Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами
изучения курса «Текст как речевое произведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Отличительными чертами предлагаемого курса являются:
объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.
Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.
В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание средствам выразительности в тексте.
Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.
В третьем разделе обращается внимание на написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:
. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
Анализ образцов рецензий и эссе.
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
Дополнительная образовательная программа «Текст как речевое произведение » рассчитана на один год обучения.
4. Особенности возрастной группы детей 16-17 лет
Старшеклассники характеризуются возрастанием познавательной активности. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Сформирована 1 группа из учащихся 10 класса 16-17 лет,
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятий 40 мин.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;
создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Проверка результатов проходит в форме:
- анализ текстов
- составление алгоритмов
- работа с текстами
- написание сочинений.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
6. Система отслеживания и оценивания результатов – результативность написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ с максимальными баллами.
Содержание курса внеурочной деятельности (формы организации и виды деятельности
Текст как речевое произведение.
Теоретические сведения и языковой анализ
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
2.1. Основные требования к выполнению задания Единого государственного экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). 3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата |
п | ф |
| Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ | | | |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Понятие о тексте | 1 | | |
3 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | | |
4 | Типы речи | 1 | | |
5 | Стили речи. | 1 | | |
6 | Практическая работа | 1 | | |
7-10 | Средства выразительности в тексте. | 4 | | |
11 | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | 1 | | |
| Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | | | |
12 | Знакомство с основными требованиями написания сочинения-рассуждения | 1 | | |
13-14 | Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. | 2 | | |
15 | Рецензия и эссе как вид творческой работы | 1 | | |
| Сочинение по прочитанному тексту (практика) | | | |
16 | Композиция (план) сочинения | 1 | | |
17-18 | Выявление проблемы текста. | 2 | | |
19-20 | Комментирование проблемы. | 2 | | |
21-22 | Выявление авторской позиции | 2 | | |
23-24 | Аргументация собственной позиции. | 2 | | |
25-26 | Анализ образцов рецензий и эссе. | 2 | | |
27-30 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | 4 | | |
31-33 | Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | 3 | | |
34-35 | Комплексный анализ текста. Итоговый тест. | 2 | | |