СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для планирования внеурочной деятельности в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе»

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №38

имени В.М. Борисова



Принята на заседании

педагогического совета

от «19» 06 2021

Протокол № 11

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №38

____________Борзенков В.В.

«21» 06 2021 г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Путь к успеху: трудные вопросы в физике»






Возраст обучающихся: 15 лет Срок реализации: 1 год






Разработчик:


Сергеева Елена Евгеньевна




г. Калининград, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Путь к успеху: трудные вопросы в физике» имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы Актуальность разработки и принятия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определена согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» - содержание образования должно содействовать обеспечению развития способностей каждого человека, формированию и развитию его личности в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Отличительные особенности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлены на:
  • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение учебного предмета на углубленном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ;
  • повышение уровня функциональной естественнонаучной грамотности - через реализацию программы практико-ориентированной направленности (в том числе с использованием современного оборудования и цифровых технологий);
  • удовлетворение познавательных интересов, обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Адресат программы Юношеский возраст представляет собой мир, существующий между детством и взрослостью. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
  • самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своих умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

  • собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

  • стремление заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, счастья и т.п.

Объем и срок освоения программы

общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы – 34 часа реализуется в течение 9 месяцев (сентябрь- май)


Формы обучения

Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.


Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный, группа формируется из числа учащихся образовательной организации, реализующей программу.

Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 12 человек.


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут (в зависимости от возраста обучающихся). Занятия проводятся 4 раз в месяц.


Педагогическая целесообразность Личностный подход, знание психолого-педагогических особенностей позволяет педагогу строить учебно-воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Практическая значимость В процессе освоения программы у обучающихся будут формироваться знания, умения навыки, необходимые для подготовки выпускников основного общего образования к государственной итоговой аттестации. Выпускников необходимо знакомить с критериями оценивания экзаменационных работ и развивать умения оформлять ответы в соответствии с основными требованиями ОГЭ. Обучающиеся осваивают алгоритмы нахождения неизвестного и ищут наиболее эффективные методы решения задач. Ведущие теоретические идеи: Задачи физического образования в структуре общего образования состоят не только в выявлении и подготовке талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности. В области естественнонаучных исследований и создании новых технологий не менее важным является формирование естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: формирование познавательного интереса школьников, создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности.


Задачи: обучающие
  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений и законов, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

развивающие

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

воспитывающие

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Принципы отбора содержания
  • Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с ранее изученными элементами.

  • Принцип доступности – обучение строится на уровне реальных возможностей обучающихся, с избеганием интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  • Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, графиков, оборудования для выполнения лабораторных работ.

Основные формы и методы

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Планируемые результаты.

обучающие:

  • описывать и объяснять физические явления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе необходимые эмпирические зависимости;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям и устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, обрабатывать и представлять информацию в разных формах.

развивающие:

  • осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • решать задачи по определенному плану, отработать основные приемы по решению.

воспитывающие:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Механизм оценивания образовательных результатов Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы подведения итогов реализации программы: Формы текущего контроля: пробная диагностика знаний, умений и навыков обучающихся по демоверсиям и материалам ОГЭ по физике.

Форма итогового контроля: государственная итоговая аттестация выпускников основного общего образования по физике.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Механические явления

12

9

3

тестирование

2.

Тепловые явления

6

6

0

тестирование

3.

Электромагнитные явления

9

7

2

тестирование

4.

Квантовые явления

2

2

0

тестирование

5.

Решение тестовых заданий по общему курсу физики

4

3

1

Итоговое собеседование

6.

Резерв

1

0

1



Итого

34

27

7



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часов, 4 часа в месяц)


Тема 1. Механические явления. (12 ч.)

Теория:

Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Сила. Сложение сил. Инерция. Сила тяжести. Сила трения. Сила упругости. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила трения. Сила упругости. Второй закон Ньютона. Масса. Плотность вещества. Третий закон Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД простых механизмов. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Практика:

  1. Определение плотности твёрдого тела.

