МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию Администрации Бурлинского района
Алтайского края
МБОУ "Бурлинская СОШ"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Е.А. Головенко Протокол №133
от "26"08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "Бурлинская СОШ"
И.К. Заплатникова Приказ №133
от "26"08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3043051)
учебного курса
«Вероятность и статистика»
для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Околович Валентина Александровна
учитель математики
с. Бурла 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии:
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными
операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 9 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; "Геометрическая вероятность"; «Элементы комбинаторики»;
«Испытания Бернулли»; "Случайная величина". На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины.
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 9 классе характеризуются следующими умениями.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Повторение курса 8 класса |
1.1. | Представление данных. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 09.09.2022 | Повторять изученное и выстраивать систему знаний; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); |
1.2. | Описательная статистика. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 16.09.2022 | Решать задачи на представление и описание данных; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); |
1.3. | Операции над событиями | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 23.09.2022 | Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); |
1.4. | Независимость событий | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 30.09.2022 | Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); |
Итого по разделу: | 4 | | | | | | |
Раздел 2. Элементы комбинаторики |
2.1. | Комбинаторное правило умножения. | 0.5 | 0 | 0 | 03.10.2022 07.10.2022 | Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
2.2. | Перестановки. | 0.5 | 0 | 0 | 10.10.2022 14.10.2022 | Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
2.3.. | Факториал. | 0.5 | 0 | 0 | 17.10.2022 21.10.2022 | Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
2.4. | Сочетания и число сочетаний. | 0.5 | 0 | 0 | 24.10.2022 27.10.2022 | Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
2.5. | Треугольник Паскаля. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 11.11.2022 | Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона); | Письменный контроль; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
2.6. | Практическая работа «Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц» | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 18.11.2022 | Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы; | Практическая работа; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 4 | | | | | | |
Раздел 3. Геометрическая вероятность |
3.1. | Геометрическая вероятность. | 2 | 0 | 0 | 21.11.2022 25.11.2022 | Осваивать понятие геометрической вероятности; | Письменный контроль; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
3.2. | Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности | 2 | 0 | 0 | 28.11.2022 02.12.2022 | Решать задачи на нахождение вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового промежутка; | Письменный контроль; | Российская электронная школа (resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 4 | | | | | | |
Раздел 4. Испытания Бернулли |
4.1. | Испытание. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 09.12.2022 | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
4.2. | Успех и неудача. | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 16.12.2022 | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
4.3. | Серия испытаний до первого успеха. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 23.12.2022 | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
4.4. | Испытания Бернулли. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 28.12.2022 | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
4.5. | Вероятности событий в серии испытаний Бернулли | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 13.01.2023 | Решать задачи на нахождение вероятностей элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
4.6. | Практическая работа «Испытания Бернулли» | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 20.01.2023 | Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли; | Практическая работа; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
Итого по разделу: | 6 | | | | | | |
Раздел 5. Случайная величина |
5.1. | Случайная величина и распределение вероятностей. | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 27.01.2023 | Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
5.2. | Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 03.02.2023 | Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес чело века, численность населения, другие изменчивые величины, рассматривавшиеся в курсе статистики), модельных случайных величин, связанных со случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со случайным выбором и т. п.); | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
5.3. | Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 10.02.2023 | Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора; | Тестирование; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
5.4. | Понятие о законе больших чисел. | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 17.02.2023 | Решать задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями; | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
5.5. | Измерение вероятностей с помощью частот. | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 24.02.2023 | Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли; | Практическая работа; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
5.6. | Применение закона больших чисел | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 03.03.2023 | Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
Итого по разделу: | 6 | | | | | | |
Раздел 6. Обобщение, контроль |
6.1. | Представление данных. | 2 | 0 | 0 | 06.03.2023 17.03.2023 | Повторять изученное и выстраивать систему знаний; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
6.2. | Описательная статистика. | 2 | 0 | 0 | 20.03.2023 07.04.2023 | Решать задачи на представление и описание данных; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
6.3. | Вероятность случайного события. | 2 | 0 | 0 | 10.04.2023 21.04.2023 | Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
6.4. | Элементы комбинаторики. | 2 | 0 | 0 | 24.04.2023 05.05.2023 | Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний; | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
6.5. | Случайные величины и распределения | 2 | 1 | 0 | 08.05.2023 20.05.2023 | Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний; | Контрольная работа; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); Российская электронная школа (resh.edu.ru); |
Итого по разделу: | 10 | | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Представление данных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Описательная статистика. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
3. | Операции над событиями | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
4. | Независимость событий | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
5. | Комбинаторное правило умножения. Перестановки. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | Факториал. Сочетания и число сочетаний | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
7. | Треугольник Паскаля. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
8. | Практическая работа «Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц» | 1 | 0 | 0 | | Практическая работа; |
9. | Геометрическая вероятность. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
10. | Геометрическая вероятность. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
11. | Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
13. | Испытание. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
14. | Успех и неудача. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
15. | Серия испытаний до первого успеха | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Испытания Бернулли. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
17. | Вероятности событий в серии испытаний Бернулли | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Практическая работа «Испытания Бернулли» | 1 | 0 | 0 | | Практическая работа; |
19. | Случайная величина и распределение вероятностей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
21. | Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
22. | Понятие о законе больших чисел | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Измерение вероятностей с помощью частот. | 1 | 0 | 0 | | Практическая работа; |
24. | Применение закона больших чисел | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
25. | Представление данных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26. | Представление данных. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
27. | Описательная статистика. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
28. | Описательная статистика. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Вероятность случайного события | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
30. | Вероятность случайного события | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
31. | Элементы комбинаторики | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
32. | Элементы комбинаторики | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
33. | Случайные величины и распределения | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
34. | Случайные величины и распределения | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров,
И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. — М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004. — 256 с.: ил. Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров,
И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. — М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004. — 256 с.: ил.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
нет