СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о здоровом питание". 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о здоровом питание".  3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о здоровом питание". 3 класс.»









Рабочая программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеинтеллектуальное направление

для обучающихся 3 класса


«Разговор о здоровом питании»




































Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровое питание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева "Разговор о правильном питании"- М.: ОЛМА Медия Групп,2013г.

Программа направлена на оздоровление обучающихся и приобщение их к правильному образу жизни, обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Актуальность.

В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.

Программа ориентирована на учащихся 3 класса.


Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

❑ расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

❑ формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

❑ формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

❑ пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

❑ просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста



Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин, срок реализации 1 год.


Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

  1. М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г., Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.: Nestle, 2020.

  2. М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании/ Методическое пособие. – М.: Абрис,2019


































Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Давайте знакомиться

2

2

Из чего состоит наша пища

2

3

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

2

4

Закаляйся, если хочешь быть здоров

2

5

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

2

6

Где и как готовят пищу

2

7

Блюда из зерна

2

8

Молоко и молочные продукты

2

9

Что можно есть в походе

2

10

Вода и другие полезные напитки

2

11

Что и как можно приготовить из рыбы

2

12

Дары моря

2

13

Кулинарное путешествие по России

3

14

Спортивное путешествие по России

2

15

Олимпиада здоровья

2

16

Проекты «Дневник физического развития»

2

17

Итоговое повторение

2


Итого:

35 ч.
























Содержание программы.

Раздел / тема

Содержание

Введение (2 часа)

Знакомство с героями в Лагере Здоровья

Из чего состоит наша пища (2 часа)

Поиск информации в дополнительных источниках об основных группах питательных веществ — белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Коллективная беседа о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах, о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами); оформление дневника здоровья, составление меню, оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». Игра - исследование «Меню сказочных героев».

Здоровье в порядке – спасибо зарядке (2 часа)

Комплекс упражнений для утренней зарядки Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости

Закаляйся, если хочешь быть здоров (2 часа)

Здоровье, закаливание, закаливание воздухом, закаливание водой

Как правильно питаться, если заниматься спортом (2 часа)

Найти из дополнительных источников информацию о зависимости рациона питания от физической активности.

Оценка своего рациона питания с учетом собственной физической активности.

Подготовка и выступление с сообщениями на тему «Роль питания и физической активности для здоровья человека».

Оформление дневника «Мой день», обсуждение в группах лучшего дневника.

Где и как готовят пищу (2 часа)

Знакомство с предметами кухонного оборудования, их назначением; формирование у обучающихся представлений об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

Знакомство обучающихся с одним аз основных принципов устройства кухни — строгим разграничением готовых и сырых продуктов; формирование навыков осторожного поведения на кухне, предотвращающего возможность травмы; Экскурсия на кухню в школьной столовой, ролевые игры.

Конкурс «Сказка, сказка, сказка». Конкурс кроссвордов.

Блюда из зерна (2 часа)

Расширение знаний обучающихся о полезности продуктов, получаемых из зерна; формирование представлений о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион.

Поиск информации о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов;

Ролевая игра «Испечем мы каравай», конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб – всему голова».

Молоко и молочные продукты. (2 часа)

Коллективное обсуждение представлений о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширение представлений об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; формирование представлений о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, знакомство с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

Игра-исследование «Это удивительное молоко».

Игра «Молочное меню», викторина «Все из молока».

Что можно есть в походе (2 часа)

Поиск дополнительной информации о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; расширение представлений об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений. Знакомство с флорой края, в котором обучающиеся живут, ее богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.

Обсудить правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.

Игра «Походная математика». Игра-спектакль «Там на неведомых дорожках».

Вода и другие полезные напитки (2 часа)

Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков.

Что и как можно приготовить из рыбы (2 часа)

Поиск дополнительной информации об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширение представлений детей о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.

Коллективное обсуждение навыков правильного поведения в походе, оформление памятки юного походника.

Игра-исследование «Рыбное меню».

Конкурс рисунков «В подводном царстве».

