СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

г.Челябинска

454016, г.Челябинск, ул.Университетская Набережная, 30а

тел.(факс) (351) 742-22-75



УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №25_________И.С.Рудакова

М.П.



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Русский язык и культура речи»



Предмет: Русский язык

Класс: 9 класс

Кол-во часов в неделю: 1 час

Кол-во часов в год: 34 часа в год















Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № __« __» август 2019г.

Руководитель ШМО:_________ / Л.И.Антоненко /

Составитель программы: Л.А.Степовая





Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 классов «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федеральной целевой программы «Культура России».

В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также учебное пособие «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» под редакцией Измайловой Л.В., Демьяновой Н.Н., Меньшиковой Н.П., спецкурс С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».

Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Культура речи - это исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные любители родного языка сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой и большой родины.

Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личностиобучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги по исследованию текстов и информации различного характера.

  2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному языку.

  3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать демонстрационный наглядный материал.

При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

А) Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Б) Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

В) Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Г) Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих работ (сочинение –рассуждение, сочинение-описание, практические работы, изложение с элементами сочинения)

Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, работа в парах, индивидуальная, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме, обсуждение посещённыхэкскурсий, культпоход в театры.

Цель программы: - развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, культуры языка а также обеспечение подготовки учащихся 9 классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи:

  • обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

  • формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели, 34 часов в год (1 час в неделю).

Данная программа реализуется для учащихся 9 классов. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.

Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения.

Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Культура речи , изучение речевых ситуаций, рассказ об увиденном и услышанном при правильном речевом оформлении, анализ текстов, рассказов – это основа основ при работе с данной программой внеурочной деятельности. В процессе подготовки учащиеся отрабатывают ряд умений:

• умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

• умение адекватно воспринимать авторский замысел;

• умение вычленять главное в информации;

• умение сокращать текст разными способами;

• умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

• умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Это будет и существенным шагом при подготовке к сдаче ОГЭ.

Задания, используемые на занятиях, проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще.

Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.



Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные

Формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека. Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку как выразителю национального самосознания народа. Овладение языковыми нормами, лингвистической компетенцией оценивания параметров сочинения. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, овладение лингвистической компетенцией находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы. Овладение лингвистической компетенцией распознавания фактических ошибок Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок. Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство. Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления. Формирование устойчивой мотивации ксамостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.



Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управлять поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умения убеждать), формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли всоответствии с задачами и условиями коммуникации, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.



Содержание программы внеурочной деятельности

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов) Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм.

Сочинение как жанр различных стилей речи Типология норм. (9 часов) Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Нормы речи. (8 часов) Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Синтаксис. (9 часов). Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.









Уровень результатов работы по программе:

• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;

• научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

• научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

• владеть формами обработки информации исходного текста;

• научиться четко соблюдать инструкции, сопровождающие определённые задание;

• самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;



































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1. ОГЭ 2020. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.

2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2019.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2018. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.

4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2018.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».

5. Интернет- ресурсы: Сайт ФИПИ unikum.rudn.ru/-онлайн-подготовка repetitor.net/подготовка-когэprouchebu.com›internet_ege_oge/ prouchebu.com›internet_ege_oge

























Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание темы

Кол-во часов

Форма внеурочной деятельности

1

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры.

Значимость речевой культуры для духовной жизни общества

1

Групповая работа

2-3

Культура языка. Культура речи. Язык и речь

Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании.

2

Обсуждение культпохода в театр. Наблюдение за качеством речи

4

Языковая норма как историческая категория.

Развитие языковой нормы как системы правил

1

Беседа, индивидуальная работа

5

Понятие нормы в современной лингвистике.

Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы

1

Работа в парах

6

Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

Норма - одна из составляющих национальной культуры

1

Семинар. Доклады

7

Понятие вариантов норм. Что такое сжатое изложение?

Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы

1

Индивидуальная работа

8-9

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи

Первый закон экономии языковых средств. Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации(уподобления).

2

Работа в парах и группах

10

Качества хорошей речи.

Понятие речи. Общая характеристика. Особенности

1

Экскурсия. Наблюдение за качеством речи

11

Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.

Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи.

1

Диспут

12-13

Содержательность хорошей речи.

Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи

2

Конференция

14

Уместность и доступность хорошей речи.

Практическая работа: «Поразмышляем вместе».

1

Семинар. Доклады

15

Точность речи.

Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов.

1

Индивидуальная работа

16-17

Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания

2

Работа в парах и группах

18

Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей.

Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения.

1

Индивидуальная работа

19-20

Лексика. Лексические нормы.

Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм

2

Беседа, индивидуальная работа

21

Словообразовательные нормы. Орфография.

Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании

1

Работа в парах

22-23

Морфологические нормы и их особенности.

Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов

2

Редактирование

24

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

1

Индивидуальная работа

25

Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного

1

Редактирование

26-27

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

2

Беседа, индивидуальная работа

28

Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Сложные предложения с различными видами связи

1

Работа в парах

29

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные бессоюзные предложения

1

Редактирование

30

Синтаксический минимум.

Синтаксический минимум

1

Беседа, индивидуальная работа

31

Функциональные стили. Стилистические нормы.

Функциональные стили. Стилистические нормы.

1

Конференция

32-33

Функционально-смысловые типы речи

Функционально-смысловые типы речи

2

Создание собственных художественныхпроизведений

34

Искусство слова в театре

Применения правильной речи в жизни

1

Культпоход в театр.



*В процессе работы формы учебной деятельности могут корректироваться по совместному желанию обучающихся и педагога


Скачать

© 2021, 117 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!