СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Азбука жизни" 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Азбука жизни" разработана с учетом всех рекомендаций и положений по ФГОС. Также программа содержаит календарно-тематическое планирование на 4 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Азбука жизни" 1-4 класс»


  1. Пояснительная записка

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука жизни» составлена на основе следующих документов:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Цель: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  • развитие и приобретение  учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; 

  • создание условий для развития социально-активной личности;

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

  • развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.

Краткая характеристика. Программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Срок реализации программы составляет 4 года.

Основные принципы отбора материала.

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные технологии: -личностно-ориентированные; -деятельностный подход; -уровневая дифференциация; - информационно-коммуникативные; -здоровьесберегающие; –игровые.

Методы: словесный метод; наглядный метод; практический метод; репродуктивный метод; коллективный, индивидуальный.

Формы обучения: беседы; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.

Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре.

Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука жизни» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2 - 4 классах. Курс реализуется за 4 года.

1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.

2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.

4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.













  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:


1 уровень

Приобретение обучающимся социальных знаний

Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Приобретение школьниками знаний:

о вежливости и этике в повседневной жизни человека;

о принятых в обществе нормах поведения и общения;

об основах здорового образа жизни;

о правильном распорядке и режиме дня;

о порядке своего рабочего места, чистоте своих вещей;

о сострадании и заботы о животных.


2 уровень

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию.


3 уровень

Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия

Приобретение опыта:

организации своего рабочего места в школе и дома;

самообслуживания и ухода за собой и своими вещами;

публичного выступления перед одноклассниками;

организации совместной деятельности с другими детьми;

проявления положительных моральных качеств в дос­тойном поведении, поступках;

проявления тактичности и доброжелательности в обще­нии.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации курса внеурочной деятельности.





















4.Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

33 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Правила поведения в школе

6

4

2

2

Доброта, как часть характера

10

5

5

3

Трудолюбие

7

4

3

4

Правила опрятности и аккуратности

5

4

1

5

Правила поведения на улице и дома

2

1

1

6

Безопасность в доме

3

2

1



2 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Культура общения

9

5

4

2

Общечеловеческие нормы нравственности

6

3

3

3

Дружеские отношения

6

4

2

4

Безопасная дорога

6

3

3

5

Правильное питание – залог здоровья

4

2

2

6

Уход за одеждой и обувью

3

2

1





3 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Культура общения

9

5

4

2

Самовоспитание

5

3

2

3

Общечеловеческие нормы нравственности

6

3

3

4

Учимся понимать другого человека

4

2

2

5

Безопасное поведение в окружающей действительности

6

4

2

6

Правила дорожного движения

4

2

2



4 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Культура общения

9

5

4

2

Самовоспитание

6

4

2

3

Общечеловеческие нормы нравственности

4

2

2

4

Воспитание ответственности

3

2

1

5

Безопасное поведение в окружающей действительности

10

6

4

6

Искусство и нравственность

2

2



5. Тематическое планирование

1 класс – 33 ч


Темы занятий

Кол-во часов


Дата


Формы проведения занятий


Планируемые результаты

Правила поведения в школе – 6 ч (4 т 2 п)

1

Правила поведения на уроке и на перемене.

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации




Получение знаний о правильном поведении на уроке, перемене, в гардеробе, в столовой, в школьном дворе и в общественных местах.

2

Правила поведения в гардеро­бе.

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

3

Правила поведения в столо­вой.

1


Экскурсия в школьную столовую

4

Правила поведения в библио­теке.

1


Экскурсия в школьную библиотеку

5

Правила поведения в школь­ном дворе.

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Правила поведения в общественных местах.

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Доброта, как часть характера – 10 ч (5 т 5 п)

7

Что такое «добро и зло».

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации





Получение знаний о хороших и плохих поступках. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.


8

Что такое «вежливость».

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

9

Добрые дела

1


Практическая работа

10

Недобрые дела

1


Практическая работа

иллюстрации

11

Ты и твои друзья

1


Практическая работа

12

Сказки о добре

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Рисунок по теме «Доброе дело»

1


Практическая работа

Рисунок

14

Учись помогать

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

15

Хорошо или плохо?

1


Практическая работа

Просмотри видеофрагментов

16

Ты и я – добрые друзья!

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Трудолюбие – 7 ч (4 т 3 п)

17

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации






Получение знаний о трудолюбии.

Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.





18

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Наш труд в классе.

1


Практическая работа

20

Сказки о трудолюбии

1


Беседа - обсуждение

Презентация


21

Учись помогать

1


Презентация

Иллюстрации

22

Мой труд каждый день дома.

1


Практическая работа

23

Помогаю страшим!

1


Практическая работа

Правила опрятности и аккуратности – 5 ч (4 т 1 п)

24

Культура внешнего вида.

1


Беседа - обсуждение




Усваение круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

Различение добра и зла, правильная оценка различным поступкам, уважение чужого мнение, будучи несогласным, с ним.


