Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лаишевская средняя школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лаишевская СШ»
«Начальная школа»
Протокол № 1 ________________Буянкина М.С. ___________________Зацепина Е.С.
от «30» августа 2021 г. «31» августа 2021 г. «31» августа 2021 г.
__________ /_Малюскина Р.Н./
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Наименование программы__ «Эрудит. Математика с увлечением»_____________________________________________________________
Направление_____общеинтеллектуальное___________________________________________________________________________________
Вид деятельности____познавательная_______________________________________________________________________________________
Класс_______4 класс______________________________________________________________________________________________________
Учитель______Усерднова Татьяна Владимировна____________________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год_____2021-2022 учебный год___________________________________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Программы внеурочной деятельности. Методического пособия. Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю… 4 класс/ Е.Б. Докторова, А.П. Мишина, И.В. Шалагина.- М.:Планета, 2019
Рабочую программу составил(а)______________________________________________Усерднова Т.В._________________________________
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Эрудит. Математика с увлечением»
для обучающихся 4 класса
Направленность программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Эрудит. Математика с увлечением» для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
- Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2021-2022 учебный год;
- Программы внеурочной деятельности. Методического пособия. Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю… 4 класс/ Е.Б. Докторова, А.П. Мишина, И.В. Шалагина.- М.:Планета, 2019 г.
Курс направлен на формирование в сознании школьника целостной научной картины мира с опорой на интеграцию учебных предметов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
Отличительные особенности программы. Отличительные особенности программы курса «Эрудит. Математика с увлечением» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью.
Новизна программы заключается в использовании в содержании курса геометрического материала и задач разных видов, поскольку именно при изучении данных тем начального курса математики возникают сложности. При работе на внеурочных занятиях используются элементы смешанного обучения, что проявляется в привлечении видеоуроков и ментальных карт к рассмотрению материала.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе предмет математика является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические‚ а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Математика в окружающем мире» дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике. Занятия способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Значимость курса заключается в том, что изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна
Целью: занятий является развитие у детей логического, алгоритмического и пространственного мышления, создание условий для проявления у детей положительных эмоции по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.
Задачей курса: является закрепление математических знаний, полученных в курсе математики, совершенствование вычислительных навыков, развитие навыков решения нестандартных задач, подготовка к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам. Особое внимание в программе уделено заданиям с геометрическим содержанием.
Задачи и задания, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации способствуют появлению желания отказаться от образа, проявить самостоятельность; формированию умений работать в условиях поиска; развитию сообразительности, любознательности .
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми. При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности. Программа ориентирована на детей 9-11 лет. Группы формируются из обучающихся, проявляющих интереск математике.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности. Реализация программы начинается с 1 сентября и длится по 31 мая, соответственно будут реализовано 34 академических часа (1 занятие 1 раз в неделю (академический час))
1 триместр: с 1 сентября по 22 ноября – 10 часов, 2 триместр: с 29 ноября по 23 февраля – 12 часов, 3 триместр: с 24 февраля по 30 мая – 12 часов.
Формы организации образовательной деятельности. Структура занятий состоит из теоретической и практической части. Практическая часть представляет собой самостоятельную работу детей: викторины, конкурсы, олимпиады и т.п.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество детей в группе: 15-27 человек. Общая длительность занятия – 40 минут (1 академический час)
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности- качеств, весьма важных в практической деятельности любого человека;
Воспитание чувства справедливости, ответственности;
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Располагать числа в порядке возрастания и убывания;
Решать задачи на определение порядкового номера объекта;
Решать нестандартные текстовые задачи;
Заполнять «Магические» квадраты;
Решать математические « Головоломки»;
Решать арифметические ребусы;
Решать нестандартные задачи, связанные с величинами;
Решать логические задачи;
Решать комбинаторные задачи;
Решать задачи геометрического содержания.
Обучающиеся получат возможность научиться»:
Составлять таблицу данных нестандартных текстовых и логических задач;
Строить графы для решения комбинаторных задач;
Строить «дерево возможностей» для решения комбинаторных задач;
Получить более глубокие знания о геометрических фигурах и свойствах.
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные результаты
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
Выделять и формулировать познавательную цель;
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках коммуникации как сотрудничества6
Работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Выполнять работу по цепочке;
б)В рамках коммуникации как взаимодействия:
Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Владеть диалогической формой речи.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
- фронтальная работа : "Это мы знаем "; "Эрудиты тренируются"
-индивидуальная работа : "Рисуем", " Кто самый внимательный"
-работа в парах :" Думаем. Доказываем","Эрудиты тренируются"
-работа в группах: "Решаем."