Дары моря (2 часа)

Обсуждение в коллективной беседе представлений о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Подготовка и защита проектов «День Нептуна».

Поиск дополнительной информации о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Викторина «В гостях у Нептуна».

Кулинарное путешествие по России (3 часа)

Коллективная беседа о том, что кулинарные традиции являются частью культуры народа, расширение представлений о кулинарных традициях своего народа.

Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».

Игра-проект «Кулинарный глобус».

Спортивное путешествие по России (2 часа)

Национальные спортивные игры

Олимпиада здоровья (2 час)

Олимпиадные задания о ЗОЖ

Проекты «Дневник физического развития»

(2 часа)

Выполнение и защита проектов «Дневник физического развития»

Итоговое повторение

(2 часа)

Поле чудес «Будь здоров»

















Результаты изучения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к курсу «Две недели в лагере здоровья»;

  • адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая познавательные мотивы;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;

  • умение признавать собственные ошибки;

  • оценивать собственные успехи.

Могут быть сформированы:

  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

ПРЕДМЕТНЫЕ

У учащихся будут сформированы представления:

    • о правилах и основах рационального питания;

    • о полезных продуктах питания;

    • о структуре ежедневного рациона питания;

    • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

    • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

    • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • приобретать знания об основах рационального питания;

  • формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием;

  • формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.





В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;

  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

  • освоение навыков сервировки стола.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Критерии оценивания

  • Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

  • Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

  • Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

  • Исполнительские способности.

  • Умение пользоваться понятиями и терминами: режим дня, оздоровительная гимнастика, "режим питания", "усвоение пищи", "калорийность продукта", "белки","жиры","углеводы", "минеральные вещества и витамины".

  • Владение правилами поведения за столом.



Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, понимание необходимости заботы о физическом здоровье.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений, следование традициям своего народа.





































Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во час

Дата

план

Дата факт


Давайте знакомиться




1

Знакомство с героями.

1



1

В лагере Здоровья

1




Из чего состоит наша пища




3

Питательные вещества и их роли для организма человека

1



4

Рациональное питание. Составление меню

1




Здоровье а порядке - спасибо зарядке




5

Комплекс упражнений для утренней зарядки

1



6

Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости

1




Закаляйся, если хочешь быть здоров




7

Закаливание. Правила закаливания воздухом

1



8

Закаливание. Правила закаливания водой

1




Как правильно питаться, если занимаешься спортом




9

Зависимость рациона питания от физической активности человека

1



10

«Пищевая тарелка» спортсмена

1




Где и как готовят пищу




11

Кухня. Техника безопасности

1



12

Экскурсия на кухню в школьной столовой

1




Блюда из зерна




13

О продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна

1



14

Блюда из зерна. Составление меню

1




Молоко и молочные продукты




15

Молочные продукты и их польза

1



16

Викторина «Все из молока»

1




Что можно есть в походе




17

Блюда из дикорастущих растений. Растения Бавлинского района

1



18

Кроссворды «Дикорастущие растения»

1




Вода и другие полезные напитки




19

Вода, питьевой режим

1



20

Полезные напитки, источники питьевой воды

1




Что и как можно приготовить из рыбы




21

О пользе и значении рыбных блюд

1



22

Рыбное меню. Рыбы водоемов нашего края

1




Дары моря




23

Морепродукты

1



24

Подготовка и защита проектов «День Нептуна».

1




Кулинарное путешествие по России




25

Кулинарные традиции и обычаи народов России

1



26

Кулинарные традиции и обычаи народов Татарстана

1



27

Традиционная русская и татарская кухни

1




Спортивное путешествие по России




28

Национальные спортивные игры

1



29

Национальные спортивные игры

1




Олимпиада здоровья




30

Олимпиадные задания о ЗОЖ

1



31

Олимпиадные задания о ЗОЖ

1




Проекты «Дневник физического развития»




32

Проекты «Дневник физического развития»

1



33

Защита проектов «Дневник физического развития»

1




Итоговое повторение




34-35

Поле чудес «Будь здоров»

2