ушами. (1 ч)

Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха

Практические занятия Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет»

  1. Уход за зубами. (3 ч)

Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой

Практические занятия Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка.

  1. Уход за руками и ногами. (1 ч)

«Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?» Динамический час

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

  1. Забота о коже. (3 ч)

Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода а кожей.

Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыт «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждении кожных покровов.

  1. Как следует питаться. (2 ч)

Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!

Практические занятия Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра «Что разрушает здоровье».

  1. Как сделать сон полезным. (1 ч)

Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна.

Практические занятия Игра «Плохо-хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать»

  1. Настроение в школе. (1 ч)

Беседа»От чего зависит настроение»

Практические занятия Динамический час. Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе»

  1. Настроение после школы. (1 ч)

Беседа с активным слушанием «Как создать хорошее настроение».

Практические занятия Анкетирование «Любишь - не любишь». Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ»

  1. Поведение в школе. (2 ч)

Правила поведения «Я – ученик».

Практические занятия Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой».

  1. Вредные привычки. (2 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Практические занятия Игра «Да – нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций.

  1. Мышцы, кости и суставы. (2 ч)

Беседа по теме «Осанка – стройная спина!» Правила для поддержания правильной осанки.

Практические занятия Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Динамический час.

  1. Как закаляться. Обтирание и обливание. (1 ч)

Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека.

Практические занятия Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит»

  1. Как правильно вести себя на воде. (2 ч)

Правила безопасности на воде. Как научиться плавать (советы)

Практические занятия Подвижные игры «Море волнуется», «Совушка»

  1. И снова и гигиене. (2 ч)

Анализ «Вредных советов» Г.Остера и «Очень правдивой истории» Л.Яхнина.

Практические занятия Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!»

  1. О пользе витаминов. (1 ч)

Беседа «Что я знаю про витамины».

Практические занятия Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше». Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

  1. Наша безопасность. (1 ч)

Беседа «Очень подозрительный тип»

Практические занятия Практикум «Один дома» «Встреча на улице»

  1. Народные игры. (1 ч)

Рассказ о народных подвижных играх

Практические занятия Разучивание игры «Городки»

  1. Подвижные игры. (3 ч)

Доктора природы (обобщение)

Практические занятия Разучивание игр «Салки», «Русская лапта»



2 класс

  1. Почему мы болеем.

Причины болезни. Признаки болезни.

Практические занятия Тест «Твое здоровье. Игра-соревнование «Кто больше?» Практикум «Как помочь больному»

  1. Кто и как предохраняет нас от болезней

Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни. Режим дня.

Практические занятия Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?» Составление памятки. Оздоровительная минутка.

  1. Кто нас лечит.

Какие врачи нас лечат. Встреча с врачом-педиатром.

Практические занятия Динамический час. Валеологический самоанализ.

  1. Прививки от болезней.

Инфекционные болезни. О прививках.

Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?» Анализ стихотворения С.Михалкова «Прививка». Игра «Полезно – вредно»

  1. Что нужно знать о лекарствах.

Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка.

Практические занятия Игра «Валеологический светофор». Практикум «В аптеке»

  1. Как избежать отравлений.

Отравление лекарствами. Пищевые отравления.

Практические занятия Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка.

  1. Безопасность при любой погоде.

Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.

Практические занятия Игра «Полезно – вредно». Динамический час.

  1. Правила безопасного по­веде­ния в доме, на улице, в транс­порте

Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.

Практические занятия Игра «Валеологический светофор». Практикум «Пешеходный переход». Игра «Да и нет»

  1. Правила поведения на воде

Вода – наш друг. Правила купания в открытой воде.

Практические занятия Динамический час. Викторина «Водоемы нашей местности»

  1. Правила обращения с огнем.

Чтобы огонь не причинил вреда. Правила поведения при пожаре.

Практические занятия Практическая работа «Эвакуация при пожаре в школе». Командная игра «Пожарная каска»

  1. Как уберечься от поражения электрическим током.

Чем опасен электрический ток? Правила обращения с бытовыми электроприборами.

Практические занятия Первая помощь пострадавшему.

  1. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Травмы. Как казать первую помощь.

Практические занятия Практикум по теме. Динамический час.

