Рабочая программа
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальное направление
для обучающихся 3 класса
«Разговор о здоровом питании»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровое питание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева "Разговор о правильном питании"- М.: ОЛМА Медия Групп,2013г.
Программа направлена на оздоровление обучающихся и приобщение их к правильному образу жизни, обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Актуальность.
В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.
Программа ориентирована на учащихся 3 класса.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
❑ расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
❑ формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
❑ формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
❑ пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
❑ просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин, срок реализации 1 год.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г., Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.: Nestle, 2020.
М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании/ Методическое пособие. – М.: Абрис,2019
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Давайте знакомиться | 2 |
2 | Из чего состоит наша пища | 2 |
3 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке | 2 |
4 | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 2 |
5 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 2 |
6 | Где и как готовят пищу | 2 |
7 | Блюда из зерна | 2 |
8 | Молоко и молочные продукты | 2 |
9 | Что можно есть в походе | 2 |
10 | Вода и другие полезные напитки | 2 |
11 | Что и как можно приготовить из рыбы | 2 |
12 | Дары моря | 2 |
13 | Кулинарное путешествие по России | 3 |
14 | Спортивное путешествие по России | 2 |
15 | Олимпиада здоровья | 2 |
16 | Проекты «Дневник физического развития» | 2 |
17 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого: | 35 ч. |
Содержание программы.
Раздел / тема | Содержание |
Введение (2 часа) | Знакомство с героями в Лагере Здоровья |
Из чего состоит наша пища (2 часа) | Поиск информации в дополнительных источниках об основных группах питательных веществ — белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме. Коллективная беседа о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах, о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами); оформление дневника здоровья, составление меню, оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». Игра - исследование «Меню сказочных героев». |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке (2 часа) | Комплекс упражнений для утренней зарядки Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости |
Закаляйся, если хочешь быть здоров (2 часа) | Здоровье, закаливание, закаливание воздухом, закаливание водой |
Как правильно питаться, если заниматься спортом (2 часа) | Найти из дополнительных источников информацию о зависимости рациона питания от физической активности. Оценка своего рациона питания с учетом собственной физической активности. Подготовка и выступление с сообщениями на тему «Роль питания и физической активности для здоровья человека». Оформление дневника «Мой день», обсуждение в группах лучшего дневника. |
Где и как готовят пищу (2 часа) | Знакомство с предметами кухонного оборудования, их назначением; формирование у обучающихся представлений об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; Знакомство обучающихся с одним аз основных принципов устройства кухни — строгим разграничением готовых и сырых продуктов; формирование навыков осторожного поведения на кухне, предотвращающего возможность травмы; Экскурсия на кухню в школьной столовой, ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». Конкурс кроссвордов. |
Блюда из зерна (2 часа) | Расширение знаний обучающихся о полезности продуктов, получаемых из зерна; формирование представлений о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион. Поиск информации о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов; Ролевая игра «Испечем мы каравай», конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб – всему голова». |
Молоко и молочные продукты. (2 часа) | Коллективное обсуждение представлений о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширение представлений об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; формирование представлений о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, знакомство с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны. Игра-исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню», викторина «Все из молока». |
Что можно есть в походе (2 часа) | Поиск дополнительной информации о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; расширение представлений об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений. Знакомство с флорой края, в котором обучающиеся живут, ее богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. Обсудить правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья. Игра «Походная математика». Игра-спектакль «Там на неведомых дорожках». |
Вода и другие полезные напитки (2 часа) | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. |
Что и как можно приготовить из рыбы (2 часа) | Поиск дополнительной информации об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширение представлений детей о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. Коллективное обсуждение навыков правильного поведения в походе, оформление памятки юного походника. Игра-исследование «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». |
Дары моря (2 часа) | Обсуждение в коллективной беседе представлений о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Подготовка и защита проектов «День Нептуна». Поиск дополнительной информации о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. Викторина «В гостях у Нептуна». |
Кулинарное путешествие по России (3 часа) | Коллективная беседа о том, что кулинарные традиции являются частью культуры народа, расширение представлений о кулинарных традициях своего народа. Конкурс рисунков «Вкусный маршрут». Игра-проект «Кулинарный глобус». |
Спортивное путешествие по России (2 часа) | Национальные спортивные игры |
Олимпиада здоровья (2 час) | Олимпиадные задания о ЗОЖ |
Проекты «Дневник физического развития» (2 часа) | Выполнение и защита проектов «Дневник физического развития» |
Итоговое повторение (2 часа) | Поле чудес «Будь здоров» |
Результаты изучения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к курсу «Две недели в лагере здоровья»;
адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая познавательные мотивы;
установка на здоровый образ жизни;
готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи.
