муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Смолеевская основная школа
Ухоловского муниципального района
Рассмотрена на заседании Утверждена на педагогическом
методического совета. Директор школы
Протокол № 1 от 30. 08. 18 г. ____________/ Е. А. Лукашова/
Приказ № 1 от 01. 09. 2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по физике 7 класс
«Занимательная физика»
(обще - интеллектуальное направление)
Составил: учительфизики Сафронов С.В.
2018-2019 у.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010г. и на основе учебного плана МБОУ Смолеевская ОШ.
Курс адресован учащимся 7 класса. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7 класса, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-9 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать; Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Место курса в учебном плане. Рабочая программа имеет обще интеллектуальное направление и рассчитана на 1 час в неделю, 35 учебных часов в год
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Содержание учебного курса
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха:Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 16 ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Календарно –тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Введение. Правила по ТБ. Демонстрационные опыты. | |
Состояние вещества - 18 |
2 | Состояние вещества | |
3 | Изучение свойств жидкости | |
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | |
5 | Вода растворитель | |
6 | Вода в жизни человека | |
7 | Очистка воды. | |
8 | Изготовление фильтра для воды | |
9 | Проекты. | |
10 | Воздух. Свойства воздуха. | |
11 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | |
12 | Экскурсия .Запуск китайских фонариков. | |
13. | Какие бывают газы. | |
14 | Свойства твердых тел. | |
15. | Измерение объемов тела правильной формы. | |
16. | Закон Паскаля. Легенда об Архимеде. | |
17. | Измерение объемов тела неправильной формы. | |
18. | Проект. | |
19. | Урок обобщение. Игра. | |
Теплота основа жизни – 16 часов |
20 | Что холоднее? | |
21 | Градусники. Их виды. | |
22 | Измеряем температуру. | |
23 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | |
24 | Способы передачи тепла. | |
25 | Почему возникла жизнь на Земле? | |
26 | Термос. | |
27 - 28 | Изготовление самодельного термоса. | |
29 | Как сохранить тепло? холод? | |
30 | Откуда берется теплота? | |
31 | Зачем сковородке деревянная ручка? | |
32-33 | Проекты. | |
34 | Заключительный урок игра. | |
35 | Резервное занятие. | |
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com