Рабочая программа по внеурочной деятельности
по математике в 5 классе.
Курс «Занимательная математика».
Составлена учителем математики
С.В. Гончаровой
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классах по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно – образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления. Развитию пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания.
Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Направленность программы: естественнонаучная
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников. Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.
Актуальность программы обусловлена всем вышеперечисленным, а также тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к профильному обучению, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она сочетает в себе учебный, развивающий и воспитательный аспекты, ориентирована на учащихся 5 класса, заканчивающих курс основной школы, находящихся на пороге выбора профиля обучения, рассчитана на один год.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у детей навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления детей о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана в каждом классе - 35 часов.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль.
Учебно–тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | Виды занятий |
теоретические | практические |
| Арифметические и логические головоломки. | 9 ч. | | |
1 | Задания на восстановление чисел и цифр | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Головоломки с числами | 1 | | |
3 | Математическая теория построения магических квадратов | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Использование метода исключения при решении логических задач | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Числовые ребусы | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Методы решения задач. | 7 ч. | | |
6 | Задачи на движение | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Задача на части | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Задача на проценты | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Составления задачи в стихах | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Подсчет среднего арифметического | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Задачи на раскраску | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Задачи - шутки | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Математика на материалах народного творчества | 10 ч. | | |
13 | Математические задания со спичками | 1 | | |
14 | Задачи на переливания | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Взвешивания монет и предметов | 2 | 0,5 | 1,5 |
16 | Круги Эйлера | 2 | 0,5 | 1,5 |
17 | Принцип Дирихле | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Математические задания с использованием циферблата часов | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Геометрическая смесь. | 9 ч. | | |
19 | Геометрические задачи на разрезание | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | 1 | 0,5 | |
21 | Геометрия в пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Различные способы складывания бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Игры с пентамино | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Лабиринты | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Рисунок в координатных плоскостях | 2 | 0,5 | 1,5 |
26 | Топологические опыты | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Всего | 35ч | | |
Содержание программы
Раздел I. Арифметические и логические головоломки. (9 часов)
На вводном занятии рассматривается роль математики в жизни человека и общества, проводится инструктаж по технике безопасности. Рассматриваются основные понятия математической логики, теории построения магических квадратов. Решение заданий на восстановление чисел и цифр, решение различных логических задач, головоломки с числами, числовые ребусы.
Раздел II. Методы решения задач. (7 часов)
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций. Задачи на равномерное движение. Задачи на движение по реке. Задачи на проценты. Арифметические текстовые задачи, задачи на раскраску, задачи шутки.
Раздел III. Математика на материалах народного творчества. (10 часов)
Решение математических заданий со спичками. Решение задач на переливание, взвешивания монет и предметов. Принцип Дирихле. Приемы решения математических заданий с использованием циферблата часов.
Раздел IV. Геометрическая смесь. (9 часов)
Рассматривается практическая значимость геометрических знаний. Геометрические задачи на разрезание, на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги, различные способы складывания бумаги. Решение прикладных геометрических задач. Лабиринты. Рисунок в координатных плоскостях.
Методическое обеспечение программы
1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, школьная доска, инструменты для выполнения геометрических построений.
Учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02).
Организационные условия: количество часов занятий в неделю -1; количество учащихся в группе – 10.
2. Список литературы
литература для учителя:
1. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
2.Математика Задачи на смекалку, И.Ф.Шарыгин, А.В Шевкин. Учебное пособие для 5-6 классов общеобраз учреждений 6-е изд , - М.: Просвещение, 2011
3. Соколова И.В. Математический кружок в 5-6 классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2015. 152 с.
4. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
5. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
6. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
7.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
8. Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина», 2012.
А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие / Сост.:А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.Новосибирск, 2010.- 88 с.
9.Спивак А.В. Математический кружок/ Спивак А.В.-М.: Посев, 2013.- 128
11. Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс,с. 2016. -144 с.
Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2015. - 280 с.
литература для обучающихся:
1. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
2. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
3. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 2014. -160 с.
4. Математика Задачи на смекалку, И.Ф.Шарыгин, А.В Шевкин. Учебное пособие для 5-6 классов общеобраз учреждений 6-е изд , - М.: Просвещение, 2016.
5.Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 2015.