Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Георгиевская СОШ»
Обсуждено: Руководитель МО: ____/Т.Б. Цыдыпова/ | Согласовано: Зам. директора по УВР: ______/ Я.В. Цыденова/ | Утверждено: Директор школы: ___________/Е.П. Кузьмина/ |
Кружок спортивно-оздоровительной направленности
« Лёгкая атлетика»
Классы: 1-11
Учебный год: 2017 – 2018
Учитель: Кузьмин Павел Сергеевич
2017 г.
1. Пояснительная записка
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по легкой атлетике для 1-4 классов. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки.
Цели программы:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- освоение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта.
Задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
-подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по легкой атлетике для общеобразовательной школы.
Занятия, как правило, должны проводиться на свежем воздухе. Для этого в школе имеются спортивная площадка: волейбольная площадка, футбольная площадка, яма для прыжков в длину с разбега, полоса препятствий, турники. Оборудование: мячи для метания, гранаты, футбольный мяч, волейбольный мяч, скакалки.
Так же имеется методический материал с описанием основных легкоатлетических упражнений, наглядное пособие в виде картинок, журналов.
2.Содержание программы.
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия.
упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения; прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие; силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног; гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза; упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки; подвижные игры и эстафеты.
Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. 1. Изучение техники спортивной ходьбы (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
2. Изучение техники бега (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт, стартовый разбег).
3. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега, бег 60 м).
4. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование техники эстафетного бега).
5. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
3. Учебный план
№ № | Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | История развития легкоатлетического спорта. | 2 | 2 | - |
3. | Гигиена спортсмена и закаливание. | 2 | 2 | - |
4. | Места занятий, их оборудование и подготовка. | 2 | 1 | 1 |
5. | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | 2 | 2 | - |
6. | Ознакомление с правилами соревнований. | 2 | 1 | 1 |
7. | Общая физическая и специальная подготовка. | 28 | - | 28 |
8. | Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. | 32 | - | 32 |
| Контрольные упражнения и спортивные соревнования. | Согласно плану спортивных мероприятий. |
| Итого | 72 | 10 | 62 |
4. Учебно-методическое обеспечение
Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе. ООО «Феникс», 2009
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2012 г.
Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2014 г.
Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 2009г.
Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2010г
Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. . 2010 г.
Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 2010г.
Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М. 2009г.
Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 2010г.
Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. Издательская группа «Основа», 2013 г.
5. Планируемые результаты, средства контроля.
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.
Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
6. Приложения.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1.)
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения и ТБ в кружке. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины. | 1 |
|
2. | Легкоатлетическая разминка. | 1 |
|
3. | Высокий старт. Бег с ускорением | 1 |
|
4. | Повторный бег. | 1 |
|
5. | Низкий старт. Бег на короткие дистанции | 1 |
|
6. | Развитие гибкости | 1 |
|
7. | Бег «под гору», «на гору» | 1 |
|
8. | Бег на короткие дистанции: 30, 60, 100м | 1 |
|
9. | Техника метания мяча | 1 |
|
10. | Упражнение со скалкой | 1 |
|
11. | Развитие скоростной выносливости | 1 |
|
12. | Бег под гору, на гору | 1 |
|
13. | Бег на короткие дистанции 60, 100м – зачёт | 1 |
|
14. | Техника метания мяча | 1 |
|
15. | Техника эстафетного бега | 1 |
|
16. | Метания меча на дальность | 1 |
|
17. | Техника спортивной ходьбы | 1 |
|
18. | ОФП | 1 |
|
19. | Специальные беговые упражнения | 1 |
|
20. | Бег на короткие дистанции | 1 |
|
21. | Бег на средние дистанции | 1 |
|
22. | Бег на средние дистанции | 1 |
|
23. | Челночный бег | 1 |
|
24. | Гигиена спортсмена | 1 |
|
25. | Круговая тренировка | 1 |
|
26. | Бег на средние дистанции 300-500м | 1 |
|
27. | Подвижные игры и эстафеты | 1 |
|
28. | Экспресс-тесты | 1 |
|
29. | История развития легкоатлетического спорта. | 1 |
|
30. | Развитие координации | 1 |
|
31. | Спортивная ходьба | 1 |
|
32. | ОФП - подтягивания | 1 |
|
33. | Низкий старт, стартовый разбег | 1 |
|
34. | Кроссовая подготовка. Бег по пересечённой местности | 1 |
|
Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. (Приложение 2.)
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
- выполнение упражнений без разминки
1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т. п.).
2.4. Провести разминку.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).
3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом