РАССМОТРЕНО на заседании НМС, ШМО учителей филологических наук | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР | ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол № 01 от 29 августа 2019 г. УТВЕРЖДЕНО |
Протокол №__ __ от августа 2019 г. Руководитель ШМО, НМС ________З.С.Бекирова | Е.И.Шестакова « »_августа_2019 г. | приказом по школе от_29 августа 2019 г._№ 248 Директор ____ О.В.Черник |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Литературное богатство Крыма»
Образовательная организация:
МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
Предмет__литература_
Класс__6-Б__
Образовательный стандарт_ФГОС_
Учитель _Белялова Сильвия Ибрагимовна_
Квалификационная категория_первая_
Уровень общего образования: основное общее образование
Количество часов по учебному плану
___1 час__ в неделю;
_ 34 часа_ в год.
Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Марьяновская школа»
Дата_________________/__________________________/___С.И. Белялова__/
Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………..4
2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………………….6
3. Тематический план…………………………………………………………………....7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературное богатство Крыма» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Марьяновская школа».
Преподавание курса «Литературное богатство Крыма» направлено на достижение следующей цели:
обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Крыма путем изучения произведений поэтов писателей, чье творчество связано с Крымом и отражает его жизнь;
приобщение обучающихся к художественным богатствам литературы Крыма и о Крыме в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы;
развитие умений школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять и сходства и своеобразие художественных решений;
пробуждение интереса к народно – поэтическому наследию Крыма, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка крымской литературы.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления, умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование теоретико-литературных знаний в различных речевых ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.
Языковая компетенция – владение нормами речевой деятельности учащихся на уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Культуроведческая компетенция – осознание специфики литературы в ряду других искусств, исторической эстетической обусловленности литературного процесса, взаимосвязь литературы и истории, овладение нормами речевого этикета.
Организационная компетенция предполагает умение организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования и проектирования, вступать в проектную деятельность.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
освоение содержания литературы Крыма и о Крыме как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
расширить представление о диалектах, говорах и их функциях в художественном тексте;
заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
познакомить учащихся с особенностями быта и нравов крымчан, их нравственного потенциала;
развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства.
По учебному плану МБОУ «Марьяновская школа» по внеурочной деятельности «Литературное богатство Крыма » в 6-Б классе выделен 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком учащиеся 6-Б класса обучаются 34 учебные недели, что составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные действия:
- ученик научится ориентироваться в произведениях детских писателей и поэтов Крыма;
-приобретет способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей на примере литературных произведений писателей родного края;
-приобретет способность развивать в себе этические чувства как регулятор морального поведения с помощью литературных произведений родного края;
-получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Республики Крым, чувства сопричастности и гордости за свой край; мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, духовно - нравственные мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с литературными произведениями детских писателей Крыма; чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия
Ученик научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке собственных работ, сборников;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
-анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над собственным произведением;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия
Ученик научится:
-узнавать произведения авторов родного края;
-осуществлять работу над анализом художественных произведений, создавать собственные мини - произведения;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, интересных людях Крыма с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-работать с книгой, знать, где найти книги писателей Крыма;
-устанавливать причинно - следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия
Ученик научится:
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
-готовить материал и выступать с собственными сочинениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую творческую деятельность школьников. Формы организации занятий курса «Литературное богатство Крыма» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. Отслеживание результатов, подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме викторин, творческих заданий; создания и защиты собственного проекта (сборника); подготовка к встречам с местными писателями; подготовка и театрализация произведений писателей родного края, компьютерные презентации, выпуск стенгазет, оформление тематических папок, участие в литературных конкурсах, творческие отчеты.
Содержание курса
1. ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ КРЫМА - ДЕТЯМ. (15 часов)
Введение. Крым-мой родной край.
Легенды Крыма. Место легенды в литературе родного края.
Знакомство с книгой Е. Криштор «Крымские каникулы», со сборником «Крымские чудеса».
Творчество В.Н.Орлова. Компьютерная презентация «Человек крылатой мечты».
Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Крыма (обзор).
В.А. Бахревский, "Лебяжьи острова", "Байдарские ворота"и др.
Е.В. Белоусов, "Как человек в Крыму здоровье нашёл", "Сказки древнего леса".
А.И. Домбровский, "Птичьи ветры", "Вернись и вспомни".
О.А. Иванова, "В Новый год", "Дача в Симферополе" и др. В.В. Килеса, "Торт", "Четыре брата".
А. Милявский "Рак-отшельник", "Медуза", "Клён". О.Г. Тимохина "Птица-Крым", "Дельфин"
Г.А. Печаткина, "Сиреневый ливень: крымские рассказы".
В.П. Терехов, "Самый счастливый день", "Спасибо, жизнь..."
Н.А. Умеров, "Золотое зёрнышко", "Звонкое детство".
С.В. Ягупова, "Зелёный дельфин", "Сказки древнего Крыма".
Е.Ф. Осминкина, "Портрет листопада", Летние подарки". И.И. Козеева, "Ялтинские речки", "Черноморские дельфины".
2.КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. (15 часов)
"Воображенью край священный..." А.С. Пушкин и Крым.
"На Федюхины высоты нас пришло всего две роты". "Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого.
"Несравненный художник жизни". А.П. Чехов и Крым.
Крым - "утраченный рай" И.А. Бунина.
"Балаклавский рыбак Александр Куприн".
"Страшный мальчик": севастопольское детство Аркадия Аверченко.
"Под солнцем Родины". И.С. Шмелёв и Крым.
"Мой дом открыт навстречу всех дорог". Максимилиан Волошин в Коктебеле.
"Тот Крым она искала везде и всюду, всю жизнь". М.И. Цветаева и Крым.
"Стать бы снова приморской девчонкой..." Крым Анны Ахматовой.
"Туда душа моя стремится, за мыс пустынный Меганом". Осип Мандельштам и Крым.
« И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым". Илья Сельвинский - крымский поэт.
Истина "... в том, чтобы делать чудеса своими руками". Великий романтик Александр Грин.
"Как умел Паустовский писать эту землю, как любил на полыни настоянный воздух..." К.Г. Паустовский и Крым.
"Я люблю всё больней и больнее каждый метр этой странной земли". Юлия Друнина в Крыму.
НАША МАЛАЯ РОДИНА В ЛИТЕРАТУРЕ. (4 часа)
Наш земляк – Геннадий Глушнёв. Знакомство с книгой «Мир детства глазами Геннадия Глушнёва»
Экскурсия в Красногвардейскую районную библиотеку. Встреча с поэтами.
3.Тематическое план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Писатели и поэты Крыма - детям. | 15 |
2 | Крым в русской литературе. | 15 |
3 | Наша малая родина в литературе. | 4 |
Итого 34 часа. |
Литературное краеведение. Челышева И.Л. Симферополь 2013
9