Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 1
ст. Багаевская Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 1
Приказ от__________2020 г. № ______
_____________/О.А. Калинина/
место печати
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по курсу «Развитие речи» начального общего образования 2 «Г» класса
Количество часов: 34
Программа разработана на основе программы по программы курса «Школа развития речи 1- 4 класс», составленной преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы Соколовой «Школа развития речи»,- М: РОСТ, 2019. (Юным умникам и умницам).
Учитель: Гацко Вера Ивановна
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
2. Содержание учебного курса
Техника и выразительность речи
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.
Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Формы организации учебных занятий:
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная. Для реализации программы можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово - развлекательную.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: при подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности обучающихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 обучающихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой обучающихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного
Место внеурочной деятельности в учебном плане:
Согласно учебного плана МБОУ БСОШ № 1 на 2020 - 2021 учебный год для внеурочной деятельности по программе «Развитие речи» во 2 классе отводится 34 часа, в расчете 1 час в неделю. . Темы уроков, выпавшие на праздничные дни ( 4 ноября ) будут даны за счет уплотнения учебного материала; программа будет пройдена за 33 часа.
Учебный предмет может быть реализован с применением смешанного обучения, что предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением дистанционного и электронного обучения (электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии).
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Оборудование |
I четверть – 8 часов |
1 | 02.09 | Слово. Значение слова. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
2 | 9.09 | Многозначные слова. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
3 | 16.09 | Омонимы | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
4 | 23.09 | Омофоны, омоформы | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 30.09 | Синонимы | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 07.10 | Антонимы | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 14.10 | Фразеологизмы | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 21.10 | Фразеологизмы (обобщение) | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
2 четверть - 7 часов |
| 11.11 | Пословицы | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 18.11 | Загадки | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 25.11 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 2.12 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 09.12 | Связь между предложениями в тексте | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 16.12 | Связь между частями текста | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 23.12 | Работа с деформированным текстом | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
3 четверть - 10 часов |
| 13.01 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 20.01 | Текст. Опорные слова. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 27.01 | Текст. Опорные слова. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 3.02 | Культура общения. Волшебные слова. Коллективная работа | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 10.02 | План. Составление плана. | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 17.02 | Виды плана | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 24.02 | План | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 3.03 | Составляем план текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 10.03 | Редактирование текста | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 17.03 | Редактирование текста | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
4 четверть - 8 часов |
| 31.03 | Типы текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 7.04 | Типы текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 14.04 | Описание | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 21.04 | Текст – сравнительное описание | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 28.04 | Типы текста. Повествование | 1 | Коллективная, индивидуальная. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 5.05 | Типы текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
| 12.05 | Рассуждение | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |
5 | 19.05 | Повторение пройденного | 1 | Коллективная, индивидуальная, групповая. | Презентация/наглядные пособия, тетрадь. |