Игровая, творческая, практическая деятельность, разгадывание головоломок, ребусов, олимпиад, решение логических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- развитие умений выполнять построение геометрических фигур и их измерение;
- формирование умений решать текстовые задачи разных видов;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- умения выполнять построение алгоритма при решении задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм и видов деятельности
I.Числа.
Нумерация многозначных чисел
Название чисел.
Порядок следования чисел ( прямой и обратный ).
Расположение чисел в порядке возрастания и в порядке убывания.
II.Арифметические действия.
Сложение и вычитание многозначных чисел:
числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; заполнение магических квадратов; решение числовых ребусов;
нахождение значения выражения рациональным способом;
восстановление примеров: поиск скрытого числа;
последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
2.Умножение и деление многозначных чисел:
числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; решение числовых ребусов;
нахождение значения выражения рациональным способом с использованием знания математических законов;
восстановление примеров: поиск скрытого числа;
последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
III.Величины.
1.Задачи, связанные с величиной «время».
2. Задачи, связанные с величиной «масса».
3.Задачи, связанные с величиной «объём».
4. Задачи, связанные с величиной «длина».
5. Задачи, связанные с величинами « скорость». « время ». « расстояние».
6. Задачи, связанные с величинами « цена». «количество». «стоимость».
IV. Логические задачи.
1.Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
2. Задачи на упорядочивание множеств.
3. Комбинаторные задачи:
Задачи решаемые способом перестановки;
Задачи, решаемые при помощи построения графов;
Задачи, решаемые при помощи построения « дерева возможностей».
4. Задачи на расстановки.
5. Задачи на промежутки.
V.Задачи геометрического содержания.
Задачи , раскрывающие смысл понятий: !точка». « прямая». «отрезок». « «луч». «окружность». «радиус окружности».
Задачи, в которых необходимо подсчитать количество конкретных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, четырёхугольников.
Задачи, связанные с понятиями «периметр квадрата»,
« периметр прямоугольника», «площадь квадрата»,
« площадь прямоугольника».
Задачи , для решения которых требуется выполнить дополнительные построения.
Задачи, требующие работы со счётными палочками.
VI. Задачи – шутки.
VII. Олимпиада.
Тематическое планирование. 4 класс. 9-11лет
№ п/п | Наименование раздела | Воспитательный потенциал | Наименование темы | Количество часов |
1 | I.Числа (7 часов) | Воспитание творческой деятельности учащихся, всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой | Вводное занятие | 1 |
2 | Нумерация многозначных чисел | 1 |
3 | Нумерация многозначных чисел | 1 |
4 | Нумерация многозначных чисел | 1 |
5 | Числовые ребусы | 1 |
6 | Числовые ребусы | 1 |
7 | Задачи, связанные со временем | 1 |
8 | II. Арифметические действия (3 часа) | Формирование у учащихся некоторых общих приемов работы, позволяющих им самостоятельно «открывать» новые для них вычислительные приемы, новые свойства арифметических действий, устанавливать различные отношения | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 |
9 | Задачи на уравнивание данных | 1 |
10 | Задачи, связанные с промежутками | 1 |
11 | III. Величины (2 часа) | Воспитание творчески активной и самостоятельной личности | Разные задачи | 1 |
12 | Разные задачи | 1 |
13 | IV. Логические задачи (18 часов) | Формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера | Логические задачи | 1 |
14 | Логические задачи | 1 |
15 | Логические задачи | 1 |
16 | Эрудиты соревнуются (Олимпиада) | 1 |
17 | Логические задачи | 1 |
18 | Логические задачи | 1 |
19 | Логические задачи | 1 |
20 | Логические задачи ( Задачи на установление взаимооднозначного соответствия между множествами) | 1 |
21 | Логические задачи ( Задачи на установление взаимооднозначного соответствия между множествами) | 1 |
22 | Задачи на движение | 1 |
23 | Задачи на движение | 1 |
24 | Задачи на движение | 1 |
25 | Задачи на движение | 1 |
26 | Задачи на движение | 1 |
27 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 |
28 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 |
29 | Комбинаторные задачи. (Задачи решаемые при помощи графов) | 1 |
30 | Комбинаторные задачи. (Задачи решаемые при помощи графов) | 1 |
31 | V. Задачи геометрического содержания (2 часа) | Создание у учащихся положительной мотивацию к изучению математики путем вовлечения каждого ученика в активную | Задачи с геометрическим содержанием | 1 |
32 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 |
33 | VI. Задачи- шутки (1 час) | Приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными | Правдолюбы и лжецы | 1 |
34 | VII.Олимпиада (1 час) | Эрудиты соревнуются (Олимпиада) | 1 |
Итого: 34 часа |
Методическое обеспечение.
Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие/ Е.Б. Докторова, А.П. Мишина, И.В. Шалагина. Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю... 4 класс. - М.: Планета, 2021(рецензент: А.П. Мишина – заведеющая кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук, доцент)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения «Математики с увлечением», которые определены стандартом. Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Список литературы.
Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике: 1-4 классы/ М.В.Беденко.-М.: ВАКО, 2008.
Гейдманн Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б.П. Гейдман, И.Э.Мишарина.-5-е изд.М.: Айрис-пресс, 2008.
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Г.В. керова.-М.: ВАКО, 2018.
Мельников О. Развивающая математика для школьников.-М.: Ленанд, 2019.
Узорова О., Нефедова Е. Задачи по математике. Для уроков и олимпиад. 4 класс.-.: АСТ, 2016
Приложение 1
Условные обозначения: урок изучения нового и первичного закрепления знаний – УИНПЗЗ; урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
урок комплексного использования знаний – УКИЗ; урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; комбинированный урок – КУ; урок практической работы – УПР.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата план (указывается номер недели) | Дата факт (указывается фактическая дата проведения) | Корректировка |
Раздел: Числа. (7ч) | | | |
1. | Вводное занятие | 1 | УИНПЗЗ | 1 | | |
2 | Нумерация многозначных чисел | 1 | УЗЗВУ | 2 | | |
3 | Нумерация многозначных чисел | 1 | УИНПЗЗ | 3 | | |
4 | Нумерация многозначных чисел | 1 | УИНПЗЗ | 4 | | |
5 | Числовые ребусы | 1 | УИНПЗЗ | 5 | | |
6 | Числовые ребусы | 1 | УИНПЗЗ | 6 | | |
7 | Задачи, связанные со временем | 1 | УЗЗВУ | 7 | | |
Раздел: Арифметические действия (3ч) |
8 | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | УИНПЗЗ | 8 | | |
9 | Задачи на уравнивание данных | 1 | УОСЗ | 9 | | |
10 | Задачи, связанные с промежутками | 1 | УПОКЗ | 10 | | |
Раздел: Величины (2 ч.) |
11 | Разные задачи | 1 | УИНПЗЗ | 11 | | |
12 | Разные задачи | 1 | УИНПЗЗ | 12 | | |
Раздел: Логические задачи (18 ч.) |
13 | Логические задачи | 1 | УИНПЗЗ | 13 | | |
14 | Логические задачи | 1 | УЗЗВУ | 14 | | |
15 | Логические задачи | 1 | УЗЗВУ | 15 | | |
1 | Эрудиты соревнуются (Олимпиада) | 1 | УКИЗ | 16 | | |
17 | Логические задачи | 1 | УИНПЗЗ | 17 | | |
18 | Логические задачи | 1 | УИНПЗЗ | 18 | | |
19 | Логические задачи | 1 | УИНПЗЗ | 19 | | |
20 | Логические задачи ( Задачи на установление взаимооднозначного соответствия между множествами) | 1 | УИНПЗЗ | 20 | | |
21 | Логические задачи ( Задачи на установление взаимооднозначного соответствия между множествами) | 1 | УЗЗВУ | 21 | | |
22 | Задачи на движение | 1 | УИНПЗЗ | 22 | | |
23 | Задачи на движение | 1 | УЗЗВУ | 23 | | |
24 | Задачи на движение | 1 | УЗЗВУ | 24 | | |
25 | Задачи на движение | 1 | УКИЗ | 25 | | |
26 | Задачи на движение | 1 | УИНПЗЗ | 26 | | |
27 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 | УИНПЗЗ | 27 | | |
28 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 | УЗЗВУ | 28 | | |
29 | Комбинаторные задачи. (Задачи решаемые при помощи графов) | 1 | УИНПЗЗ | 29 | | |
30 | Комбинаторные задачи. (Задачи решаемые при помощи графов) | 1 | УКИЗ | 30 | | |
Раздел: Задачи геометрического содержания (2ч) |
31 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | УИНПЗЗ | 31 | | |
32 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | УКИЗ | 32 | | |
Раздел: Задачи- шутки (1ч) |
33 | Правдолюбы и лжецы | 1 | УИНПЗЗ | 33 | | |
Раздел: Олимпиада (1ч) |
34 | Эрудиты соревнуются (Олимпиада) | 1 | УПР, УКИЗ | 34 | | |
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности
№ урока | Даты по осн КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |