СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык "»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность“Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”. 

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. 

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство  знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. 

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на внеурочныхзанятиях  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. 

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, внеурочные занятия позволяют работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. 

Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. 

Необходимость внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. 

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. 

Задачи курса: 

Обучающие: 

  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; 

  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; 

  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; 

  развитие мотивации к изучению русского языка; 

  развитие творчества и обогащение  словарного запаса; 

  совершенствование общего языкового развития учащихся; 

  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. 

Воспитывающие: 

  воспитание культуры обращения с книгой; 

   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. 

Развивающие

  развивать  смекалку и сообразительность; 

  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; 

  развивать умение  пользоваться разнообразными словарями; 

  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. 

   Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах

  занимательность; 

  научность; 

  сознательность и активность; 

  наглядность; 

  доступность; 

  связь теории с практикой; 

  индивидуальный подход к учащимся. 

         Внеурочные занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.  

Формы проведения занятий: 

       практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. 

       анализ и просмотр текстов; 

       самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; 

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. 

В каждом занятии прослеживаются три части: 

  игровая; 

  теоретическая; 

  практическая. 

Основные методы и технологии 

       технология  разноуровневого обучения; 

       развивающее обучение; 

       технология  обучения в сотрудничестве; 

       коммуникативная технология. 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника. 

Описание места курса в учебном плане 

  Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. 

1 кл. «Путешествия по Стране Слов» 

2кл. «Секреты орфографии» 

3кл. «Занимательное словообразование» 

4кл. «Занимательная лингвистика» 

 

Планируемые результаты 

 
1-й класс 

Личностные результаты:  

осознавать роль языка и речи в жизни людей; 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:  

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 

учиться работать по предложенному учителем плану 

Познавательные УУД:  

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 

Коммуникативные УУД:  

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 

слушать и понимать речь других; 

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) 


Предметные результаты: 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять 

2-й класс 

Личностные результаты:  

осознавать роль языка и речи в жизни людей; 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). 

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:  

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 

учиться работать по предложенному учителем плану 

Познавательные УУД:  

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 

Коммуникативные УУД:  

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; 

выразительно читать и пересказывать текст; 

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; 

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

Предметные результаты: 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 

. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять 

3-4-й классы 

Личностные результаты  

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

интерес к изучению языка; 

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:  

самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:  

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

пользоваться словарями, справочниками; 

осуществлять анализ и синтез; 

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:  

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

задавать вопросы

Предметные результаты: 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять 


Содержание   

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.) 

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . 

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.) 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежныеслова».Игра « Найди лишнее слово» 

Тема 4-5.Чудесные превращения слов.(2 ч.) 

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.  

Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.) 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подборродственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.  

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.) 

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрымисловами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. 

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.) 

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.  

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.) 

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». 

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.) 

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришлислова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». 

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.) 

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова-синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте. 

Тема 16.Слова-  антонимы (1ч.) 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.  

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.) 

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И.Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».  

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.) 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». 

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.) 

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».  

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.) 

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . 

  

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.) 

  Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.  

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.) 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательногоинтереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». 

Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.) 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. 

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. 

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.) 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). 

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.) 

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.  

Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.) 

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».  

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.) 

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.  

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.) 

  

 


























Календарно-тематическое планирование 

3 класс  

№ 

Тема занятия 

Количество часов 

Дата 

Сказочное царство слов .   

 

2-3 

Путешествие в страну Слов. 

 

4 - 5 

Чудесные превращения слов. 

 

6 -7 

В гостях у слов- родственников. 

 

8- 9 

Добрые слова. 

 

10 

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. 

 

11- 12 

Новые слова в русском языке. 

 

13 

Встреча с зарубежными друзьями. 

 

14- 15 

Синонимы в русском языке. 

 

16 

Слова- антонимы. 

 

17 

Слова- омонимы. 

 

18 

Крылатые слова. 

 

19- 20 

В королевстве ошибок. 

 

21-22 

В стране Сочинителей. 

 

23-24 

Искусство красноречия. 

 

25 

Праздник творчества и игры. 

 

26- 27 

Трудные слова. 

 

28- 29 

Анаграммы и  метаграммы. 

 

30- 31 

Шарады и логогрифы. 

 

32 

Откуда пришли наши имена. 

 

33 

Занимательное слообразование. 

 

34 

КВН по русскому языку. 

 

Итого 34 часа