Могут быть сформированы:
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы представления:
о правилах и основах рационального питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные
Учащиеся научатся:
приобретать знания об основах рационального питания;
формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием;
формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
В мотивационной сфере:
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Критерии оценивания
Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
Исполнительские способности.
Умение пользоваться понятиями и терминами: режим дня, оздоровительная гимнастика, "режим питания", "усвоение пищи", "калорийность продукта", "белки","жиры","углеводы", "минеральные вещества и витамины".
Владение правилами поведения за столом.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, понимание необходимости заботы о физическом здоровье.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений, следование традициям своего народа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | Дата план | Дата факт |
| Давайте знакомиться | | | |
1 | Знакомство с героями. | 1 | | |
1 | В лагере Здоровья | 1 | | |
| Из чего состоит наша пища | | | |
3 | Питательные вещества и их роли для организма человека | 1 | | |
4 | Рациональное питание. Составление меню | 1 | | |
| Здоровье а порядке - спасибо зарядке | | | |
5 | Комплекс упражнений для утренней зарядки | 1 | | |
6 | Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости | 1 | | |
| Закаляйся, если хочешь быть здоров | | | |
7 | Закаливание. Правила закаливания воздухом | 1 | | |
8 | Закаливание. Правила закаливания водой | 1 | | |
| Как правильно питаться, если занимаешься спортом | | | |
9 | Зависимость рациона питания от физической активности человека | 1 | | |
10 | «Пищевая тарелка» спортсмена | 1 | | |
| Где и как готовят пищу | | | |
11 | Кухня. Техника безопасности | 1 | | |
12 | Экскурсия на кухню в школьной столовой | 1 | | |
| Блюда из зерна | | | |
13 | О продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна | 1 | | |
14 | Блюда из зерна. Составление меню | 1 | | |
| Молоко и молочные продукты | | | |
15 | Молочные продукты и их польза | 1 | | |
16 | Викторина «Все из молока» | 1 | | |
| Что можно есть в походе | | | |
17 | Блюда из дикорастущих растений. Растения Бавлинского района | 1 | | |
18 | Кроссворды «Дикорастущие растения» | 1 | | |
| Вода и другие полезные напитки | | | |
19 | Вода, питьевой режим | 1 | | |
20 | Полезные напитки, источники питьевой воды | 1 | | |
| Что и как можно приготовить из рыбы | | | |
21 | О пользе и значении рыбных блюд | 1 | | |
22 | Рыбное меню. Рыбы водоемов нашего края | 1 | | |
| Дары моря | | | |
23 | Морепродукты | 1 | | |
24 | Подготовка и защита проектов «День Нептуна». | 1 | | |
| Кулинарное путешествие по России | | | |
25 | Кулинарные традиции и обычаи народов России | 1 | | |
26 | Кулинарные традиции и обычаи народов Татарстана | 1 | | |
27 | Традиционная русская и татарская кухни | 1 | | |
| Спортивное путешествие по России | | | |
28 | Национальные спортивные игры | 1 | | |
29 | Национальные спортивные игры | 1 | | |
| Олимпиада здоровья | | | |
30 | Олимпиадные задания о ЗОЖ | 1 | | |
31 | Олимпиадные задания о ЗОЖ | 1 | | |
| Проекты «Дневник физического развития» | | | |
32 | Проекты «Дневник физического развития» | 1 | | |
33 | Защита проектов «Дневник физического развития» | 1 | | |
| Итоговое повторение | | | |
34-35 | Поле чудес «Будь здоров» | 2 | | |