25

Как ухаживать за обувью

1


Презентация

Иллюстрации

26

Каждой вещи своё место.

1


Практическая работа

27

Умейте ценить своё и чужое время.

1


Беседа - обсуждение

Презентация


28

Учись следить за чистотой

1


Беседа - обсуждение

Презентация


Правила поведения на улице и дома – 2 ч (1 т 1 п)

29

Как вести себя дома и на улице

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации


Знание и умение правильно себя вести вне дома.

30

Как вести себя дома и на улице

1


Практическая работа

Безопасность в доме – 3 ч (2 т 1 п)

31

Что такое электроприборы?

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации





Умение правильно пользоваться электрическими приборами.

32

Как безопасно пользоваться электроприборами?

1


Практическая работа

33

Игра «Верно- неверно».

1


Игра









2 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Культура общения – 9 ч (5 т 4 п)

1

Что такое этикет?

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации










Воспитание у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.


2

Устное пригла­шение на день рождения.

1


Практическая работа

3

Письменное приглашение на день рождение

1


Практическая работа

4

Встречаем гостей

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

5

Развлечения для гостей

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Поведение в гостях

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Выбираем подарок для друга

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

8

Как дарить подарки

1


Практическая работа

9

Рисование на тему «Подарок»

1


Практическая работа

Общечеловеческие нормы нравственности – 6 ч (3 т 3 п)

10

Дал слово – держи!

1


Практическая работа



Знание заповедей нравственности, выполнение обещаний, этикет в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

Знание правил поведения на дне рождения.


11

Что такое ложь?

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Что такое правда?

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Всегда говори правду

1


Практическая работа

14

Спеши делать добро

1


Практическая работа

15

Забота о животных

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Дружеские отношения – 6 ч (4 т 2 п)

16

Что такое дружба?

1


Беседа - обсуждение

Презентация




Знание и умение сохранить дружеские отношения с одноклассниками. По-доброму относятся к окружающим.

17

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


Практическая работа

18

О доброте и бессердечие.

1


Презентация

Иллюстрации

19

О зависти и скромности.

1


Беседа - обсуждение

Презентация

20

Об уважительном отношении к старшим.

1


Презентация

Иллюстрации

21

Как стать хорошим другом?

1


Практическая работа

Безопасная дорога – 6 ч (3т 3п)

22

Мой адрес

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации





Знание своего адреса, маршрут до школы, используемый транспорт для передвижения.

23

Дорога от дома до школы

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

24

Транспорт

1


Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Как вести себя в транспорте

1


Практическая работа

26

Как переходить дорогу

1


Практическая работа

27

Викторина

1


Викторина игра

Правильное питание – залог здоровья – 4 ч (2т 2п)

28

Чем полезны овощи?

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации


Знание продуктов, приносящих пользу организму. Знание всех приемов пищи, в нужной последовательности в течении суток.

29

Чем полезны фрукты?

1


Практическая работа

30

Приемы пищи

1


Презентация

Иллюстрации

31

Завтрак, обед, полдник, ужин

1


Игра

Уход за одеждой и обувью – 3 ч (2т 1п)

32

Как ухаживать за обувью?

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации


Умение ухаживать и содержать в чистоте обувь и одежду.

33

Как ухаживать за одеждой?

1


Презентация

Иллюстрации

34

Следи за чистотой вещей!

1


Практическая работа



















3 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Культура общения – 9 ч (5т 4п)

1

Этикет разговора.

1


Презентация

Иллюстрации








Воспитание у учащихся стремления быть культурным человеком в   обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.


2

Обращение к учителям

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

3

Обращение к друзьям

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

4

Обращение к старшим и родителям

1


Практическая работа

5

Вежливый отказ, несогла­сие.

1


Практическая работа

6

Этикетные ситуации.

1


Презентация

Иллюстрации

7

Разговор по телефону.

1


Практическая работа

8

Как стать воспитанным человеком?

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

9

Игра «Как правильно?»

1


Игра

Самовоспитание – 5 ч(3т 2п)

10

Что значит быть вежли­вым?

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации



Воспитание у учащихся стремления быть культурным человеком в   обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.


11

Мои достоинства

1


Практическая работа

12

Мои недостатки

1


Практическая работа

13

Большое значение малень­ких радостей.

1


Презентация

Иллюстрации

14

О хороших и дурных при­вычках.

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

Общечеловеческие нормы нравственности – 6 ч (3 т 3 п)

15

Сострадание и жестокосердие

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации



Знание заповедей нравственности, выполнение обещаний, этикет в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

Знают правилам поведения на дне рождения.


16

Забота о братьях наших меньших

1


Презентация

Иллюстрации

17

Ложь и правда.

1


Практическая работа

18

Спеши делать добро.

1


Практическая работа

19

Забота о пожилых родственниках

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

20

Помоги родителям!

