ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасная дорога» составлена на основе авторской программы Князевой Т. Н. «По радуге дорожной безопасности» и соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Цель программы – формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Задачи программы:
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.
Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно –транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
На каждом занятии присутствует элемент игры.
Срок реализации программы – 4 года.
Направление программы: социальная.
Программа рассчитана на детей 6,5 - 10 лет.
Состав: постоянный.
Набор: свободный.
Категории участников: обучающиеся 1-4 классов, родители обучающихся, классный руководитель.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 33 часа в 1 классе, по 34часа во 2-4 классе.
Количество часов в неделю – 1 час.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Безопасная дорога» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности
в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатом освоения курса внеурочной деятельности «Безопасная дорога» является формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
- умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планирование и выполнение мини- проектов;
- подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;
- умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановке вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- работа в группах;
- ролевые игры;
В результате освоения программы «Безопасная дорога» формируются следующие предметные умения:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
класс
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
-определять форму предметов окружающего мира;
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира; сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, узнавать их, знать назначение;
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам.
класс
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве;
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- группировать знаки по цвету и геометрической форме;
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, необходимые для правильной ориентировки по дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков;
- объяснять значение конкретного знака;
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигнал поворота;
- оценивать состояние дороги и время, которое может быть затрачено на переход дороги.
класс
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения;
- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения;
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы.
класс
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу при неблагоприятных условиях.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- объяснять значение ПДД;
- группировать знаки дорожного движения по назначению, объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- соблюдать изученные правила движения;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс (33 часа)
Тема 1. Введение. Первоклассник как самостоятельный пешеход. (1 час)
Тема 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. (1час)
Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе. Викторина «Мой город», «Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения транспортных средств.
Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах (1 час)
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 4. Дорога в школу и домой (2 часа)
Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.
Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.
Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром (1час)
Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры
Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.
Тема 6. Движение пешеходов и машин. (1 час)
Практика. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 7. Правила движения пешеходов по тротуару. (1 час)
Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения (2 часа)
Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с рисунка
Тема 10. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине (2 часа)
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 11. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города (1 час)
Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный, специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие № 1.
Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.
Тема 12. Светофорное регулирование (2 часа)
Практика. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.
Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.
Тема 13. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.
Тема 14. Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных светофоров (2 часа)
Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.
Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Тема 15. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по дорогам (2 часа)
Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман, дождь, снегопад и другое.
Практика. Игры для эрудитов.
Тема 16. Дорожные знаки и их назначение (10 час)
Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.
Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»
Тема 17. Места для игр. Зачет (2 часа)
Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.
Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я применяю»
2 класс (34 часа)
Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (3 часа)
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.
Практика. Наблюдение за дорогой: слушаем дорогу, учимся ходить по дороге. Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, поребрик, тротуар, дорожная разметка. Решаем кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». Разучивание песен на дорожную тематику.
Тема 2. Пешеходные переходы (4 часа)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.
Практика. Настольные игры на развитие памяти: «Движение с уважением», «Дорожные знаки», дорожное лото «Бинго». Рассматривание буклета «Как не попасть в беду на дороге», рисование участников дорожного движения.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (6 часов)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
Практика. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход», «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды».
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. (6 часов)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (4 часа)
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Практика. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге»
Тема 6. Дорожные знаки (10 часов)
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».
Тема 7. Зачет (2 часа)
Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Устройство велосипеда, правила эксплуатации велосипеда, роликовых коньков. Правила катания на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста.
Практика. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Виды кровотечений. (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях.
Тема 2. «Дорожная безопасность»
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения.
Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда.
Устройство велосипеда. Правила вождения.
Тема 4. История появления автомобиля.
Тема5. Причины дорожных аварий.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Тема 6. Светофор и дорожные знаки.
Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Тема 7. Перекресток и опасный поворот.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Тема 8. Правила перехода проезжей части дороги.
Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Тема 9. Регулировщик и его сигналы.
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Светофорное регулирование
Светофорное регулирование является самым распространенным. Официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же для удобства поделим их на транспортные, реверсные, для трамваев и маршрутных транспортных средств, железнодорожные и пешеходные.
Транспортные светофоры
Светофоры этой группы.
Водитель. Правила безопасного вождения велосипеда; история появления автомобиля и правил дорожного движения;
Причины дорожных аварий, новое о дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде.
4 класс 34 часа
Тема 1. Виды кровотечений. (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях
Тема 2. «Дорожная безопасность»
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила езды на велосипеде и мопеде; экскурсия: «Я – пешеход».
