1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей» для обучающихся 1, 2 классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
плана внеурочной деятельности начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом от 01.09.2021 № 204 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
положения о рабочих программах курса внеурочной деятельности
авторской программы «Русский язык» под редакцией В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, «Математика» под редакцией М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.В.Степановой.
Цель:
Повышение уровня обученности и качество обучения отдельных учеников.
Задачи:
1. Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3. Наметить пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.
4. Научить работать обучающихся, испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.
5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих обучающихся через:
а) комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающиеся, дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).
Внеурочная деятельность «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей» в учебном плане входит в общеинтеллектуальное направление.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени начального общего образования. Внеурочная деятельность «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей» в начальной школе изучается с 1 класса по 4 класс. В 1 классе на внеурочную деятельность «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей» отводится 33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4-х классах по 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей»
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формируемые/совершенствуемые универсальные учебные действия:
- создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- внедрение новых образовательных технологий.
- предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
- ликвидировать пробелы в знаниях.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Педагогическая поддержка слабомотивированных детей»
1 класс
Добукварный период (2 часа)
Тренировка мелкой моторики руки. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов, длинных прямых наклонных линий, наклонных линий с закруглением внизу, коротких и длинных линий, элементов букв.
Букварный период (6 часов)
Письмо строчной и заглавной букв А, а; О, о; И, и; строчной буквы ы; У, у; Н, н; С, с; К, к; Т, т; Л, л; Р, р; В, в; Е, е; П, п; М, м; З, з; Б, б; Д, д; Я, я; Г, г; Ч, ч; ь; Ш, ш; Ж, ж; Ё, ё; Й, й; Х, х; Ю, ю; Ц, ц; Э, э; Щ, щ; Ф, ф; строчных ь и ъ.
Послебукварный период (2 часа)
Орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости; повторение написания букв, обозначающих гласные звуки; изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме; повторение написания букв, обозначающих согласные звуки; правописания слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; обозначения [й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
Текст, предложение, диалог (1 час)
Текст и предложение.
Слова, слова, слова (1 час)
Слово; слова-названия предметов и явлений; слова-названия признаков предметов; слова-названия действий предметов; однозначные и многозначные слова; слова, близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Ударение (1 час)
Слово и слог; перенос слов; ударение.
Звуки и буквы (4 часа)
Звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные звуки; мягкий знак (Ь); глухие и звонкие согласные звуки; шипящие согласные звуки; буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ; буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; заглавная буква в словах; повторение.
Пространственные и временные представления (1 час)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.
Числа от 1 до 10. Нумерация (5 часов)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Равенство, неравенство. Знаки (больше),
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (5 часов)
Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Числа от 11 до 20. Нумерация (3 часа)
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (2 часа)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание.
2 класс
Текст (1 час)
Тема и главная мысль текста; построение текста.
Предложение (2 часа)
Знаки препинания в конце предложений; главные и второстепенные члены предложения; распространённые и нераспространённые предложения; связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (3 часа)
Однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы; однокоренные слова.
Звуки и буквы (5 часов)
Безударные гласные звуки в корне слова; слова с непроверяемыми орфограммами; согласные звуки; удвоенные согласные; твёрдые и мягкие согласные звуки; буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, чт, щн, нч; разделительный мягкий знак; разделительный твёрдый знак.
Части речи (5 часов)
Имя существительное и его признаки; глагол и его признаки; прилагательное и его признаки; местоимение как часть речи; роль предлогов в речи.
Повторение (1 час)
Части речи.
Числа от 1 до 100. Нумерация (1 час)
Числа однозначные и двузначные. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Сложение и вычитание (устные вычисления) (4 часа)
Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них). Уравнение. Решение уравнения.
Сложение и вычитание (письменные вычисления) (3 часа)
Письменные вычисления. Сложение и вычитание. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (5 часов)
Название компонентов и результата умножения и деления, их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь между компонентами и результатом каждого действия, их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 20 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление (3 часа)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления. Составление таблицы умножения и деления на 2 и 3. Решение задачи на умножение и деление и иллюстрация их.
Повторение (1 час)
Числовые и буквенные выражения. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
4. Тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Добукварный период | 2 ч. |
2 | Букварный период | 6 ч. |
3 | Послебукварный период | 2 ч. |
4 | Текст, предложение, диалог | 1 ч. |
5 | Слова, слова, слова | 1 ч. |
6 | Слово и слог. Ударение | 1 ч. |
7 | Звуки и буквы | 4 ч. |
8 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 1ч. |
9 | Числа от 1 до 10. Нумерация | 5 ч. |
10 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 5 ч. |
11 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 3 ч. |
12 | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание | 2 ч. |
| Итого | 33 ч. |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Текст | 1 ч. |
2 | Предложение | 2 ч. |
3 | Слова, слова, слова… | 3 ч. |
4 | Звуки и буквы | 5 ч. |
5 | Части речи | 5 ч. |
6 | Повторение | 1 ч. |
7 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 1 ч. |
8 | Сложение и вычитание (устные вычисления) | 4 ч. |
9 | Сложение и вычитание (письменные вычисления) | 3 ч. |
10 | Умножение и деление | 5 ч. |
11 | Табличное умножение и деление | 3 ч. |
12 | Повторение | 1 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема раздела, количество часов | Тема занятия | К-во ч. | Дата проведения |
1 | Добукварный период (2 часа) | Письмо коротких прямых наклонных линий. Письмо наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | |
2 | Письмо коротких и длинных линий. | 1 | |
3 | Букварный период (6 часов) | Письмо строчной и заглавной букв Н, н. | 1 | |
4 | Письмо слогов и слов с буквами Т, т. | 1 | |
5 | Письмо строчной и заглавной букв В, в. | 1 | |
6 | Письмо строчной и заглавной букв Б, б. | 1 | |
7 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ – ШИ. | 1 | |
8 | Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | |
9 | Послебукварный период (2 часа) | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме. | 1 | |
10 | | Повторение обозначения [й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | |
11 | Текст, предложение, диалог (1 час) | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. | 1 | |
12 | Слова, слова, слова (1 час) | Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | |
13 | Слово и слог. Ударение (1 час) | Способы выделения ударения. | 1 | |
14 | Звуки и буквы (4 часа) | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |
15 | Слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. | 1 | |
16 | Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1 | |
17 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. | 1 | |
18 | Пространственные и временные представления (1 час) | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». | 1 | |
19 | Числа от 1 до 10. Нумерация (5 часов) | Числа 1, 2, 3. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | 1 | |
20 | Знаки: (больше), = (равно). | 1 | |
21 | Число и цифра 7. | 1 | |
22 | Число 10. | 1 | |
23 | Увеличить на ... Уменьшить на ... | 1 | |
24 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (5 часов) | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. | 1 | |
25 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений. | 1 | |
26 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
27 | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. | 1 | |
28 | Вычитание из чисел 6, 7, 8, 9, 10. | 1 | |
29 | Числа от 11 до 20. Нумерация (3 часа) | Вычисления вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 1 | |
30 | Решение задач. | 1 | |
31 | Задачи в два действия. | 1 | |
32 | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (2 часа) | Сложение вида + 8, + 9. | 1 | |
33 | Вычитание вида 17 – , 18 – . | 1 | |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема раздела, количество часов | Тема занятия | К-во ч. | Дата проведения |
1 | Текст (1 час) | Тема и главная мысль текста; построение текста. | 1 | |
2 | Предложение (2 часа) | Знаки препинания в конце предложений; главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
3 | Распространённые и нераспространённые предложения; связь слов в предложении. | 1 | |
4 | Слова, слова, слова… (3 часа) | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
5 | Синонимы. Антонимы. | 1 | |
6 | Однокоренные слова. | 1 | |
7 | Звуки и буквы (5 часа) | Безударные гласные звуки в корне слова. | 1 | |
8 | Слова с непроверяемыми орфограммами; согласные звуки. | 1 | |
9 | Удвоенные согласные; твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | |
10 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, чт, щн, нч. | 1 | |
11 | Разделительный мягкий знак; разделительный твёрдый знак. | 1 | |
12 | Части речи (5 часа) | Имя существительное и его признаки. | 1 | |
13 | Глагол и его признаки. | 1 | |
14 | Прилагательное и его признаки. | 1 | |
15 | Местоимение как часть речи. | 1 | |
16 | Роль предлогов в речи. | 1 | |
17 | Повторение (1 час) | Части речи. | 1 | |
18 | Числа от 1 до 100. Нумерация (1 час) | Числа однозначные и двузначные. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. | 1 | |
19 | Сложение и вычитание (устные вычисления) (4 часа) | Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. | 1 | |
20 | Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. | 1 | |
21 | Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них). | 1 | |
22 | Уравнение. Решение уравнения. | 1 | |
23 | Сложение и вычитание (письменные вычисления) (3 часа) | Письменные вычисления. Сложение и вычитание. | 1 | |
24 | Письменные вычисления. Сложение и вычитание. | 1 | |
25 | Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. | 1 | |
26 | Умножение и деление (5 часа) | Название компонентов и результата умножения и деления, их использование при чтении и записи выражений. | 1 | |
27 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |
28 | Взаимосвязь между компонентами и результатом каждого действия, их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 20 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4. | 1 | |
29 | Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них). | 1 | |
30 | Решение задач в одно действие на умножение и деление. | 1 | |
31 | Табличное умножение и деление (3 часа) | Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления. | 1 | |
32 | Составление таблицы умножения и деления на 2 и 3. | 1 | |
33 | Решение задачи на умножение и деление и иллюстрация их. | 1 | |
34 | Повторение (1 час) | Числовые и буквенные выражения. Сложение и вычитание. Умножение и деление. | 1 | |