СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю окружающий мир" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю окружающий мир » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию ФГОС НОО...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю окружающий мир" 2 класс»

МБОУ Михайловская ОШ Демидовского района Смоленской области













Рабочая программа

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Я познаю окружающий мир»


2 класс













Учитель: Родионова Наталья Петровна

первая квалификационная категория








2015-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю окружающий мир» составлена на основе:

1.Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (в действующей редакции от 29.12.2014 г. №5);

3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

4. Программы внеурочной деятельности МБОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа».

5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ

«Михайловская основная общеобразовательная школа»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю окружающий мир » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию ФГОС НОО.

В результате расширения реализуются следующие цели:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

  • Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

  • Расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к социальным, естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа кружка «Я познаю окружающий мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами.

К числу задач курса относятся также:

  • Расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

В целом программа курса «Я познаю окружающий мир» позволяет создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Занятия в классе дополнены экскурсиями. Это экскурсии по школе, сезонные экскурсии в природу.

Программа курса позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются: ролевые, дидактические, имитационные игры, беседы, викторины, КТД, групповая работа, коллективная работа, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, экологиче­ские акции, знакомство с атласами-определителями, гербариями, со­ставление памяток.

Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

  1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

  2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено из расчёта 1 часа неделю. Общее количество часов – 34 ч.



ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Задачи заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательные стороны соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Используемые технологии:

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: проектная деятельность.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты :

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающийся научится:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы;

  • характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

  • объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года;

  • наблюдать погоду и описывать её состояния;

  • измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;

  • сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности;

  • находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия;

  • описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

  • объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

  • находить на карте изученные природные зоны;

  • обсуждать особенности 2-3 стран мира;

  • находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте;

  • показывать территорию России, ее государственную границу;

  • находить на карте России родной регион.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

Результативность и целесообраз­ность работы по программе выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.


Содержание программы «Я познаю окружающий мир»

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы.

Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

Как без часов определить время суток?

Форма Земли.

О чём рассказывает Глобус?

Викторина «Занимательная география»

Звёзды, созвездия, планеты.

Земное притяжение

Почему день сменяется ночью?

Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны?

Прозрачный невидимка (воздух).

Создание проекта «Солнечная система»

Путешествие по карте России.

Адрес на глобусе и карте.

Что обозначают на карте с помощью цвета?

Путешествие по материкам и океанам.

Куда текут реки?

Как рождаются горы?

Моря и острова Обитатели морей.

Проект «Моя страна»

Земля – наш общий дом (12 ч)

Великий круговорот жизни.

Путешествие по природным зонам.

Красная книга. Проект «Красная книга, или, Возьмём под защиту».

Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь.

Где растут тропические леса.

Жизнь в горах.

Путешествуем по Европе.

Страны Африки и Америки.

Австралия. Антарктида.

Моя Родина – Россия. Проект «Страны мира»

Земля – наш общий дом.


Тематическое планирование




п/п

Название разделов и тем

Виды деятельности учащихся

По плану

По факту

НАША ПЛАНЕТА (22ч)



1.

Мир живой и неживой природы.

Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Экскурсия. Групповые и самостоятельные наблюдения.



2.


Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

Практическая работа. Выполнение поделок из природных материалов.



3.


Как без часов определить время суток?


Экскурсия. Ориентирование на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Групповые и самостоятельные наблюдения.



4.

Форма Земли. Формы поверхности Земли.

Моделирование форм поверхностей из песка, глины или пластилина. Индивидуальная работа.



5.

О чём рассказывает Глобус?

Работа с глобусом и картой. Просмотр видеофильма. Составление памятки «Как работать с глобусом».



6.

Викторина «Занимательная география»

Занимательная викторина.




7.

Звёзды, созвездия, планеты.

Просмотр презентации. Работа с энциклопедиями.



8.

Земное притяжение.

Познавательная беседа. Демонстрация опытов. Прогулка.



9.

Почему день сменяется ночью?

Демонстрация схем, таблиц, просмотр видеофильма. Рисование схемы.



10.

Почему бывает лето?

Выдвижение гипотез. Познавательная беседа.



11.

Где живут белые медведи и слоны?

Заочная экскурсия. Познавательная беседа.



12.

Прозрачный невидимка (воздух).

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодой.

Измерение температуры воздуха. Сравнение погоды и климата. Ведение научного дневника.



13.

Создание проекта «Солнечная система».

Проектная деятельность. Работа с энциклопедиями и справочниками.



14.

Путешествие по карте России.

Практическая работа с картой. Коллективная работа. Составление памятки «Как работать с картой?»



15.

Адрес на глобусе и карте.

Игра-путешествие. Работа с глобусом и картой. Составление памятки «Мой адрес в мире».



16.

Что обозначают на карте с помощью цвета?

Практическая работа с физической картой. Просмотр видеофильма.



17.

Путешествие по материкам и океанам.

Игра- путешествие. Групповая работа с картой. Выступление учащихся с сообщениями.



18.

Куда текут реки?

Выдвижение гипотез. Коллективная работа с картой. Выполнение рисунков.



19.

Как рождаются горы?

Дискуссия. Просмотр презентации. Работа с картой. Игра «Найди самые высокие горы нашей страны».



20.

Моря и острова.

Работа с картой в группах. Выполнение рисунков «Я на море».. Просмотр видеофильма.



21.

Обитатели морей.

Работа с энциклопедиями и атласом-определителем в парах. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями.



22.


Проект «Моя страна». Защита проектов.

Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта.



ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 ч)



23.

Великий круговорот жизни.

Прогулка. Просмотр презентации. Моделирование схемы.



24.


Путешествие по природным зонам.

Групповая работа. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями.



25.


Красная книга. Проект «Красная книга,

Или, Возьмём под защиту».

Проектная деятельность. Экскурсия в сельскую библиотеку. Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта.



26.


Жизнь леса.


Просмотр видеофильма. Работа с атласом-определителем, гербарием. Экологическая викторина. Составление памятки «Как вести себя в лесу?»



27.


Хрупкая природа степей и пустынь.

Просмотр видеофильма. Работа с атласом-определителем. Выполнение рисунков «Как я представляю пустыню». Викторина «Кто в степи живёт, что в степи растёт?»



28.


Где растут тропические леса?

Выдвижение гипотез. Просмотр видеофильма. Рисование тропического леса.



29.

Жизнь в горах.

Просмотр видеофильма. Работа с пластилином «Как я представляю горы?»



30.

Путешествуем по Европе.

Работа с картой и дополнительными источниками информации по группам. Подготовка сообщений. Выступление с сообщениями.



31

Страны Африки и Америки.

Работа с картой и дополнительными источниками информации по группам. Подготовка сообщений. Выступление с сообщениями.



32

Австралия. Антарктида.

Заочное путешествие. Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Я путешествую по Антарктиде».



33

Моя Родина – Россия.

КТД. Выпуск газеты «Моя Родина – Россия» с использованием собранных материалов. Планирование работы. Оформление газеты. Представление газеты.



34

Земля – наш общий дом. Проект «Страны мира».

Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта. Подведение итогов.





ИТОГО:


34 ч



















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И учебно-методическое обеспечение


  1. От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Зелёные страницы/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Великан на поляне/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Энциклопедии.


  1. Интернет-ресурсы.


1. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Инфоурок. Собрание видеоуроков по окружающему миру.



3. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!