СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир книг"  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир книг"  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19


адрес: территория: телефон:

ул.Текстилей, д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №__

___.___2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР
______________ Старова Е.В.

_______2020 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ оош № 19

____________ О.Н.Тиунова

Приказ от __.___2020 г. № __


М.П.





Рабочая программа


по внеурочной деятельности " Мир книг "

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)


уровень программы: базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)


Учебный год: 2020 - 2021


Класс: 3В


Составитель: Уласевич Т. А. учитель начальных классов


























Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир книг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».)

Курс « Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации

дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого

ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд,

и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели курса:

-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению

книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных

умений.

Таким образом, преемственность курса « Мир книг» с основным курсом литературного

чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному

развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Формы организации факультативных занятий

литературные игры,

-кроссворды,

библиотечные уроки,

путешествия по страницам книг, проекты,

встречи с писателями своего края,

уроки-спектакли и т. д.

На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68часов в год

Методы и формы работы с учащимися

Занятия по данной программе проводятся в форме, отличающейся от урочной.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка

происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,

исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к

данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основные методы обучения:

чтение,

рассказ,

беседы,

рассматривание иллюстраций,

просмотр видео,

дискуссии, мини-сочинения,

конкурсы, викторины,

составление презентаций,

устный отчет,

словесное рисование.

Планируемая результативность курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих

умений:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной

информации.

Регулятивные УУД:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,

литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата

книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным

фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные УУД:

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и

видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения

информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки,

постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

- работать с детскими газетами и журналами.

Содержание тем учебного курса

История книги. Библиотеки (8 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный

зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра

«Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (6 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.

Пушкина» и сборник народных сказок «Ha острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья

Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и

сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (6 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист,

аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с

«бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов.

Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (6 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен

мнениями.

Книга «Pодныe поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука

Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке

Л.Н. Толстого».

Животные - герои детской литературы (8 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист,

аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»:

оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь

животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «3аинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети - герои книг (6 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.

Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение

прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе»

Книги зарубежных писателей (4 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.

Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для

детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в

группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (6 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение

содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая

работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги

памяти».

Газеты и журналы для детей (6 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели

газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса

планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...»( 6 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература.

Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

« Мир книг».

№ п/п

Содержание программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата

факт

I четверть (18 часов)




История книги. Библиотеки (8 ч)




1.

2.

История книги. Библиотеки. Книги-сборники былин, легенд, сказов

2



3.

4.

Первые книги. Библия. Детская библия.

2



5.

6.

Летописи. Рукописные книги

2



7.

8.

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров

2



По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (6 ч)




9.

10.

Волшебный мир сказок. Книга сборник «Сказки А.С. Пушкина».

2



11.

12.

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

2



13.

14.

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

2



Книги-сборники. Басни и баснописцы (6 ч)




15.

16.

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги сборника

2



17.

18.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

2




2 четверть (16 часов)

19.

20.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен

2




Книги о родной природе (6 ч)




21.

22.

Книги о родной природе. Родные поэты.

2



23.

24.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

2



25.

26.

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

2



Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)




27.

28.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

2



29.

30.

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок

2



31.

32.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого».

2



Животные - герои детской литературы (8 ч)





33.

34.

Книги сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

2



3 четверть (20 часов)



35.

36.

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

2



37.

38.

А. Брема «Жизнь

животных».


2



39.

40.

Художники-иллюстраторы книг о животных

2



Дети - герои книг (6 ч)




41.

42.

Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

2



43.

44.

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

2



45.

46.

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках»

2



Книги зарубежных писателей (4 ч)





47.

48.

Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

2



49.

50.

Библиографический справочник: отбор информации.

2



Книги о детях войны (6 ч)




51.

52.

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

2



53.

54.

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

2



4 четверть(18 часов)




55.

56.

Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

2



Газеты и журналы для детей (6 ч)




57.

58.

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» . Создание классной газеты или журнала

2



59.

60.

История изданий для детей: журналы «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»;

2



61.

62.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

2



«Книги, книги, книги...»( 6 ч)




63.

64.

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале

2



65.

66.

Итоговое занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

2



67.

68.

Итоговое занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

2