  2. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  3. Определение коэффициента трения скольжения.

  4. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

  5. Определение работы силы трения скольжения.

  6. Определение жёсткости пружины.

  7. Зависимость силы упругости от степени растяжения пружины.

  8. Определение момента силы, приложенной к рычагу.

  9. Определение работы при подъёме груза с помощью неподвижного и подвижного блоков.

  10. Измерение ускорения и мгновенной скорости тела при скатывании по наклонной плоскости.

  11. Определение кпд при подъёме тела по наклонной плоскости.

По завершении темы предусмотрено итоговое тестирование по разделу I.


Тема 2. Тепловые явления. (6 ч.)

Теория:

Строение вещества. Модели строения глаза, жидкости и твёрдого тела. Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скорость хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах.

Практика: нет

По завершении темы предусмотрено итоговое тестирование по разделу II.


Тема 3. Электромагнитные явления. (9 ч.)

Теория:

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Планетарная модель атома.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Взаимодействие магнитов. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электромагнитные колебания и волны. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Практика:

  1. Исследование зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

  2. Определение электрического сопротивления резистора.

  3. Определение мощности электрического тока.

  4. Определение работы электрического тока.

  5. Напряжение при последовательном соединении двух проводников.

  6. Сила тока при параллельном соединении двух проводников.

  7. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

  8. Характеристики собирающей и рассеивающей линзы.

По завершении темы предусмотрено итоговое тестирование по разделу III.


Тема 4. Квантовые явления. (2 ч.)

Теория:

Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные силы.

Практика: нет

По завершении темы предусмотрено итоговое тестирование по разделу IV


Тема 5. Решение тестовых заданий по общему курсу физики. (4 ч.)

Практика:

  1. Определение периода свободных колебаний нитяного маятника.

  2. Определение зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

  3. Определение частоты свободных колебаний нитяного маятника.

  4. Зависимость периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.

По завершении темы предусмотрено итоговое собеседование

Резерв 1 час.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Путь к успеху: трудные вопросы в физике»

1

Начало учебного года

01.09.2021

2

Продолжительность учебного периода

на каждом году обучения

9 месяцев

3

Продолжительность учебной недели

6 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий на каждом году

обучения

34

6

Количество часов

34

7

Окончание учебного года

25.05.2022

8

Период реализации программы

1 год




Организационно-педагогические условия реализации программы:
Материально-технические средства реализации программы Набор оборудования «ГИА лаборатория физика 2020» №1, №2, №3, №4, №5, №6 и №7 для выполнения экспериментального задания КИМ ОГЭ в 2021-22 году, в соответствии с требованиями ФИПИ.
Методическое обеспечение программы
    1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2014.
    2. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
    3. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2020.
    4. Тренировочные варианты экзаменационных работ для поведения ГИА в новой форме. АСТ. АСТРЕЛЬ Москва 2019
    5. Бобошина С.В. физика ГИА в новой форме 9 класс Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Москва. Экзамен 2017 год
    6. Кабардин О.Ф. Кабардина С И. физика ФИПИ 9класс ГИА в новой форме Типовые тестовые задания Москва. Экзамен. 2021 год.

Педагогические технологии
  • Технология личностно-ориентированного обучения способствует максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

  • Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

  • Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

  • Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми.


Применяются следующие формы контроля

Методы педагогического мониторинга:

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • практическое задание;

  • опрос.

Формы педагогического мониторинга:

  • занятия контроля знаний (тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);

  • собеседования.


Информационное обеспечение реализации программы.

Программное обеспечение:

Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.


Список литературы:

   1.Сборник нормативных документов МО РФ. «Физика». Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по физике. Москва, «Дрофа», 2015.

2.   Программы общеобразовательных учреждений «Физика. 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2016

3.   Стандарты второго поколения по учебным предметам. «Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс». Москва, «Просвещение», 2015

  1. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.

  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!