СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в экспериментах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика»

 Курс адресован учащимся 9-х классов. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в экспериментах"»

















Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Физика в экспериментах»

для 9 класса

(общеинтеллектуальное направление)








Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика»



2021 г.





Пояснительная записка к рабочей программе



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика»

Курс адресован учащимся 9-х классов. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Основные задачи курса:

  • формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;

  • подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;

  • предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;

  • подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и  других наук естественного цикла.

Общая характеристика учебного курса

Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся  9 класса. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.

Учебный курс «Физика в экспериментах» даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. Начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.

Задачи программы:

  1. Образовательная:

  • формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

  • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

  • формировать умения работать с оборудованием.

  1. Воспитательная:

  • формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

  1. Развивающая:

  • развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;

  • формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

  • развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность. Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Формы работы:

  • игры;

  • упражнения;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • рассматривание;


    Место курса в учебном плане.


Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год (35 ч) из расчета 1 учебный час в неделю


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ

  Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

      Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

 В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Уровень результатов работы по программе:


первый уровень:

* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы

второй уровень:

умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).


третий уровень:

*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .













Содержание учебного курса

1.Особенности физических наблюдений (3)
Наблюдение, эксперимент, гипотеза и теория в естественнонаучном познании Роль эксперимента в науке.

2. Тепловые явления (3)

Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления. Уравнение теплового баланса Теплообмен при смешивании холодной и горячей воды и смешивании воды со льдом.

Лабораторный опыт:

«Определение массы воды в снеге».


3. Электрические явления (5)

Определение электрического заряда, определение силы взаимодействия заряда. Электризация тел любым зарядом по знаку.

Сила тока, напряжение, сопротивление. Косвенные измерения работы тока. Измерения мощности прибора.

Количество теплоты, выделенное проводником с током. Определение КПД нагревателя.

Лабораторные опыты:

«Электризация тел разными зарядами в зависимости от условия задачи. Взаимодействие наэлектризованных тел»;

«Определение сопротивления резистора, доказательство неизменности сопротивления при различных значениях силы тока и напряжении на резисторе"; «Измерение работы тока»;

«Измерение мощности тока»;

«Определение количества теплоты, выделяемое электрическим током при нагревании воды. Определение КПД нагревателя».

Возможные проекты: «Как увеличить КПД электронагревателя?», «Использование изменения сопротивление проводника для защиты помещений от пожара».

4. Электромагнитные явления (4)

Выбор метода измерений и измерительных приборов. Действие силы электромагнита. Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса. Устройство принцип действия приборов: электромагнита, тепловой сигнализации, прибора контроля протечки воды, схемы электроприборов (радио). Усовершенствования приборов способом фокальных объектов.

Лабораторные опыты:

«Измерение действия силы электромагнита»;

«Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса».

Возможные проекты: «Индукционные печи - польза или вред?», «Где индукция нам поможет?»

5. Законы кинематики (5)

Скорость равномерного движения. Относительность движения. Перемещение при равномерном движении. Графики зависимости скорости и перемещения от времени. Координатный метод описания движения. Движение с ускорением. Свободное падение тел. График скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении.

Лабораторный опыт

«Определение ускорение свободного падения»

  1. Законы динамики (10)

Вывод закона всемирного тяготения. Давление, сила нормального давления. Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин. Сила — характеристика взаимодействия. Сила тяжести. Вес тела Равновесие тел. Табличный способ описания результатов опыта. Определение массы тела с помощью динамометра. Сила упругости. Натяжения нити. Сила реакции опоры. Динамометр. Результирующая сила. Определение погрешности измерений. Сила трения. Центр тяжести. Давление, сила нормального давления.

Лабораторные опыты:

«Определение зависимости давления от площади поверхности действия силы»;

«Определение любой массы тела, с помощью динамометра используя условия равновесия рычага»;

«Определение силы упругости, натяжения нити с помощью динамометра»; «Изменение натяжение нити в зависимости от угла наклона. Применение второго закона Ньютона»;

«Измерение коэффициента трения»;

«Определение центра тяжести тела неправильной формы».

7. Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (5)

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Представление, полученных результатов эксперимента в форме творческого отчета. Требования, предъявляемые к научному докладу и научной работе. Творческий отчет.

Примечание.

1.Часы 5 раздела «Этапы исследования. Подготовка защиты исследования» могут проводиться по мере необходимости. Если на каком-либо этапе курса ученик заинтересовался проблемой по данной теме и определился с темой для исследования или проекта, то рационально провести теоретическую подготовку и рассмотреть этапы исследования, спланировать исследовательскую работу. Дальнейшую работу ученик проводит самостоятельно, получая на занятиях консультации.