  1. Как защититься от насекомых.

Укусы насекомых. Как оказать первую помощь.

Практические занятия Практикум по теме. Викторина «Насекомые»

  1. Предосторожности при обращении с животными.

Что мы знаем о собаках и кошках? Первая помощь при укусах кошек и собак. Правила обращения с животными.

Практические занятия Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам»

  1. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь.

Практические занятия Практикум по теме.

  1. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза.

Практические занятия Практикум «Помоги себе сам»

  1. Первая помощь при травмах.

Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался.

Практические занятия Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны.

  1. Первая помощь при попадании инородны тел в глаз, ухо, нос.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

Практические занятия Практикум по теме. Оздоровительная минутка.

  1. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Укусы змей. Первая помощь.

Практические занятия Игра «Самый внимательный»

  1. Сегодняшние заботы медицины

Неизлечимые болезни века. Как вырасти здоровым. Я выбираю движение.

Практические занятия Тест «Оцени себя сам»


3 класс

  1. Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Чего мы боимся.

Практические занятия «Нарисуй свой страх»

  1. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся делать добро. Спеши делать добро.

Практические занятия Игра «Почему это произошло?». Лексическая работа с пословицами о добре и зле.

  1. Почему мы говорим неправду

Поможет ли нам обман?. Неправда и ложь в пословицах и поговорках.

Практические занятия Практическая работа со словарем С.И.Ожегова. Анализ ситуации (рассказ Л.Толстого «Косточка»)

  1. Почему мы не слушаем родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Практические занятия Игра-тест «Мои обиды»

  1. Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Практические занятия Чтение по ролям стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». Динамический час.

  1. Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Практические занятия Игры «Давай поговорим», «Доскажи словечко»

  1. Как относиться к подаркам.

Как принимать и дарить подарки.

Практические занятия Разыгрывание и анализ ситуаций по теме.

  1. Как следует относиться к наказаниям.

Наказание – как средство воспитания.

Практические занятия Анализ ситуации (стихотворение Э.Мошковской «В обиде»)

  1. Как нужно одеваться.

Одежда. Практические занятия

Игры «Кто больше», «Правильный ответ». Оздоровительная минутка.

  1. Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение. Азбука личной безопасности.

Практические занятия Практикум по теме (проигрывание ситуаций)

  1. Как вести себя, если что-то болит.

Что такое боль.

Практические занятия Кроссворд по теме.

  1. Как вести себя за столом.

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Практические занятия Практикум «Сервировка стола»

  1. Как вести себя в гостях.

Ты идешь в гости.

Практические занятия Г.Остер «Вредные советы». Игра «Гости на пороге»

  1. Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.

Практические занятия Практикум «Мы – пассажиры»

  1. «Нехорошие слова». Недобрые шутки»

Умеем ли мы вежливо общаться по телефону. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Практические занятия Игры «Комплимент», «Телефон»

  1. Что делать, если не хочется в школу.

Беседа с активным слушанием «Помоги себе сам»

Практические занятия Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

  1. Чем заняться после школы.

Умей организовать свой досуг.

Практические занятия Стихотворный монтаж «О свободном времени»

  1. Как выбирать друзей.

Беседы с активным слушанием «Что такое настоящая дружба», «Кто может считаться настоящим другом»

Практические занятия Игры «Хочу быть…», «Любит – не любит»

  1. Как помочь родителям.

Как доставить родителям радость.

Практические занятия Игры «Если бы я был взрослым…»

  1. Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь. «Спешите делать добро»

Практические занятия Анализ стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка». Ролевая игра «Правило доброты»

  1. Повторение.

Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

Практические занятия Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»

4 класс

  1. Наше здоровье.

Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс.

Практические занятия Измерение частоты пульса. Игры «Давай поговорим», «Твое имя»

  1. Как помочь сохранить здоровье.

Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Практические занятия Тренинг безопасного поведения. Игра «Назови последствия событий»

  1. Что зависит от моего решения.

Я принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.

Практические занятия Анализ стихотворения «Что красивей всего?» Игры «Что я знаю о себе», «Теплые ладони»

  1. Злой волшебник табак.

Что мы знаем о курении.

Практические занятия Игра «Волшебный стул». Динамический час.

