СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 2 класс»
































МБОУ Михайловская ОШ Демидовского района Смоленской области













Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Умелые руки»


2 класс













Учитель: Родионова Наталья Петровна

первая квалификационная категория








2016-2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии

-с нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;

  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

-«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / В.А.

Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского М.: Просвещение, 2010

-Программа««Декоративно-прикладное искусство» автор Кожина О.А

-основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Михайловская ОШ».

Количество учебных часов - в год 34 ч, в неделю -1 час.

Главная цель внеурочной деятельности «Умелые ручки (декоративно-прикладное искусство)» во 2 классе - формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности детей;

  • развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

  • формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

  • развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

  • прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

  • развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

  • развивать стремление к творческой самореализации;

  • расширять общий и художественный кругозор.



«Умелые ручки (декоративно – прикладное искусство)» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.

Оценка достижения планируемых результатов

Оценивать деятельность учащихся необходимо с учётом личностного индивидуального роста каждого ученик

Ценностные ориентиры содержания. Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.

Программа основана на следующих принципах:

  • коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки;

  • гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение);

  • принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут;

  • принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру);

  • принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации;

  • принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);

  • работа с книгой (чтение литературы, для получение нужной информации на определённую тему).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Вводное занятие (2ч)

 Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Практическая работа: сбор природных материалов.

Формы организации занятий: экскурсия, путешествие в «прошлое».

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, работа с природным материалом (сортировка, просушка), выполнение аппликаций.

2.Работа с бумагой (6ч)

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции, цветов, игрушек, панно.

Формы организации занятий: конкурс, фестиваль, мастерская, занятие творчества.

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3.Работа с различными тканями (6ч)

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.  

Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.  

 Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

Формы организации занятий: мастерская, проект, исследование.

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работ, проектная деятельность, работа на швейной машинке


4.Работа с природными материалами (6ч)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: создание букета из сухих цветов, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони»,  «Поздравляю!» и  т. д.).

Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей и педагога, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек, оформление книжек-малышек, оформление стенда «Знаете ли вы?»

Формы организации занятий: мастерская, выставка, «путешествие в прошлое».

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работиз природного материала.


5.Кожная пластика (6ч)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.

Формы организации занятий: исследование, мастерская, выставка.

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работиз кожи, исследовательская деятельность.

6. Морские пришельцы (работа с ракушками) (6ч)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.

Формы организации занятий: мастерская, праздник, викторина.

Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций и кинофильмов, выполнение творческих работиз ракушек.

7.Отчётная выставка работ школьников (1ч)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставкиработ школьников.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Тема занятия


2

Вводное занятие

1

1

Практическая работа. Ознакомление с предметами старинного творчества.

2

1

Экскурсия в лесопарк. Сбор природных материалов Техника безопасности при работе с природным материалом


6

Работа с бумагой

3

1

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги.

4

1

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Самолетики.

5

1

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Кораблики.

6

1

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.  Модели цветов

7

1

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.  Модели игрушек

8

1

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.  Панно.


6

Работа с различными тканями

9

1

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек

10

1

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Порядок проектирования  мягкой игрушки. Котик.

11

1

Подбор материала для изготовления мягкой игрушки.                                         Котик.

12

1

Технология кройки различных деталей мягкой игрушки.

13

1

Изготовление мягкой игрушки «Котик»

14

1

Изготовление мягких игрушек по различным выкройкам.


6

Работа с природными материалами

15

1

Сбор природного материала для работы над аппликациями. Техника безопасности при работе с природным материалом

16

1

Панно из природного материала.

17

1

Букет из сухих цветов.

18

1

Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек

19

1

 Береста. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты.

20

1

Обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей.


6

Кожная пластика

21

1

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Техника безопасности при работе с кожей.

22

1

Подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы.

23

1

Оформление тематического панно.

24

1

Оформление броши.

25

1

Оформление сувенира

26

1

Оформление ремешка для часов, пояска


6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

27

1

Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками

28

1

Использование ракушек для создания композиций

29

1

Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.

30

1

Композиция из ракушек и других материалов.

31

1

Панно из ракушек

32

1

Оформление рамок для поделок.


2

Отчётная выставка работ школьников

33

1

Подготовка итоговой выставки работ школьников

34

1

Итоговая выставка




ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;

  • проявление познавательных мотивов;

  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • строить речевые высказывания в устной форме;

  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

Метапредметные:

  • проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

  • соблюдение правил поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

  • соблюдение правил игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

Предметные:

К концу обучения, учащиеся научатся

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

  • соблюдать правила игры и дисциплину;

  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

  • подводить самостоятельный итог занятия;

  • выполнять простейшие работы из бумаги, ткани, ракушек, природного материала, кожи.

К концу обучения, учащиеся получат возможность:

  • применять полученный опыт работы в своей деятельности

  • импровизировать;

  • самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе М., Просвещение, 1981.

Н.Голубев Аппликация из природного материала 2002.

Д.Чистти Оригинальные поделки из бумаги. М., Мир книги, 2009.

Бумажная филигрань. М., Мир книги 2010.

А.Зайцева Поделки с тиснением по бумаге. М., Эксмо, 2009.

Уроки ремесла. АСТ Астрель, 2001.

Модульное оригами. М., Мир книги, 2010.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    • Экран

    • Компьютер

Различные виды ткани, бумаги, природного материала.

Инструменты для выполнения поделок и материалы.