Тема2. Регулировщик и его сигналы.
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).
Пешеходная и велосипедные дорожки
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор
Перекресток
Светофор – наш верный друг
Тема 5. Светофор и дорожные знаки
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный, пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс ( 33 часа)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
всего | теория | практика | Дата |
1. | Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход. | 1 | 1 | | |
2. | Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. | 1 | | 1 | |
3. | Как рождаются опасные ситуации на дорогах | 1 | 1 | | |
4. | Мы идем в школу. Безопасный маршрут движения детей в школу и домой. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5. | Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) | 1 | | 1 | |
6. | Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар) | 1 | | 1 | |
7. | Правила движения пешеходов по тротуару. | 1 | | 1 | |
8. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | 1 | | 1 | |
9. | История происхождения Правил дорожного движения | 1 | 1 | | |
10. | Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине. | 2 | | 2 | |
11. | Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города. | 1 | | 1 | |
12. | Светофорное регулирование. | 2 | | 2 | |
13. | Нерегулируемые перекрестки. | 2 | 1 | 1 | |
14 | Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров. | 2 | 1 | 1 | |
15. | Климатические особенности времени года. | 2 | 1 | 1 | |
16 | Дорожные знаки и их назначение. | 10 | 5 | 5 | |
17 | Места для игр. Зачет. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 12,5 | 20,5 | |
2 класс (34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
всего | теория | практика | |
1. | Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2. | Пешеходные переходы. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. | 6 | 1 | 5 | |
4. | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 6 | 1 | 5 | |
5. | Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. | 4 | 1 | 3 | |
6. | Дорожные знаки | 10 | 1 | 9 | |
7. | Защита проекта. | 1 | 1 | | |
Итого: | 34 | 6,5 | 27,5 | |
3 класс (34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
всего | теория | практика | Виды деятельности |
1. | Виды кровотечений. | 4 | 2 | 2 | Ролевая игра |
2. | Регулировщик и его сигналы. | 4 | 1 | 3 | Сюжетно-подвижная игра |
3. | Правила безопасного вождения велосипеда. | 6 | 1 | 5 | Составление памятки, |
4. | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 2 | 1 | 1 | Чтение книг, экскурсия |
5. | Причины дорожных аварий | 2 | 1 | 1 | Обсуждение ситуации |
6. | Светофор и дорожные знаки | 10 | 1 | 9 | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям |
7. | Перекресток и опасный поворот транспорта. | 2 | 0,5 | 1,5 | Обсуждение проблемных ситуации, рассматривание иллюстрации, чтение и обсуждение пословиц |
8. | Правила перехода проезжей части дороги. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение проблемных ситуации, |
9. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | | 1 | Обсуждение ситуации, демонстрация опытов |
10. | Экскурсия «Я пассажир и пешеход» | 1 | | 1 | Экскурсия, рисунки, оформление выставки |
Итого: | 34 | 8,5 | 25,5 | |
4 класс ( 34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
всего | теория | практика | Виды деятельности |
1. | Виды кровотечений. | 4 | 1 | 3 | Ролевая игра, составление памятки |
2. | Регулировщик и его сигналы. | 4 | 1 | 3 | Создание пособия «сигналы регулировщика» |
3. | Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда. | 6 | 2 | 4 | Создание пособия «Безопасное вождение», ролевая игра |
4. | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 6 | 1 | 5 | Ролевые игры |
5. | Причины дорожных аварий | 3 | 1 | 2 | Обсуждение причин дорожных аварии |
6. | Светофор и дорожные знаки | 10 | 2 | 8 | Дидактические и ролевые игры |
7 | Экскурсия «Я - пешеход» | 1 | | 1 | Экскурсия, рисунки, оформление выставки |
Итого: | 34 | 8 | 26 | |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формами контроля внеурочной деятельности являются участие в конкурсах, викторинах, играх, праздниках; активность в проектах и программах; творческие постановки, творческие отчеты.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):
знаки дорожного движения
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): плакаты по ПДД
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Литература:
Правила дорожного движения РФ
К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2015
Пикулева Н. "Дорожная азбука".
Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 160 с.
Наглядно- методические пособия, игры
Викторина по правилам дорожного движения для детей;
Тесты «Дорогу осилит идущий»
3.Вохрищева С. Дидактический и демонстративный материал «Безопасность»
Демонстративный материал и раздаточный материал «Знаки на дорогах»
20