СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"»

«Новосёловская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области





ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

______________________________________________

от «____» августа 202 года № ___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

__________________ __________________

от «______» августа 202 года










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Наглядная геометрии общего образования

Для 5-7 класс

Срок освоения: 3 года









Составитель: Воронцова Г.В.

учитель математики




















Оглавление

1

Планируемые результаты освоения курса

стр. 3

2

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

стр. 5

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

стр. 8

































Цели программы

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи; формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость.

Задачи программы

Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Появляются простейшие дедуктивные умозаключения, формируется общее положительное отношение к предмету геометрии, а также высокая познавательная активность.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,

-воспитание чувства справедливости, ответственности,

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.



Метапредметные результаты:

-сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий,

-моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы,

-применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками,

-анализ правил игры,

-действие в соответствии с заданными правилами,

-включение в групповую работу,

-участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его,

-контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,

- -поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,

-моделирование ситуации, описанной в тексте задачи,

-составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции,

-моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.













2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

1.Линии и углы

Линии. Прямая. Части прямой. Углы, измерение углов, биссектриса.


Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа


Измерять длину отрезка линейкой. Измерять длины кривых линий

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира

2. Многоугольники.

Прямоугольники и треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.

Площади.

Правильные многоугольники

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа

Распознавать на чертежах и изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники.


Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических

3.Параллелограммы

Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение

Геометрия клетчатой бумаги

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа

Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование

4.Прямые и окружности

Окружность. Деление окружности на части Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа

Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира. Способы деления окружности на части. Строить правильный треугольник, шестиугольник, квадрат, вписанный в окружность


5.Симметрия

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально симметричных фигур


Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Строить центрально симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигур

6.Бордюры .Орнаменты. Паркеты

Бордюры — линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальной осями), поворота и центральной симметрии

Плоские орнаменты — паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа

Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров Конструировать орнаменты, изображая их от руки и с помощью инструментов. использовать геометрические преобразования для составления паркета

7.Многогранники.

Многогранники и их элементы. Параллелепипед и пирамида. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

Развертки.

Правильные многогранники. Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр Развертки.

Объемы

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа


 Распознавать и называть, изображать параллелепипед, куб, пирамиду и их элементы (вершины, ребра, грани). Распознавать параллелепипед, пирамиду, по их развертке. Изготавливать их из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму параллелепипеда, куба, пирамиды.

Различать и называть правильные многогранники. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их разверток.

Находить объемы простейших многогранников


8. Параллельность и перпендикулярность


Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба. Скрещивающиеся прямые

Беседа.

Индивидуальные и групповые занятия.

Практическая работа




Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Чертить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью линейки


9. Занимательная геометрия.

Задачи, головоломки, игры. Задачи на разрезание.

Топологические опыты. Лист Мебиуса

Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион. Задачи со спичками.

Групповые занятия.

Практическая работа


Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование


Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы






3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


5 класс Математика

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Разнообразный мир линий

1

2

Главные линии: прямая и окружность. Окружность

1

3

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности

1

4

Часть прямой. Ломаная

1

5

Длина линии

1

6

Углы

1

7

Измерение углов

1

8

Изображение углов. Биссектриса угла

1

9

Геометрические головоломки. Танграм

1

10

Ломаные и многоугольники

1

11

Прямоугольники

1

12

Треугольники и их виды

1

13

Треугольники и их виды

1

14

Площадь прямоугольника

1

15

Единицы площади

1

16

Геометрия клетчатой бумаги

1

17

Геометрические головоломки. Стомахион

1

18

Предметы и их формы

1

19


Изображение геометрических тел


1

20


Изображение геометрических тел

1

21

Параллелепипед

1

22

Пирамида

1

23

Куб и его свойства

1

24

Развертки

1

25

Развертки

1

26

Геометрия клетчатой бумаги

1

27

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”

1

28

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

29

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

30

Зашифрованная переписка

1

31

Задачи со спичками

1

32

Задачи со спичками

1

33

Задачи, головоломки, игры

1

34

Головоломки, игры

1

35

Головоломки, игры

1


6 класс. Математика


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Главные линии: прямая и окружность. Окружность

1

2

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности

1

3

Углы, образованные двумя пересекающимися прямыми

1

4

Параллельные прямые

1

5

Расстояние

1

6

Взаимное расположение прямой и окружности

1

7

Шар, сфера

1

8

Геометрические головоломки. Танграм

1

9

Осевая симметрия

1

10

Осевая симметрия

1

11

Ось симметрии фигуры

1

12

Центральная симметрия

1

13

Зеркальная симметрия

1

14

Геометрия клетчатой бумаги

1

15

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”

1

16

Геометрические головоломки. Стомахион

1

17

Изображение геометрических тел

1

18

Параллелепипед

1

19


Пирамида

1

20


Куб и его свойства

1

21

Развертки

1

22

Сумма углов треугольника

1

23

Параллелограмм

1

24

Параллелограмм

1

25

Правильные многоугольники

1

26

Построение правильных многоугольников

1

27

Геометрия клетчатой бумаги

1

28

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

29

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

30

Зашифрованная переписка

1

31

Задачи со спичками

1

32

Задачи со спичками

1

33

Задачи, головоломки, игры

1

34

Головоломки, игры

1

35

Головоломки, игры

1



7 класс. Математика



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости

1

2

Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба

1

3

Параллелограмм. Некоторые свойства параллелограммов

1

4

Ромб и его свойства

1

5

Прямоугольник, квадрат. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа

1

6

Золотое сечение

1

7

Геометрия клетчатой бумаги

1

8

Геометрия клетчатой бумаги

1

9

Предметы и их формы. Многогранники и их элементы

1

10

Параллелепипед. Изображение и развертка параллелепипеда

1

11

Пирамида. Развертка пирамиды

1

12

Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей

1

13

Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей

1

14

Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом

1

15

Развертки. Практическая работа

1

16

Правильные многогранники

1

17

Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки

1

18

Тетраэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки

1

19


Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия

1

20


Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия

1

21

Бордюры и орнаменты. Построение орнаментов и паркетов

1

22

Построение орнаментов и паркетов .Творческие работы

1

23

Окружность. Деление окружности на части

1

24

Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол

1

25

Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол

1

26

Построение правильных треугольника, шестиугольника, квадрата, вписанных в окружность


1

27

Построение правильных треугольника, шестиугольника, квадрата, вписанных в окружность

1

28

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”

1

29

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

30

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса

1

31

Зашифрованная переписка

1

32

Задачи со спичками

1

33

Задачи со спичками

1

34

Задачи, головоломки, игры

1

35

Головоломки, игры

1