Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Алтайского края
Принято на педагогическом Утверждено
совете № 9 от 30.08. 2021 г. приказом директора
№ 67/1 от 08.2021г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Биология среди наук»
для 9 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Клыкова Е.А.
учитель биологии
2021
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе авторской программы Е. Н. Маслак - Программа элективного курса «Биология среди наук» - сборник программ элективных курсов «Программы элективных курсов. Сборник 1. Биология» Дрофа 2019г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю-68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; эмоционально «проживать» события, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к происходящим событиям
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность демонстрируемых событий; учиться высказывать своё мнение о происходящем; учиться работать по предложенному учителем плану.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1.Природа в музыке, живописи и литературе (8 часов)
Растения и животные в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского; на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, Ван Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина; в пословицах и фразеологизмах; сказках, стихах и баснях; рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, И. Тургенева, А. Чехова и др.
Тема 2. История становится ближе. 6 часов
Растения, сыгравшие определенную роль в истории разных народов и государств (береза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.). Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.). Палеонтология как историческая наука (зарождение и развитие палентологии, говорящие атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.).
Тема 3. Биогеография. 4 часа
Биогеография как наука. Флора и фауна материков.
Тема 4. Биометрия. 8 часов
Математика помогает биологам. Живой организм в цифрах. Решение задач по физиологии человека.
Тема 5. Биохимия. 6 часов
Биохимия как наука. Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания; химические вещества, которые запасаются в разных органах растений); биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в организмах).
Тема 6. Биология в руках детектива. 2 часа
Как знания по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека помогают раскрывать преступления.
Тема 7. Иностранные языки для биологии. 4 часа
Иноземное происхождение терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Тема 8. Биофизика. 8 часов
Применение достижений биофизики в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчик), в ботанике (изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и в науках, изучающих организм человека (изучение влияния электроники на мышцы и нервы; физические основы действия радиоактивных излучений на организм).
Тема 9. Бионика. 4 часа
Что такое бионика. Использование знаний по ботанике и зоологии в инженерной мысли (соломина и Останкинская телебашня; дома-*початки»; пагоды-ели&; «ухо медузы*, гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое).
Тема 10. Биотехнология. 9 часов
Что такое биотехнология. Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие. Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» — генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).
Итоговая конференция (2 ч)
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1-2 | Природа в музыке, живописи и литературе | 2 |
3-4 | Растения и животные в русских народных песнях и классической музыке | 2 |
5-6 | Красота как биологическая целесообразность: растения, животные и человеческое тело в живописи | 2 |
7-8 | Растения и животные в пословицах, фразеологизмах, сказках, баснях, стихах, повестях | 2 |
9-10 | История становится ближе | 2 |
11-12 | Названия растений, животных из мифов Древней Греции | 2 |
12-13 | Палеонтология — историческая наука | 2 |
14-15 | Биогеография. Флора материков | 2 |
16-17 | Фауна материков | 2 |
18-19 | Биометрия. Организм человека в цифрах | 2 |
20-21 | Решение задач по физиологии человека: по теме «Опорно-двигательная система»; | 2 |
22-23 | Решение задач по физиологии человека: по теме «Кровь. Кровообращение». | 2 |
23-24 | Решение задач по теме «Дыхание»; по теме «Пищеварение. Обмен веществ» | 2 |
25-26 | Биохимия. Биохимия растений: химизм почвенного и воздушного питания; запасные химические вещества в растении | 2 |
27-28 | Биохимия человека и животных: белки их организмов | 2 |
29-30 | Биохимический анализ крови | 2 |
31-32 | Биология в руках детектива (1 ч) | 2 |
33-34 | Иностранные языки для биологии | 2 |
35-36 | Иноземное происхождение биологических терминов | 2 |
37-38 | Как сделать укол микробу (биофизика для микробиологии) | 2 |
39-40 | Дождь, гроза и растения (биофизика для ботаники) | 2 |
50-51 | Современный человек — пловец в океане электричества: нервы, мускулы и электроника | 2 |
52-53 | Физические основы действия радиоактивных излучений на организм | 2 |
54-55 | Бионика. Ботаника и зоология источник идей для инженерной мысли. | 2 |
56-57 | Сконструируем сами (поиграем в биоников) | 2 |
58-59 | Биотехнология: что это такое? | 2 |
60-61 | Традиционная биотехнология: хлебопечение, виноделие, сыроделие | 2 |
62-63 | Производство витаминов и антибиотиков. Производство ферментов | 2 |
64-65 | Генная инженерия: генетически модифицированные продукты | 2 |
66 | История овечки Долли (клонирование). Специальность — биотехнология | 1 |
67-68 | Итоговая конференция | 2 |