  1. Почему некоторые привычки называются вредными.

Зависимость. Умей сказать «нет». Как сказать «нет». Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.

Практические занятия «Я умею выбирать» - тренинг безопасного поведения.

  1. Помоги себе сам.

Беседа «Волевое поведение»

Практические занятия Игра «Дерево решений»

  1. Злой волшебник – алкоголь.

Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай свой выбор.

Практические занятия Анализ басни С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Список проблем»

  1. Злой волшебник – наркотик.

Беседа «Наркотик – смерть»

Практические занятия «Наркотик» - тренинг безопасного поведения.

  1. Мы – одна семья»

Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Практические занятия Выставка рисунков «Моя семья» Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

  1. Повторение.

Дружба. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы!

Практические занятия Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули». КВН «Наше здоровье». День здоровья.


VII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате усвоения программы учащиеся научатся:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • формировать своё здоровье.

Учащиеся узнают:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.


VIII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу 1 года обучения:

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведе­ния в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и зака­ливания, правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, со­держать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреж­дений, выби­рать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закали­вающие процедуры, соблюдать правила безо­пасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки:

Наблюдение за внешним видом и поведением детей по при­ходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкуль­туры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы на­выков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы. 

К концу 2 года обучения:

Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как ор­ганизм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый об­раз жизни», ка­кие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекци­онные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки ле­карственных и пищевых отравлений; правила по­ведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безо­пасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного по­ве­дения на воде; правила обращения с ог­нём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от поре­зов, ушибов, переломов; как за­щититься от насе­ко­мых; правила обращения с животными; признаки отравлений жид­костями, пи­щей парами, газом; признаки перегре­вания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал по­сто­ронний пред­мет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием до­машней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожо­гах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадав­шему от электрического тока; оказать первую помощь при поре­зах, ушибах, перело­мах; оказать первую по­мощь при укусах насе­комых; оказать себе первую помощь, если укусила со­бака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обмо­рожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспита­нием.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях по­сле пройденной темы, тести­рование в конце года «Оцени себя сам».

К концу 3 года обучения:

Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совер­шать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подар­кам; как следует относиться к нака­заниями; как нужно одеваться; как вести себя с незна­комыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за сто­лом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в обще­ственных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хо­чется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоя­щим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощ­ным.

Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих по­ступках; избегать при общении лжи; стараться пони­мать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои по­ступки, за которые получили наказа­ние; одеваться по ситуации; быть ответст­венным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по те­лефону; уметь по­мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; вы­брать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспо­мощ­ным.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путе­шествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».

К концу 4 года обучения:

Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая ре­шение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным ды­мом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называ­ются вредными (куре­ние, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопо­мощь укрепляет здоровье мальчиков и дево­чек, а поддержка в семье сохраняет здоро­вье её членов.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать поку­рить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предла­гать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим однокласс­никам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года проведение нестан­дартных уроков и праздников на повто­рение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем де­лать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», празд­ники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

IX.Перечень обязательных контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов и т.д.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образователь­ной про­граммы:

  • театрализованное действие «Дружба»;

  • спортивный праздник «День здоровья»;

  • сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я вы­би­раю кашу»;

  • костюмированный праздник «Чистота и здоровье»;

  • игры-путешествия «Откуда берутся грязнули», «Чистота и поря­док» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»;

  • урок – КВН «Наше здоровье»;

  • праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здо­ровы»

X. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Системный блок

2.Мультимедиа проектор

3.Монитор

4.Клавиатура

5.Мышь

6.Фильтр сетевой

7.Таблицы

8. Интернет-сайты:

http://school-collection.edu.ru

http://method.samara.rcde.ru

http://nsc.1september.ru.

http://www.openworld.ru

http://www.zankov.ru.

http://maro.newmail.ru

http://www.murzilka.km.ru.

http://www.ipk.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.shtml;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е « 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г.

  2. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г

  3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2010

  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.

  5. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

  6. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.

  7. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.

  8. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.

  9. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.

  10. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.

  11. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей»  \под Сократова.М..2005г.

12.Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»

13.Российская государственная российская библиотека.

http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

14.Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!