СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматная азбука-2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука для 2-х классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматная азбука-2 класс»

Рабочая программа «Шахматная азбука» по спортивно - оздоровительному направлению для учащихся 2 класса разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, на основе Программы внеурочной деятельности «Шахматы в школе», автор И.Г. Сухин. (М.: Просвещение). Рабочая программа составлена для 2 классов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения спортивно-оздоровительного направления, которые определены стандартом. Программа составлена с учетом каникулярного времени, на основании приказа Управления образования № 757 от 03.09.2019 г. "О сроках проведения каникул для обучающихся образовательных организаций Ленинского района в 2019-2020 учебном года".

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению клуба «Шахматная азбука» предназначена для обучающихся 2 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год.

Программа соответствует миссии ОО: "Учить, развивая и развиваясь".

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она отвечает всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по здоровьесберегающей среде.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.


Планируемые результаты курса

Повторение изученного материала

Обучающийся научится:

- ориентироваться на шахматной доске;


Обучающийся получит возможность научиться:

- рокировать;


Краткая история шахмат

Обучающийся научится:

- ориентироваться на шахматной доске;


Обучающийся получит возможность научиться:

- рокировать;


Шахматная нотация

Обучающийся научится:

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

Обучающийся получит возможность научиться:

- объявлять шах, мат;


Ценность шахматных фигур

Обучающийся научится:

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

Обучающийся получит возможность научиться:

- объявлять шах, мат;


Техника матования одинокого короля

Обучающийся научится:

- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;


Обучающийся получит возможность научиться:

- решать элементарные задачи на мат в один ход


Достижение мата без жертвы материала

Обучающийся научится:

- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;


Обучающийся получит возможность научиться:

Шахматная комбинация

Обучающийся научится:

- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

- правильно вести себя за доской;


Обучающийся получит возможность научиться:

- записывать шахматную партию;

:


Повторение программного материала

Обучающийся научится:

- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

- правильно вести себя за доской;


Обучающийся получит возможность научиться:

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.




Основное содержание программы


Содержание тем учебной программы – 34 часа


  1. Повторение изученного материала (2 часа).

Формы организации учебных занятий:

-беседа с учителем;

-просмотр и обсуждение медиаматериалов.

Повторение программного материала, изученного за год обучения. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

  1. Краткая история шахмат (1 час).

Формы организации учебных занятий:

-беседа «История шахмат»;

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

  1. Шахматная нотация (2 часа).

Формы организации учебных занятий:

-игра «Шахматный знаток»;

-теоретические занятия.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.


  1. Ценность шахматных фигур (4 часа).

Формы организации учебных занятий:

- беседа о ценностях фигур и их сравнительную силу;

-практическое упражнение.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.


  1. Техника матования одинокого короля (4 часа).

Формы организации учебных занятий:

- теоретические занятия, шахматные игры, ходы фигур;

-практическая игра.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

.


  1. Достижение мата без жертвы материала (3 часа).

Формы организации учебных занятий:

- игры в шахматы и задания;

- практическая игра.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.


  1. Шахматная комбинация (15 часов).

Формы организации учебных занятий:

-презентация о шахматных задачах и комбинациях;

-теоретические занятия, шахматные игры.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).



  1. Повторение программного материала (3 часа).

Формы организации учебных занятий:

-беседа с учителем;

-обсуждение полученных знаний.

Повторение изученного материала за первый и второй год обучения.


Тематическое планирование

2 классов


п/п

Содержание

Кол-во часов по темам

1

Повторение изученного материала

2

2

Краткая история шахмат

1

3

Шахматная нотация

2

4

Ценность шахматных фигур

4

5

Техника матования одинокого короля

4

6

Достижение мата без жертвы материала

3

7

Шахматная комбинация

15

8

Повторение программного материала

3

Итого: 34 часа


Согласовано:

протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

Председатель ШМО

___________/___________/



Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______ /_______________/


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!