СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (интерактивная экскурсия) для учащихся 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (Интерактивная экскурсия), направление: историческое краеведение разработана для учащихся 5 класса. Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (интерактивная экскурсия) для учащихся 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лесоперевалочной СОШ – №2



Рекомендовано:

Утверждено:

Методическим объединением

учителей истории и обществознания

приказом №

МБОУ

Лесоперевалочная СОШ – №2

Протокол №

от « » ________ 2018 г.


« » ________ 2018г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Историческое путешествие»

Интерактивная экскурсия.

Направление: историческое краеведение

для 5 «Б» класса











Составитель: Псарева Т.Н.,

учитель истории и обществознания.

Первая квалификационная категория.












с.Бельтирское, 2018 г.

Пояснительная записка



  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования»,

  • Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №

  • Образовательной программой основного и среднего общего образования школы .

  • Комплексной образовательной модульной программой внеурочной деятельности. 5-11 кл. Тартышняя М. А.- Волгоград : Учитель, 2015

Цели программы «Историческое путешествие»:

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

2. Общая характеристика

Задачи программы

Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. 

Обучающие:

  • Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских и хакасских традициях, народных играх;

  • Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании истории, культуры РФ и РХ.

  • Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;

  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие:

  • Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;

  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • Сбор информации по определенной теме;

  • Развитие смекалки и сообразительности;

  • Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.

  • Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском направлении.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

  • Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

  • Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

  • Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;

  • Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

  • Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации

  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

  • Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир

  • Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся

  • Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования

  • Непрерывность дополнительного образования

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования

  • Системность организации управления учебно-воспитательным процессом

  • Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями





Дидактические принципы реализации программы:

  • Занимательность

  • Сознательность и активность

  • Научность

  • Наглядность

  • Доступность

  • Связь теории с практикой

  • Индивидуальный подход к учащимся

Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка

  • Дифференциации

  • Проектной деятельности

  • Игровые

  • Здоровьесберегающие

  • Информационные и коммуникативные

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

3. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.

Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.



4. Личностные, метапредметные, предметные результаты

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты

  • Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.


Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон, выполняемой предметной, метапредметной личностно ориентированной деятельности;

  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Предметные:

(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

(ПР2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

(ПР3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

(ПР4) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

(ПР5) использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

(ПР6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

(ПР7) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

(ПР8) раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

(ПР9) объяснять,в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

(ПР10) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Содержание курса

№п/п

Раздел

Количество часов

1

Вводное занятие. Что такое интерактивная экскурсия

2

2

Виртуальные экскурсии по музеям мира.

3

3

Виртуальные экскурсии по музеям Хакасии и Красноярского края.

5

4

Реальные экскурсии.

3

5

Этапы подготовки и проведения экскурсии.

11

6

Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

3

7

Составление презентации.

2

8

Защита, проведение экскурсии.

3


Всего

32

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Историческое путешествие». Интерактивная экскурсия.

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

1

3.10


Вводное занятие.


2

10.10


Что такое интерактивная и виртуальная экскурсия.


3

17.10


Виртуальные экскурсии по музеям мира и России. Лувр. Египетская коллекция.

4

24.10


Виртуальные экскурсии по музеям мира. Эрмитаж.


5

31.10


Виртуальные Экскурсии по музеям мира. Государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина А. С.

6

3.11


Реальная экскурсия в музей «Хуртуях- Тас»


7

14.11


Виртуальная экскурсия в Красноярский краеведческий музей.

8

21.11


Виртуальная экскурсия в музей с. Шушенское.


9

28.11


Виртуальная экскурсия в Минусинский краеведческий музей.

10

5.12


Виртуальная экскурсия «Салбыкский курган»


11

12.12


Виртуальная экскурсия «Музей Усть-Сос»


12

19.12


Знакомство с экспонатами школьного музея.


13

26.12


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта.

14

16.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта.

15

23.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии.

16

30.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии.

17

6.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Типы экскурсий.

18

13.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии.Типы экскурсий.

19

20.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии.

20

27.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии.

21

6.03


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода.

22

13.03


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода.

23

20.03


Бортовой журнал участника экскурсии.

24

27.03


Реальная экскурсия по окрестностностям с. Бельтирское

25

3.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

26

10.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

27

17.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

28

24.04


Составление презентации.

29

8.05


Составление презентации.

30

15.05


Защита, проведение экскурсии.

31

22.05


Защита, проведение экскурсии.

32

29.05


Защита, проведение экскурсии.