Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
адрес: территория: телефон:
ул.Текстилей, д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №__ ___.___2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ Старова Е.В. _______2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ оош № 19 ____________ О.Н.Тиунова Приказ от __.___2020 г. № __ М.П. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности " Мир книг "
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
уровень программы: базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2020 - 2021
Класс: 3В
Составитель: Уласевич Т. А. учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир книг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».)
Курс « Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели курса:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению
книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений.
Таким образом, преемственность курса « Мир книг» с основным курсом литературного
чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному
развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Формы организации факультативных занятий
литературные игры,
-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями своего края,
уроки-спектакли и т. д.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68часов в год
Методы и формы работы с учащимися
Занятия по данной программе проводятся в форме, отличающейся от урочной.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности.
Основные методы обучения:
чтение,
рассказ,
беседы,
рассматривание иллюстраций,
просмотр видео,
дискуссии, мини-сочинения,
конкурсы, викторины,
составление презентаций,
устный отчет,
словесное рисование.
Планируемая результативность курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные УУД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные УУД:
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и
видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки,
постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
- работать с детскими газетами и журналами.
Содержание тем учебного курса
История книги. Библиотеки (8 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный
зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра
«Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (6 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.
Пушкина» и сборник народных сказок «Ha острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья
Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и
сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (6 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист,
аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с
«бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов.
Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (6 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен
мнениями.
Книга «Pодныe поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука
Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке
Л.Н. Толстого».
Животные - герои детской литературы (8 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист,
аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»:
оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь
животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «3аинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети - герои книг (6 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.
Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение
прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе»
Книги зарубежных писателей (4 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.
Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для
детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в
группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (6 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение
содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая
работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги
памяти».
Газеты и журналы для детей (6 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели
газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса
планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...»( 6 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература.
Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« Мир книг».
№ п/п | Содержание программы Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
I четверть (18 часов) | | |
История книги. Библиотеки (8 ч) | | |
1. 2. | История книги. Библиотеки. Книги-сборники былин, легенд, сказов | 2 | | |
3. 4. | Первые книги. Библия. Детская библия. | 2 | | |
5. 6. | Летописи. Рукописные книги | 2 | | |
7. 8. | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров | 2 | | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (6 ч) | | |
9. 10. | Волшебный мир сказок. Книга сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 2 | | |
11. 12. | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 2 | | |
13. 14. | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 2 | | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (6 ч) | | |
15. 16. | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги сборника | 2 | | |
17. 18. | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 2 | | |
| 2 четверть (16 часов) |
19. 20. | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен | 2 | | |
| Книги о родной природе (6 ч) | | |
21. 22. | Книги о родной природе. Родные поэты. | 2 | | |
23. 24. | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 2 | | |
25. 26. | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 2 | | |
Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч) | | |
27. 28. | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 2 | | |
29. 30. | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок | 2 | | |
31. 32. | Книга «Азбука Л.Н. Толстого». | 2 | | |
Животные - герои детской литературы (8 ч) | | | |
33. 34. | Книги сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 2 | | |
3 четверть (20 часов) | | |
35. 36. | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 2 | | |
37. 38. | А. Брема «Жизнь животных». | 2 | | |
39. 40. | Художники-иллюстраторы книг о животных | 2 | | |
Дети - герои книг (6 ч) | | |
41. 42. | Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 2 | | |
43. 44. | Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 2 | | |
45. 46. | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках» | 2 | | |
Книги зарубежных писателей (4 ч) | | | |
47. 48. | Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 2 | | |
49. 50. | Библиографический справочник: отбор информации. | 2 | | |
Книги о детях войны (6 ч) | | |
51. 52. | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 2 | | |
53. 54. | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 2 | | |
4 четверть(18 часов) | | |
55. 56. | Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 2 | | |
Газеты и журналы для детей (6 ч) | | |
57. 58. | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» . Создание классной газеты или журнала | 2 | | |
59. 60. | История изданий для детей: журналы «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; | 2 | | |
61. 62. | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 2 | | |
«Книги, книги, книги...»( 6 ч) | | |
63. 64. | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале | 2 | | |
65. 66. | Итоговое занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 2 | | |
67. 68. | Итоговое занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 2 | | |