«Новосёловская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО протокол заседания методического объединения ______________________________________________ от «____» августа 202 года № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________________ __________________ от «______» августа 202 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наглядная геометрии общего образования
Для 5-7 класс
Срок освоения: 3 года
Составитель: Воронцова Г.В. учитель математики |
Оглавление
1 | Планируемые результаты освоения курса | стр. 3 |
2 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | стр. 5 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | стр. 8 |
Цели программы
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи; формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость.
Задачи программы
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Появляются простейшие дедуктивные умозаключения, формируется общее положительное отношение к предмету геометрии, а также высокая познавательная активность.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,
-воспитание чувства справедливости, ответственности,
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
-сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий,
-моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы,
-применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками,
-анализ правил игры,
-действие в соответствии с заданными правилами,
-включение в групповую работу,
-участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его,
-контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,
- -поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,
-моделирование ситуации, описанной в тексте задачи,
-составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции,
-моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
1.Линии и углы Линии. Прямая. Части прямой. Углы, измерение углов, биссектриса. | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Измерять длину отрезка линейкой. Измерять длины кривых линий Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира |
2. Многоугольники. Прямоугольники и треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Площади. Правильные многоугольники | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Распознавать на чертежах и изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники. Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических |
3.Параллелограммы Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение Геометрия клетчатой бумаги | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование |
4.Прямые и окружности Окружность. Деление окружности на части Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира. Способы деления окружности на части. Строить правильный треугольник, шестиугольник, квадрат, вписанный в окружность |
5.Симметрия Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально симметричных фигур | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Строить центрально симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигур |
6.Бордюры .Орнаменты. Паркеты Бордюры — линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальной осями), поворота и центральной симметрии Плоские орнаменты — паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров Конструировать орнаменты, изображая их от руки и с помощью инструментов. использовать геометрические преобразования для составления паркета |
7.Многогранники. Многогранники и их элементы. Параллелепипед и пирамида. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Развертки. Правильные многогранники. Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр Развертки. Объемы | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Распознавать и называть, изображать параллелепипед, куб, пирамиду и их элементы (вершины, ребра, грани). Распознавать параллелепипед, пирамиду, по их развертке. Изготавливать их из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму параллелепипеда, куба, пирамиды. Различать и называть правильные многогранники. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их разверток. Находить объемы простейших многогранников |
8. Параллельность и перпендикулярность Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба. Скрещивающиеся прямые | Беседа. Индивидуальные и групповые занятия. Практическая работа | Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Чертить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью линейки |
9. Занимательная геометрия. Задачи, головоломки, игры. Задачи на разрезание. Топологические опыты. Лист Мебиуса Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион. Задачи со спичками. | Групповые занятия. Практическая работа | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс Математика
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Разнообразный мир линий | 1 |
2 | Главные линии: прямая и окружность. Окружность | 1 |
3 | Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности | 1 |
4 | Часть прямой. Ломаная | 1 |
5 | Длина линии | 1 |
6 | Углы | 1 |
7 | Измерение углов | 1 |
8 | Изображение углов. Биссектриса угла | 1 |
9 | Геометрические головоломки. Танграм | 1 |
10 | Ломаные и многоугольники | 1 |
11 | Прямоугольники | 1 |
12 | Треугольники и их виды | 1 |
13 | Треугольники и их виды | 1 |
14 | Площадь прямоугольника | 1 |
15 | Единицы площади | 1 |
16 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
17 | Геометрические головоломки. Стомахион | 1 |
18 | Предметы и их формы | 1 |
19 | Изображение геометрических тел | 1 |
20 | Изображение геометрических тел | 1 |
21 | Параллелепипед | 1 |
22 | Пирамида | 1 |
23 | Куб и его свойства | 1 |
24 | Развертки | 1 |
25 | Развертки | 1 |
26 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
27 | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения” | 1 |
28 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
29 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
30 | Зашифрованная переписка | 1 |
31 | Задачи со спичками | 1 |
32 | Задачи со спичками | 1 |
33 | Задачи, головоломки, игры | 1 |
34 | Головоломки, игры | 1 |
35 | Головоломки, игры | 1 |
6 класс. Математика
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Главные линии: прямая и окружность. Окружность | 1 |
2 | Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности | 1 |
3 | Углы, образованные двумя пересекающимися прямыми | 1 |
4 | Параллельные прямые | 1 |
5 | Расстояние | 1 |
6 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 |
7 | Шар, сфера | 1 |
8 | Геометрические головоломки. Танграм | 1 |
9 | Осевая симметрия | 1 |
10 | Осевая симметрия | 1 |
11 | Ось симметрии фигуры | 1 |
12 | Центральная симметрия | 1 |
13 | Зеркальная симметрия | 1 |
14 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
15 | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения” | 1 |
16 | Геометрические головоломки. Стомахион | 1 |
17 | Изображение геометрических тел | 1 |
18 | Параллелепипед | 1 |
19 | Пирамида | 1 |
20 | Куб и его свойства | 1 |
21 | Развертки | 1 |
22 | Сумма углов треугольника | 1 |
23 | Параллелограмм | 1 |
24 | Параллелограмм | 1 |
25 | Правильные многоугольники | 1 |
26 | Построение правильных многоугольников | 1 |
27 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
28 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
29 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
30 | Зашифрованная переписка | 1 |
31 | Задачи со спичками | 1 |
32 | Задачи со спичками | 1 |
33 | Задачи, головоломки, игры | 1 |
34 | Головоломки, игры | 1 |
35 | Головоломки, игры | 1 |
7 класс. Математика
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости | 1 |
2 | Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба | 1 |
3 | Параллелограмм. Некоторые свойства параллелограммов | 1 |
4 | Ромб и его свойства | 1 |
5 | Прямоугольник, квадрат. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа | 1 |
6 | Золотое сечение | 1 |
7 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
8 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
9 | Предметы и их формы. Многогранники и их элементы | 1 |
10 | Параллелепипед. Изображение и развертка параллелепипеда | 1 |
11 | Пирамида. Развертка пирамиды | 1 |
12 | Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей | 1 |
13 | Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей | 1 |
14 | Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом | 1 |
15 | Развертки. Практическая работа | 1 |
16 | Правильные многогранники | 1 |
17 | Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки | 1 |
18 | Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки | 1 |
19 | Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия | 1 |
20 | Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия | 1 |
21 | Бордюры и орнаменты. Построение орнаментов и паркетов | 1 |
22 | Построение орнаментов и паркетов .Творческие работы | 1 |
23 | Окружность. Деление окружности на части | 1 |
24 | Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол | 1 |
25 | Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол | 1 |
26 | Построение правильных треугольника, шестиугольника, квадрата, вписанных в окружность | 1 |
27 | Построение правильных треугольника, шестиугольника, квадрата, вписанных в окружность | 1 |
28 | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения” | 1 |
29 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
30 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | 1 |
31 | Зашифрованная переписка | 1 |
32 | Задачи со спичками | 1 |
33 | Задачи со спичками | 1 |
34 | Задачи, головоломки, игры | 1 |
35 | Головоломки, игры | 1 |