МБОУ Михайловская ОШ Демидовского района Смоленской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Я познаю окружающий мир»
2 класс
Учитель: Родионова Наталья Петровна
первая квалификационная категория
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю окружающий мир» составлена на основе:
1.Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (в действующей редакции от 29.12.2014 г. №5);
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
4. Программы внеурочной деятельности МБОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа».
5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Михайловская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю окружающий мир » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате расширения реализуются следующие цели:
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к социальным, естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа кружка «Я познаю окружающий мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами.
К числу задач курса относятся также:
Расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В целом программа курса «Я познаю окружающий мир» позволяет создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Занятия в классе дополнены экскурсиями. Это экскурсии по школе, сезонные экскурсии в природу.
Программа курса позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются: ролевые, дидактические, имитационные игры, беседы, викторины, КТД, групповая работа, коллективная работа, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с атласами-определителями, гербариями, составление памяток.
Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено из расчёта 1 часа неделю. Общее количество часов – 34 ч.
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Задачи заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательные стороны соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Используемые технологии:
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: проектная деятельность.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий;
извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы;
характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;
объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года;
наблюдать погоду и описывать её состояния;
измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;
сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности;
находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия;
описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;
объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;
находить на карте изученные природные зоны;
обсуждать особенности 2-3 стран мира;
находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте;
показывать территорию России, ее государственную границу;
находить на карте России родной регион.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Содержание программы «Я познаю окружающий мир»
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы.
Вещи и вещества. Разнообразие веществ.
Как без часов определить время суток?
Форма Земли.
О чём рассказывает Глобус?
Викторина «Занимательная география»
Звёзды, созвездия, планеты.
Земное притяжение
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система»
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Что обозначают на карте с помощью цвета?
Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.
Проект «Моя страна»
Земля – наш общий дом (12 ч)
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Проект «Красная книга, или, Возьмём под защиту». Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Проект «Страны мира» Земля – наш общий дом. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Виды деятельности учащихся | По плану | По факту |
НАША ПЛАНЕТА (22ч) | | |
1. | Мир живой и неживой природы. | Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Экскурсия. Групповые и самостоятельные наблюдения. | | |
2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | Практическая работа. Выполнение поделок из природных материалов. | | |
3. | Как без часов определить время суток? | Экскурсия. Ориентирование на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Групповые и самостоятельные наблюдения. | | |
4. | Форма Земли. Формы поверхности Земли. | Моделирование форм поверхностей из песка, глины или пластилина. Индивидуальная работа. | | |
5. | О чём рассказывает Глобус? | Работа с глобусом и картой. Просмотр видеофильма. Составление памятки «Как работать с глобусом». | | |
6. | Викторина «Занимательная география» | Занимательная викторина. | | |
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | Просмотр презентации. Работа с энциклопедиями. | | |
8. | Земное притяжение. | Познавательная беседа. Демонстрация опытов. Прогулка. | | |
9. | Почему день сменяется ночью? | Демонстрация схем, таблиц, просмотр видеофильма. Рисование схемы. | | |
10. | Почему бывает лето? | Выдвижение гипотез. Познавательная беседа. | | |
11. | Где живут белые медведи и слоны? | Заочная экскурсия. Познавательная беседа. | | |
12. | Прозрачный невидимка (воздух). | Экскурсия в природу. Наблюдение за погодой. Измерение температуры воздуха. Сравнение погоды и климата. Ведение научного дневника. | | |
13. | Создание проекта «Солнечная система». | Проектная деятельность. Работа с энциклопедиями и справочниками. | | |
14. | Путешествие по карте России. | Практическая работа с картой. Коллективная работа. Составление памятки «Как работать с картой?» | | |
15. | Адрес на глобусе и карте. | Игра-путешествие. Работа с глобусом и картой. Составление памятки «Мой адрес в мире». | | |
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | Практическая работа с физической картой. Просмотр видеофильма. | | |
17. | Путешествие по материкам и океанам. | Игра- путешествие. Групповая работа с картой. Выступление учащихся с сообщениями. | | |
18. | Куда текут реки? | Выдвижение гипотез. Коллективная работа с картой. Выполнение рисунков. | | |
19. | Как рождаются горы? | Дискуссия. Просмотр презентации. Работа с картой. Игра «Найди самые высокие горы нашей страны». | | |
20. | Моря и острова. | Работа с картой в группах. Выполнение рисунков «Я на море».. Просмотр видеофильма. | | |
21. | Обитатели морей. | Работа с энциклопедиями и атласом-определителем в парах. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями. | | |
22. | Проект «Моя страна». Защита проектов. | Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта. | | |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 ч) | | |
23. | Великий круговорот жизни. | Прогулка. Просмотр презентации. Моделирование схемы. | | |
24. | Путешествие по природным зонам. | Групповая работа. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями. | | |
25. | Красная книга. Проект «Красная книга, Или, Возьмём под защиту». | Проектная деятельность. Экскурсия в сельскую библиотеку. Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта. | | |
26. | Жизнь леса. | Просмотр видеофильма. Работа с атласом-определителем, гербарием. Экологическая викторина. Составление памятки «Как вести себя в лесу?» | | |
27. | Хрупкая природа степей и пустынь. | Просмотр видеофильма. Работа с атласом-определителем. Выполнение рисунков «Как я представляю пустыню». Викторина «Кто в степи живёт, что в степи растёт?» | | |
28. | Где растут тропические леса? | Выдвижение гипотез. Просмотр видеофильма. Рисование тропического леса. | | |
29. | Жизнь в горах. | Просмотр видеофильма. Работа с пластилином «Как я представляю горы?» | | |
30. | Путешествуем по Европе. | Работа с картой и дополнительными источниками информации по группам. Подготовка сообщений. Выступление с сообщениями. | | |
31 | Страны Африки и Америки. | Работа с картой и дополнительными источниками информации по группам. Подготовка сообщений. Выступление с сообщениями. | | |
32 | Австралия. Антарктида. | Заочное путешествие. Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Я путешествую по Антарктиде». | | |
33 | Моя Родина – Россия. | КТД. Выпуск газеты «Моя Родина – Россия» с использованием собранных материалов. Планирование работы. Оформление газеты. Представление газеты. | | |
34 | Земля – наш общий дом. Проект «Страны мира». | Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта. Подведение итогов. | | |
| ИТОГО: | | 34 ч | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И учебно-методическое обеспечение
От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Зелёные страницы/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.
Великан на поляне/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
Энциклопедии.
Интернет-ресурсы.
1. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
3. Инфоурок. Собрание видеоуроков по окружающему миру.
3. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.