Календарно –тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание



Раздел «Особенности физических наблюдений». Всего часов: 3



1/1



Наблюдение, эксперимент, гипотеза и теория в естественнонаучном познании

1


2/2



Роль эксперимента в науке.

1


3/3



Выбор метода измерений и измерительных приборов.

1




Раздел «Тепловые явления». Всего часов: 3

4/1



Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления.

1


5/2



Калориметрия. Уравнение теплового баланса. Теплообмен при смешивании холодной и горячей воды.

1


6/3



Калориметрия. Теплообмен при смешивании воды со льдом.

1




Раздел «Электрические явления». Всего часов: 5

7/1



Определение электрического заряда, определение силы взаимодействия заряда. Электризация тел любым зарядом по знаку.

1


8/2



Сила тока, напряжение, сопротивление.

1


9/3



Косвенные измерения работы тока.

1


10/4



Измерения мощности прибора.

1


11/5



Количество теплоты, выделенное проводником с током. Определение КПД нагревателя.

1




Раздел «Электромагнитные явления». Всего часов: 4

12/1



Действие силы электромагнита.

1


13/2



Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса.

1


14/3



Устройство принцип действия приборов: электромагнита, тепловой сигнализации, прибора контроля протечки воды, схемы электроприборов (радио).

1


15/4



Усовершенствования приборов способом фокальных объектов.

1




Раздел «Законы кинематики». Всего часов: 5

16/1



Скорость равномерного движения. Относительность движения.

1


17/2



Перемещение при равномерном движении. Графики зависимости скорости и перемещения от времени.

1


18/3



Координатный метод описания движения.

1


19/4



Движение с ускорением. Свободное падение тел.

1


20/5



График скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении.

1




Раздел «Законы динамики». Всего часов: 10

21/1



Вывод закона всемирного тяготения.

1


22/2



Давление, сила нормального давления.

1


23/3



Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин.

1


24/4



Сила — характеристика взаимодействия. Сила тяжести. Вес тела Равновесие тел.

1


25/5



Табличный способ описания результатов опыта. Определение массы тела с помощью динамометра.



1


26/6



Сила упругости. Натяжения нити. Сила реакции опоры. Динамометр.

1


27/7



Результирующая сила.

1


28/8



Определение погрешности измерений.

1


29/9



Сила трения.

1


30/10



Центр тяжести. Давление, сила нормального давления.

1




Раздел «Подготовка защиты исследования». Всего часов: 4

31/1



Этапы планирования и выполнения эксперимента.

1


32/2



Выбор метода измерений и измерительных приборов. Представление полученных знаний для выполнения творческого задания.



1


33/3



Результаты эксперимента в форме творческого отчета.

1


34/4



Требования, предъявляемые к научному докладу и научной работе.

1



Ожидаемые результаты.


Знать законы взаимодействия тел;

уметь применять знания на других предметах;

уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).









Список литературы

1. Гайкова И.И.Физика. Учимся решать задачи.7-8 класс.-СПб.: БХВ-Петербург,2013. -80с.: ил.

2. Шевцов В.А. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы. Статика - Волгоград: Учитель,2004. -143с.

3. Шевцов В.А. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы. Гидростатика/Авт. Сост. - Волгоград: Учитель,2006. -114с.

4. Шевцов В.А.. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы.(Механика) - Волгоград: Учитель,2004. -115с.

5. Шевцов В.А. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы. Кинематика - Волгоград: Учитель,2005. -222с.

6. Шевцов В.А. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы. Законы Ньютона - Волгоград: Учитель,2005. -201с.

7. Шевцов В.А. Задачи для подготовки по физике.9-11 классы. (Законы сохранения в механике - Волгоград: Учитель,2004. -111с.

8. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

9. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000


Для учащихся

1. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. Для учащихся 7-11 кл. общеобразоват.учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.-М. Просвящение, 2007.-255с.: ил.- (Пять колец)

2. Тит Том Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения/ Пер. с франц. – М.: Издательский Дом Мещерякова,2007, 2-е издание – 224 с.

3. Тиссандье, Гастон Научные развлечения: Занимательная техника: пер. с фр./Гастон Тиссандье. М.: АСТ: АСтрель,2008. – 206,[2].

4. Физика. Задачи с ответами и решениями: учебное пособие/А.И.Черноуцан. -9-е изд. – М.:КДУ,2013.-352с., ил.



Интернет ресурсы.

  1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

  2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.

  3. - Гайкова И.И. Физика. Учимся решать задачи. 9 класс. – СПб.: БВХ-Петербург, 2012. - 80с.: ил. ISBN 978-5-9775-0786-8

  4. - http://class-fizika.narod.ru/index.htm

  5. - http://www.elkin52.narod.ru

  6. - http://www.fipi.ru



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!