Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Воронежа
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО_______________ Руководитель ШМО Подпись___ ФИО Протокол №__________ от «__»__________2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ «___»_______________2019г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №6 __________ Приказ №_____ от «___»__________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление Математика
Наименование программы «Основы финансовой грамотности»
Класс 5 «А», 5 «Б»
Количество часов в неделю 1 час; всего за год 35 часов
Учитель Понарьина Евгения Валентиновна
Категория первая
Воронеж 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 г. № 2506-Р.
3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
5. Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №6.
6. Учебного плана МБОУ СОШ № 6.
7. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6.
Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» для 5 класса разработана в соответствии с учебно-методическим комплексом Г.К.Муравина и др. и предназначена для работы по учебнику, входящему в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РФ: Муравин Г.К. Матаматика.5 класс: учебник/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина. -8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019. – 318, [2]с. : ил и Сборнику специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М. : Дрофа, 2017. – 42с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Таким образом, в результате обучения по данному курсу выпускник научится:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- проводить своевременный финансовый анализ;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
- составлять личный финансовый план.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов;
- владеть коммуникативными компетенциями;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
- определять задачи в области управления личными финансами;
- находить источники информации для решения финансовых задач;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
- формировать собственную финансовую стратегию;
- решать финансовые задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (35 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета.
Раздел 2. Личные денежные средства, товары и покупки (7 часов).
Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). Простые задачи на проценты и банковские проценты. Задачи на повышение и понижение цены товара. Скидка, распродажа, продажа по акции.
Раздел 3. Семья и государство, как он взаимодействуют. (5 часов).
Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии. Статьи расходов семейного бюджета. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовые цели и планы. Основы предпринимательства (13 часов).
Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Проект «Личный финансовый план».
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.
Виды деятельности учащихся на уроке.
1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.
2. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.
3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.
4. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают дедуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают догадку (допущение, гипотезу), выявляют способ решения (приемы работы), находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон.
5. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; планируют этапы и последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с образцом (алгоритмом) и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ
5 класс (35 часов)
№ п/п | Содержание учебного материала | К-во уроков |
| Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 10 |
1. | Деньги | 2 |
2. | Доходы семьи | 3 |
3. | Расходы семьи | 3 |
4. | Семейный бюджет | 2 |
| Раздел 2. Личные денежные средства, товары и покупки | 7 |
5. | Формула стоимости покупки | 3 |
6. | Задачи на повышение и понижение цены товара | 2 |
7. | Скидка, распродажа, продажа по акции. | 2 |
| Раздел 3. Семья и государство, как он взаимодействуют | 5 |
| Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии | 2 |
8. | Бюджет и доходы страны | 3 |
9. | Раздел 4. Финансовые цели и планы. Основы предпринимательства | 13 |
10. | Рациональное планирование | 6 |
11. | Разработка бизнес-плана | 6 |
12. | Итоговая контрольная работа №1 по теме «Основы финансовой грамотности» | 1 |
| Итого | 35 |
Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и
дистанционные формы организации обучения.
Дистанционные формы обучения реализуются в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с обучающимися. С использованием дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебной деятельности, как:
– уроки;
– лекции;
– онлайн- консультации
– практические занятия;
– лабораторные работы;
– контрольные работы;
– самостоятельные работы.