1


Практическая работа

Учимся понимать другого человека – 4 ч (2 т 2п)

21

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


Практическая работа

Усвоение круг обязанностей и правил поведения в школе и дома.

Различение добра и зла, правильной оценки различным поступкам, уважение чужое мнение, будучи несогласным, с ним.


22

Научись слушать.

1


Презентация

Иллюстрации

23

Хорошие манеры

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

24

Тактичное и бестактное поведение

1


Практическая работа

Безопасное поведение в окружающей действительности – 6 ч (4т 2п)

25

Берегись солнца. Тепловой удар.

1


Презентация

Иллюстрации





Знание о окружающих опасностях – тепловой удар, электричество, пожар и т.д.

26

Безопасное поведение на водоемах в весенне-летний период

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

27

Недостроенные здания. В чем опасность?

1


Презентация

Иллюстрации

28

Как вести себя с незнакомцами.

1


Практическая работа

29

Опасности леса.

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

30

Викторина «Безопасность»

1


Викторина

Правила дорожного движения – 4 ч (2т 2п)

31

Красный цвет - дороги нет!

1


Практическая работа




Знание основных правил ПДД

32

Светофор и пешеходный переход

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

33

Правила поездки на велосипеде.

1


Презентация

Иллюстрации

34

Викторина «ПДД»

1


Викторина



4 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Культура общения – 9 ч (5т 4п)

1

Культура общения в семье

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации




Усвоение круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

Различение добра и зла, правильной оценки различным поступкам, уважение чужого мнение, будучи несогласным, с ним.


2

Что такое терпение?

1


Презентация

Иллюстрации

3

Что такое ссора?

1


Презентация

Иллюстрации

4

Что такое спор?

1


Беседа - обсуждение

Иллюстрации

5

Этикетные ситуации

1


Практическая работа

6

Сказки и рассказы на предложенную тему.

1


Презентация

Иллюстрации

7

Как общаться с друзьями?

1


Практическая работа

8

Как общаться с учителями?

1


Практическая работа

9

Как общаться с родителями?

1


Практическая работа

Самовоспитание – 6 ч (4т 2 п)

10

Что такое терпение?

1


Презентация

Иллюстрации

Усвоение круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

Различение добра и зла, правильной оценки различным поступкам, уважение чужого мнение, будучи несогласным, с ним.


11

Как можно тренировать терпение.

1


Практическая работа

12

Любовь и забота о животных.

1


Беседа – обсуждение

Презентация

13

Забочусь младшем брате или сестре.

1


Презентация

Иллюстрации

14

Навожу порядок в доме.

1


Беседа – обсуждение

Презентация

15

Викторина «Я сам!»

1


Викторина

Общечеловеческие нормы нравственности – 4 ч (2 т 2п)

16

Что такое совесть?

1


Презентация

Иллюстрации

Усвоение круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

Различение добра и зла, правильной оценки различным поступкам, уважение чужого мнение, будучи несогласным, с ним.


17

Совесть - основа нравственности.

1


Беседа – обсуждение

Презентация

18

Наша малая Родина - Златоуст

1


Практическая работа

19

Береги свою Родину! Викторина

1


Викторина

Воспитание ответственности – 3 ч (2 т 1 п)

20

Что такое ответственность?

1


Беседа - обсуждение

Знание о своих обязанностях по отношению к домашним животным. Проявление заботы к животным, пожилым родственникам.

21

Мы в ответе за тех кого приручили.

1


Практическая работа

22

Забота о ближнем.

1


Иллюстрации

Презентации

Безопасное поведение в окружающей действительности – 10 ч (6т 5 п)

23

Аккуратное пользование электроприборами.

1


Беседа – обсуждение

Презентация







Умение обращаться с электрическими приборами. Знание правил оказания помощи при переломах и травмах. Представления о вредных привычках.

24

Опасайся возгорания!

1


Презентация

Иллюстрация

25

Первые действия при возникновении возгорания.

1


Практическая работа

26

Первая помощь при травмах и ушибах.

1


Практическая работа

27

Первая помощь при переломах.

1


Практическая работа

28

Вредные привычки.

1


Презентация

Иллюстрация

29

Алкоголь, табакокурение и наркомания.

1


Беседа – обсуждение

Презентация

30

Как избавиться от вредных привычек.

1


Презентация

Иллюстрация

31

Будь здоров!

1


Практическая работа

32

Викторина «Здоровье»

1


Викторина

Искусство и нравственность – 2 ч т

33

Положительные герои в былинах и сказках.

1


Беседа – обсуждение

Презентация

Усвоение круга обязанностей и воспитание положительного отношения к окружающим.


34

Викторина «Азбука жизни»

1


Ответы на вопросы







6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Методическая литература

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2017.-№5.-с.54.

2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2019.- 205 с.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.

4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.

5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2016.

6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.

7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019.

8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2017

9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2018. – 268 с.

10. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.

11. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.

12. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.

13. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018


Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса