Рабочая программа
кружка «Наглядная геометрия»
3 класс
Пояснительная записка
Программа кружка «Наглядная геометрия» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г, примерной программы основного общего образования по математике ( М: Просвещение. – 2013. с.102-135), программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1-4 кл. Белошистой А.В.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой -готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
учить изображать простые геометрические формы;
развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. К шести годам понятия о фигурах у детей носят образный, вещественный характер, т.е. каждое понятие ассоциируется с каким-либо привычным для ребенка образом предмета (нитка, мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются невысказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии назвать
его отличительные свойства.
В школьном курсе математики пространственные представления (т.е. геометрические понятия) формируются на основе привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают одни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяют схожие
объекты в группы, высказывают суждения об объектах одной группы, отождествляют их с каким-либо понятием.
Далее главная роль в формировании геометрических понятий переходит от геометрического образа к определению самого понятия. Происходит отвлечение от конкретных образов, вещественных представлений, а геометрические формы становятся идеальными. Если до обучения геометрии ребенок искал для каждого геометрического понятия опору в наглядном
представлении, то в процессе обучения, говоря о каком-либо понятии, ребенок мысленно представляет некую фигуру, обладающую определенными свойствами. Геометрический образ
постепенно перестает быть тождественным понятию. Так, говоря об окружности, дети ясно понимают, что речь идет о плоской фигуре, представляющей собой линию, все точки которой равноудалены от одной точки.
Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.
Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно
новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать
заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Приведем основные принципы структурирования материала:
1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник
и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного
представления к отвлеченным понятиям.
Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
Рабочая программа кружка «Наглядная геометрия» рассчитана на 35 учебных недель,
35 часов в год, 1 час в неделю.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Узлы и зацепления. | 1 |
2 | Окружность | 4 |
3 | Прямые | 3 |
4 | Построение геометрических фигур на нелинованной бумаге. | 5 |
5 | Топологические задачи | 2 |
6 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | 3 |
7 | Площадь | 5 |
8 | Угол. Угловой радиус. | 4 |
9 | Объёмные тела. | 8 |
| Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3класс
Узлы и зацепления.
Топологические свойства поверхностей. Отличие объёмных тел от плоских фигур.
Окружность.
Построение окружности по заданным радиусу или диаметру. Умение ориентироваться в пространстве. Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. Сегмент. Деление окружности на равные части, узоры из окружностей.
Прямые.
Параллельные прямые. Свойства прямоугольника и ромба.
Понятие перпендикуляр. Виды четырёхугольников. Моделирование фигур из бумаги. Практические навыки построения геометрических фигур.
Построения геометрических фигур на нелинованной бумаге.
Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. Построение прямоугольника и квадрата. Диагонали геометрических фигур и их свойства. Работа с чертёжными инструментами.
Топологические задачи.
Топологический план местности. Отличие плана от рисунка. Моделирование из бумаги.
Ориентирование на местности.
Многоугольники выпуклые и невыпуклые.
Виды многоугольников. Построение замкнутых ломаных, выпуклых и невыпуклых многоугольников. Периметр геометрических фигур. Моделирование из бумаги. Построение равнобедренного и равностороннего треугольника.
Площадь.
Площадь фигуры. Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр, квадратный дециметр- единицы измерения площади. Нахождение площади фигуры по палетке.
Нахождение площади равностороннего треугольника. Плоскость.
Угол. Угловой радиус.
Введение понятия угловой радиус. Знакомство с транспортиром. Построение углов по градусной мере. Сетки.
Объёмные тела.
Куб. Каркасная модель куба. Развёртки куба. Конструирование объёмных тел из пластилина, проволоки, бумаги. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом, его развёрткой. Свойства игрального кубика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата план | Дата факт |
1 | Решение задач. Узлы и зацепления. | 1 неделя | |
2 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 2 неделя | |
3 | Радиус и диаметр окружности. | 3 неделя | |
4 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. | 4 неделя | |
5 | Сектор. Сегмент. | 5 неделя | |
6 | Параллельные прямые. | 6 неделя | |
7 | Виды четырёхугольников. | 7 неделя | |
8 | Обобщение изученного. | 8 неделя | |
9 | Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | 9 неделя | |
10 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 10 неделя | |
11 | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей многоугольника. | 11 неделя | |
12 | Диагонали квадрата. | 12 неделя | |
13 | Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | 13 неделя | |
14 | Решение топологических задач. | 14 неделя | |
15 | Обобщение изученного материала. | 15 неделя | |
16 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | 16 неделя | |
17 | Периметр многоугольника. | 17 неделя | |
18 | Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 18 неделя | |
19 | Площадь. | 19 неделя | |
20 | Площадь. Единицы площади. | 20 неделя | |
21 | Площадь. Единицы площади. | 21 неделя | |
22 | Нахождение площади равностороннего треугольника. | 22 неделя | |
23 | Плоскость. | 23 неделя | |
24 | Угол. Угловой радиус. | 24 неделя | |
25 | Сетки. | 25 неделя | |
26 | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел. Пентамино. | 26 неделя | |
27 | Обобщение изученного. | 27 неделя | |
28 | Куб. | 28 неделя | |
29 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда. | 29 неделя | |
30 | Каркасная модель куба. Развёртка куба. | 30 неделя | |
31 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 31 неделя | |
32 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 32 неделя | |
33 | Обобщение изученного материала по теме « Геометрические тела» | 33 неделя | |
34 | Подготовка проекта « Геометрические тела» | 34 неделя | |
35 | Защита проектов. | 35 неделя | |
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
викторин, олимпиад,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика в отдельности Обучающиеся включаются, по мере возможности, в групповую работу, чтобы моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни. Их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в формах: тестирование, практические работы, творческие работы учащихся, контрольные задания, соревнования, классные и школьные олимпиады. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА:
Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
Линейка, циркуль, транспортир.
Наборы плоских геометрических фигур, набор геометрических тел.
Компьютер, проектор.
Учебно- методическое обеспечение.
1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2009
3. Электронное пособие Еремеева В.В. «Путешествие по стране Геометрия», 2011 г.
4. Сказки-презентации «Геометрия в сказках».
5. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012. - 64 с.
6. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/Под. ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012.- 32 с.
7. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012. - 64 с.
8. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом
«Федоров», 2011. - 80 с.
9. Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 96 с.
Сайт «Солнечный» http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/geometrija_vokrug_nas/0-46
Лист коррекции
№ № объедин. уроков | Дата по плану | Дата по факту | Темы | Причина коррекции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
12