«Согласовано» Руководитель МО Иванова О. К. Протокол № ___ от «__» ____________20014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ №1 г. Улан-Удэ» _____________/______________/ «__»____________200___г. | «Утверждаю » Директор МАОУ «СОШ №1 г.Улан-Удэ » Бакро О. Г. Приказ № ___ от «__»____200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по внеурочной деятельности
Цыдендамбаевой Марины Доржиевны, некатегорийная
по проектной деятельности
«Школа – наш дом»
(калейдоскоп проектов)
2 «А», 2 «Б» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______200_ г.
г. Улан-Удэ
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Место «Проектной деятельности» в учебном плане МАОУ СОШ № 1 г. Улан-Удэ
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 г. Улан-Удэ на проектную деятельность во 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 2 «А» и 2 «Б» класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у второклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Но возрастные особенности первоклассников не позволяют ставить перед ними слишком большие задачи, предлагать им дальние перспективы, требовать от них одновременно несколько направлений деятельности. Поэтому, работу с первоклассниками можно представить в виде кратковременных проектов. Каждый проект – это маленький шажок на пути к раскрытию творческих и коммуникативных способностей ребёнка, - это капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
«Детская» цель. Посмотрите на игрушку ( калейдоскоп). Чуть повернешь – новый узор. Как хочется разгадать секрет волшебного разноцветия! А хотите, чтобы жизнь в нашем классе была так же красива? Это зависит от нас. Каждый день мы будем собирать «цветные стеклышки» наших проектов (полезных и добрых дел) и собирать в «узоры».
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.
Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:
когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
Планируемые результаты проектной деятельности
Личностные
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
а) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Основные направления программы: Работа по модулям:
Искусство общения
Познай себя
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Структура работы и этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
Оценивание проектной деятельности
Критерии оценивания | Балы 1-10 |
Актуальность темы | |
Наличие: цели, задач, выводов | |
Четкий ход исследования | |
Грамотная речь во время защиты проекта | |
Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.) | |
Работа в группе (активное участие всех членов группы) | |
Итоговая отметка | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
На I уровне ученик имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год.
Всего: 34 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты |
| Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь |
Конкурс рисунков «Моя школа». Наша первая классная газета. |
| Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». | 2 | сентябрь |
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Выставка личных коллекций. |
| Краски осени Умеет ли разговаривать природа? | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | 3 | октябрь |
Уголок «хорошего настроения» |
Выставка работ. Проект «Говорящая книга» |
| Классный уголок. | Беседа «Что такое классный уголок?» | 2 | ноябрь |
Оформление классного уголка. «Говорящая книга». Конкурс «Мой ласковый и нежный зверь» |
| Волшебники добра | Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение (по выбору учителя): Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…». | 2 | ноябрь декабрь |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». Выпуск стенгазеты. «Говорящая» книга. |
| Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ учителя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». | 2 | декабрь |
Рассказы детей о своих именах. |
| Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Изготовление поделок. Выставка работ. Плакат «Сохраним зелёную красавицу». | 2 | декабрь |
Классный праздник: «Новогодний огонёк» |
8. | Экологическая фирма «Зеленый дом» | «День цветов». «Сорные» слова. | 1 | январь |
9. | Птицы зимой «Школа добрых волшебников» | Беседа «Как помочь птицам зимой?». Птичья «столовая». Команда спасателей. | 3 | Январь |
Изготовление кормушек совместно с родителями для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице. |
Не проходите мимо. Выпуск фотогазеты. «Говорящая» книга |
10. | Живые витамины | Подготовка к мероприятию «День здоровья»: разучивание ролей, выпуск стенгазеты; оформление книжки-раскладушки. | 2 | февраль |
«День здоровья». Спортивный игры, эстафеты, веселые конкурсы. |
| Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. Подготовка к мероприятию «В марте есть такой денек» | 2 | февраль, март |
Классное мероприятие «В марте есть такой денек» |
| Быть другом – значит творить добро! | Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. | 3 | март |
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. |
Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?». Конкурс «Подарок другу». |
| Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». «Театральный балаган». Разыгрывание известных русских сказок с включением персонажа – Петрушка. | 2 | апрель |
Выставка рисунков и поделок «Веселый герой русских народных сказок». |
| Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | апрель |
Посадка цветов с целью озеленения класса. |
| День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». Семейные мини-проекты. | 2 | май |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков, стенгазет, презентаций на тему: «Моя семья». |
| Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников Книга для учителя “Вентана-Граф”, 2008.
ЦОР
Список литературы, используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.