МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 1 _____________ /Кривовяз Л.И./ ФИО «30» августа 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 ________________/Казаков А.А./ ФИО Приказ № 45/17 от 01.09.2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Веселые нотки»
Возраст детей – 8 –9 лет
Срок реализации 2016 – 2017г.
Листарова Галина Владимировна – учитель музыки
Демидов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта на основе авторской образовательной программы В. В. Иноземцевой «Музыкальный звездопад».
Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Цель данной программы:
оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника кружка, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи:
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости
Педагогическая деятельность организуется по следующим принципам:
концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самовыражения.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8–9 лет. Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Продолжительность занятий во 2 классе 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Основная форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
исполнять вокально-хоровые произведения.
После окончания курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:
основы вокально – хоровых навыков;
правила пения;
виды дыхания;
музыкальные штрихи;
средства музыкальной выразительности.
обучающиеся научатся:
применять правила пения на практике;
петь чисто ансамблем в унисон;
применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
сценически оформлять концертный номер.
Содержание курса
Вокально-хоровая работа – 22 часа
Прослушивание голосов – 1 час; Распевание – 1 час; Пение учебно-тренировочного материала – 2 часа; Приемы исполнения а capellа – 4 часа; Индивидуальная вокальная работа – 3 часа; Плясовые народные песни – 4 часа; двухголосие – 4 часа; Дикция – 2 часа; Звуковедение – 2 часа.
Музыкально-теоретическая подготовка - 8 часов
Основы музыкальной грамоты – 4 часа; развитие музыкального слуха, музыкальной памяти – 2 часа; Развитие чувства ритма – 2 часа.
Теоретико-аналитическая работа – 2 часа
Беседа о гигиене певческого голоса – 1 час; Беседа о творчестве композиторов-классиков – 1 час.
Концертно – исполнительская деятельность – 2 часа
Отчетный концерт – 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | аудиторные | внеаудиторные |
1. | Вокально-хоровая работа | 22 | 18 | 4 |
2. | Музыкально-теоретическая подготовка | 8 | 6 | 2 |
3. | Теоретико-аналитическая работа | 2 | 2 | - |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 27 | 7 |
Характеристика деятельности учащихся
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать:
основы музыкальной грамоты; познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; на звуке первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни, в подвижных песнях делать быстрый вздох; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения |
| Вокально-хоровая работа | 22 | |
1. | Прослушивание голосов | 1 | |
2. | Распевание | 1 | |
3-4. | Пение учебно-тренировочного материала | 2 | |
5-6. | Приемы исполнения a capella | 2 | |
7-8. | Приемы исполнения a capella | 2 | |
9-10. | Индивидуальная вокальная работа | 2 | |
11-12. | Плясовые народные песни | 2 | |
13-14. | Плясовые народные песни | 2 | |
15-16. | Двухголосие | 2 | |
17-18. | Двухголосие | 2 | |
19-20. | Дикция | 2 | |
21-22. | Звуковедение | 2 | |
| Музыкально-теоретическая подготовка | 8 | |
23-24. | Основы музыкальной грамоты | 2 | |
25-26. | Основы музыкальной грамоты | 2 | |
27-28. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 2 | |
29-30. | Развитие чувства ритма | 2 | |
| Теоретико-аналитическая работа | 2 | |
31. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | |
32. | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | |
| Концертно-исполнительская деятельность | 2 | |
33-34. | Отчетный концерт | 2 | |
| Итого: | 34 | |
ЛИТЕРАТУРА
Вендрова Т.Е. «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" – 1990
Григорович В.Б., З.М. Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Емельянов В. «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000
Затямина Т.А. «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" – 2010
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" – 1999
Масленникова-Золина Л.В. «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград – 2010
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 1 _____________ /Кривовяз Л.И./ ФИО «___»_______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 ________________/Казаков А.А./ ФИО Приказ № 43 от 30.08.2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Веселые нотки»
Возраст детей – 9 –10 лет
Срок реализации 2016 – 2017г.
Листарова Галина Владимировна – учитель музыки
Демидов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта на основе авторской образовательной программы В. В. Иноземцевой «Музыкальный звездопад».
Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Цель данной программы:
оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника кружка, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи:
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости
Педагогическая деятельность организуется по следующим принципам:
концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самовыражения.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 9–10 лет. Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Продолжительность занятий во 3 классе 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Основная форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
исполнять вокально-хоровые произведения.
После окончания курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:
основы вокально – хоровых навыков;
правила пения;
виды дыхания;
музыкальные штрихи;
средства музыкальной выразительности.
обучающиеся научатся:
применять правила пения на практике;
петь чисто ансамблем в унисон;
применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
сценически оформлять концертный номер.
Содержание курса
Вокально-хоровая работа –19часов
Прослушивание голосов – 1 час; Певческая установка– 1 час; Унисон – 2 часа; Приемы исполнения а capellа – 2 часа; Народный ансамбль: приемы исполнения – 2 часа; Приемы импровизации – 2 часа; Дикция – 2 часа; Двухголосие – 3 часа; Работа с солистами – 2 часа; Творческий отчет – 2 часа.
Музыкально-теоретическая подготовка – 7 часов
Основы музыкальной грамоты – 3 часа; Развитие чувства ритма – 2 часа; Развитие музыкального слуха – 2 часа.
Теоретико-аналитическая работа – 4 часа
Беседа о гигиене певческого голоса – 1 час; Беседа о творчестве современных композиторов – 2 часа; Просмотр видеозаписи выступления на Евровидении – 1 час.
Концертно – исполнительская деятельность – 4 часа
Открытый урок для родителей – 1 час; Праздники, выступления – 2 часа; Экскурсии, концерты – 1 час.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | аудиторные | внеаудиторные |
1. | Вокально-хоровая работа | 19 | 15 | 4 |
2. | Музыкально-теоретическая подготовка | 7 | 6 | 1 |
3. | Теоретико-аналитическая работа | 4 | 2 | 2 |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 34 | 27 | 7 |
Характеристика деятельности учащихся
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать: жанры вокальной музыки, показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения , поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения |
| Вокально-хоровая работа | 19 | |
1. | Прослушивание голосов | 1 | |
2. | Певческая установка | 1 | |
3-4. | Унисон | 2 | |
5-6. | Приемы исполнения a cappella | 2 | |
7-8. | Народный ансамбль: приемы исполнения | 2 | |
9-10. | Приемы импровизации | 2 | |
11-12. | Дикция | 2 | |
13-14. | Двухголосие | 2 | |
15. | Двухголосие | 1 | |
16-17. | Работа с солистами | 2 | |
18-19. | Творческий отчет | 2 | |
| Музыкально-теоретическая подготовка | 7 | |
20-21. | Основы музыкальной грамоты | 2 | |
22. | Основы музыкальной грамоты | 1 | |
23-24. | Развитие чувства ритма | 2 | |
25-26. | Развитие музыкального слуха | 2 | |
| Теоретико-аналитическая работа | 4 | |
27. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | |
28-29. | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | |
30. | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 1 | |
| Концертно-исполнительская деятельность | 4 | |
31. | Открытый урок для родителей | 1 | |
32-33. | Праздники, выступления | 2 | |
34. | Экскурсии, концерты | 1 | |
| Итого: | 34 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Вендрова Т.Е. «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" – 1990
2. Григорович В.Б., З.М. Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
3. Емельянов В. «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000
4. Затямина Т.А. «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" – 2010
5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" – 1999
6. Масленникова-Золина Л.В. «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград – 2010
7. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005