Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
адрес: территория: телефон:
ул.Текстилей, д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №___ ___.___.2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ Старова Е.В. _______2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ оош № 19 ____________ О.Н.Тиунова Приказ от__.__.2020 г. № ____ М.П. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности " Познавательная экология"
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
уровень программы: базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2020 - 2021
Класс : 3 В
Составитель :Уласевич Тамара Анатольевна ,учитель начальных классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основу программы положена авторская программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников».
Цель программы «Познавательная экология»:
-формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
-формировать интерес к изучению природы родного края;
-воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
-углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
-изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
-сочетать коллективные и индивидуальные формы работы;
-участвовать в практической деятельности по охране природы;
-формировать представления о природных сообществах области;
-формировать представления об охраняемых территориях России и родного края.
Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития. Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Актуальность курса «Познавательная экология» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики, что предусмотрено ФГОС. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
-систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических),
-экологическое мышление,
-культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
-культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Познавательная экология» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся начальной школы 3 – 4 классов. Количество часов в год: 3-4 класс – по 68 учебных часа в год. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества: -Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
-Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
-Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. --Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данная программа способствует формированию у младших школьников личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- принятие ценности природного мира
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации - преобразовывать практическую задачу в познавательную
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
- строить речевое высказывание в устной форме
- называть существенные признаки предметов
- группировать предметы по заданным признакам
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя - выявлять причины событий ( явлений)
Коммуникативные УУД
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- строить понятные для партнёра высказывания - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Планируемые результаты освоения курса
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни,
- соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Мир глазами эколога (16 ч)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
Мой город (10 ч)
Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. Охрана природы – обязанность каждого. Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
Птицам наша забота (4 ч) Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц. Конкурс кормушек.
Охрана растений и животных (8 ч)
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Что будет, если исчезнут насекомые? Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы». Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. Разнообразие животных Московской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
Вода – источник жизни (6 ч) Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.
Воздух и здоровье (4 ч) Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Практическое занятие «Уборка в классе». Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (4 ч) Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».
Человек в созданном им мире (8 ч)
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Значение труда в жизни человека и общества. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Передаём знания.
Подведём итоги работы за год (8 ч) Изготовление условных знаков, экологических памяток. Выпуск экологических газет. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория».
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Содержание программы Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
I четверть (16 часов) Мир глазами эколога 16 часов. | | |
1. 2. | Что такое экология? | 2 | | |
3. 4. | Экология. Окружающая среда. Экосистема. | 2 | | |
5. 6. | Круговороты в природе. | 2 | | |
7. 8. | Нарушение круговоротов в природе. | 2 | | |
9. 10. | Глобальные проблемы экологии. | 2 | | |
11. 12. | Что такое экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф. | 2 | | |
13. 14. | Пути решения экологических проблем. | 2 | | |
15. 16. | Экологическая конференция. «Берегите землю!». Защита проектов. | 2 | | |
2 четверть (14 часов) Мой город 10 часов. | | |
17. 18. | Я люблю мой город! История родного города, его достопримечательности. | 2 | | |
19. 20. | Экскурсия по городу. | 2 | | |
21. 22. | Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. | 2 | | |
23. 24. | Выпуск экологической газеты. Урок проект. | 2 | | |
25. 26. | Экологический десант. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды в городе. | 2 | | |
Птицам наша забота 4 часа. | | | |
27. 28. | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Акция «Покормите птиц!» | 2 | | |
29. 30. | Красная книга Московской области | 2 | | |
3 четверть (20 часов) Охрана растений и животных 8 часов. | | |
31. 32. | Растения, нуждающиеся в защите. Составление устного журнала. | 2 | | |
33. 34. | Деление животных на группы. Невидимые нити. | 2 | | |
35. 36. | Заочное путешествие по заповедникам и национальным паркам страны и родного края. | 2 | | |
37. 38. | Популяции и сохранение их численности. | 2 | | |
Вода – источник жизни 6 часов. | | |
39. 40. | Водные ресурсы Земли. Значение пресной воды. | 2 | | |
41. 42. | Водоемы России. | 2 | | |
43. 44. | Водные ресурсы родного края. | 2 | | |
Воздух и здоровье 4 часа | | |
45. 46. | Воздух в моём крае. | 2 | | |
47. 48. | Воздух и здоровье человека. | 2 | | |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья 4 часа | | |
49. 50. | Солнце, воздух и вода - друзья человека? | 2 | | |
4 четверть (18 часов) | | |
51. 52. | Электрический свет, тепло и вода в моём доме. | 2 | | |
Человек в созданном им мире – 8 часов. | | |
53. 54. | Экономика и экология. Влияние экономики на экологию. | 2 | | |
55. 56. | Экология жилища человека | 2 | | |
57. 58. | Бытовые отходы. О чём расскажет этикетка? | 2 | | |
59. 60. | Неэффективное расходование природных ресурсов. | | | |
Передаём свои знания. Подводим итоги работы за год 8 часов. | | |
61. 62. | «Экологический калейдоскоп» урок игра. | 2 | | |
63. 64. | Решение задач экологического характера. Экологические ситуации. | 2 | | |
65. 66. | Международные организации по охране окружающей среды. | 2 | | |
67. 68. | Интеллектуальная игра «Счастливый случай». Подводим итоги научной, проектной, исследовательской деятельности. | 2 | | |