СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс «Люби и знай, родной свой край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
МБОУ «СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 3-4 класса
«Люби и знай, родной свой край»
(духовно-нравственное направление)
Автор:
Феськова Анна Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10 с углублённым изучением
отдельных предметов»,
высшая квалификационная категория
Ангарск, 2021 г
Пояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Курс «Люби и знай, родной свой край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Рабочая программа для 3-4 класса внеурочной деятельности «Люби и знай, родной свой край» реализует духовно- нравственное направление и разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009 № 373
• Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам МБОУ « СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности составляют следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в РФ».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 343 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2009 года № 1082 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования».
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189).
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания
Цель программы: Создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации в окружающем микромире, содействовать развитию учащегося, достижению им определённого уровня образованности.
Задачи программы:
- воспитание любви к Иркутской области и городу Ангарску;
- экологическое воспитание;
- развитие логического мышления, речи, памяти;
- развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
- воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности, традиции своего народа.
Основные направления по реализации программы :Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
Исследовательская деятельность.
Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
Дней воинской славы России
Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;
Освещение работы в местных СМИ.
Курс предполагает:
в 3 классе - 34 часа в год, 1 раз в неделю,
в 4 классе - 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Планируемые результаты изучения курса «Люби и знай свой родной край».
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов России и своего края;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Регулятивные результаты:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные результаты:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные результаты:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
учиться критично относиться к собственному мнению;
понять другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Формы подведения итогов.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Формы работы с детьми.
Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Методические материалы.
Сценарии;
Творческие работы учащихся;
Публикации в СМИ;
Посещаемые объекты:
Музей Победы, музей «Старая квартира», музей часов, музей Минералов, парки, улицы и др.
Все, вышеизложенное, позволяет обучающимся познавать историю своего края и города, понимать необходимость бережного отношения к ним.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
Будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия.
Будут учтены личностные особенности обучающихся при проверке знаний и проектных работ.
Будет использован разнообразный дидактический материал.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс
№ п\п | Название тем курса | Кол-во часов | Форма проведения |
| Деятельность учащихся | Форма контроля | ||
Всего | В том числе | ИКТ | ||||||
Теорет. | Практич. |
|
| |||||
1 | Наша Родина - Россия | 2 | 1 | 1 | Урок. Проект. Учебный диалог.
| Презентация https://www.youtube.com/watch?v=5EEiuKICshs | Лекция c элементами эвристической беседы. Практическая работа | Входная диагностика осознанности гражданской позиции учащихся – тест.
|
2 | Государственные символы | 2 | 1 | 1 | Урок. Проведение занимательной викторины по теме | Фильм- https://www.youtube.com/watch?v=sgvao92peQU | Подготовка и слушание сообщений учащихся | |
3 | Страницы истории Иркутской области. | 2 | 1 | 1 | Учебный диалог | Презентация https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/15/s_dnem_rozhdeniya_irkutskaya_oblast.ppt | Подготовка и представление электронной презентации по теме | |
4 | Символы города Иркутск Символы города Ангарск | 2 | 1 | 1 | Урок. Проведение занимательной викторины по теме | Фильм-http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=150 | Подготовка и слушание сообщений учащихся | |
5 | Я и моя семья | 2 | 1 | 1 | Урок. Проект.
| Презентация по детским рисункам | Подготовка и представление электронной презентации по теме | Составление родословной. |
6 | Судьба школы №10. Моя школа – моя судьба | 2 | 1 | 1 | Урок-путешествие во времени. | Презентация. Сайт школы. http://school10.ru/ | Встреча с ветеранами. Подготовка и представление электронной презентации по теме | Конкурс рисунков «Моя школа», промежуточная диагностика. |
7 | С любовью к городу: города Иркутской области. | 4 | 1 | 3 | Урок. Путешествие по карте Иркутской области. Экскурсия в музей Минералов. | Интерактивное путешествие по карте Иркутской области. Интерактивная викторина. | Подготовка и слушание сообщений учащихся | Викторина «Кто лучше знает свой край». |
8 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 3 | 1 | 2 | Урок. Экскурсия в музей Победы. Беседа с ветеранами. | Презентация | Тематическая экскурсия, поход в музей Подготовка и слушание сообщений учащихся | Конкурс плакатов «Нет войне!», Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!». |
9 | В гармонии с природой | 3 | 1 | 2 | Урок. Экскурсия в музей Минералов. | Интерактивное путешествие по карте Иркутской области. Интерактивная викторина | Практическая работа | Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. |
10 | Уникальные природные объекты Иркутской области | 3 | 1 | 2 | Урок. Экскурсия в музей Минералов. Поездка в город Иркутск. | Презентация. | Подготовка и представление электронной презентации по теме | |
11 | Что дает наш край стране | 3 | 1 | 2 | Урок- путешествие по городам Иркутской области. | Презентация.
| Практическая работа. | |
12 | Культурное наследие Иркутской области | 3 | 1 | 2 | Урок. Поездка в город Иркутск- Памятники культуры | Презентация. | Подготовка и слушание сообщений учащихся | Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Иркутскую область. Итоговая диагностика. |
13 | Традиции, обряды, ритуалы земли родной | 3 | 1 | 2 | Урок. Поездка в город Иркутск- Краеведческий музей. | Презентация. | Подготовка и представление электронной презентации по теме | |
| Итого
| 34
| 13 | 21 |
|
Содержание программы по курсу (3класс – 34 часа).
4 класс
| № п\п | Название тем курса | Кол-во часов | Форма проведения | ИКТ | Деятельность учащихся | Форма контроля | ||||||||||
| Всего | В том числе | |||||||||||||||
| Теорет. | Практич. | |||||||||||||||
1 | Мой город- Ангарск. | 2 | 1 | 1 | Урок. Проект. Учебный диалог. | Презентация http://lusana.ru/presentation/17413 | Подготовка и слушание сообщений учащихся | Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации | |||||||||
2 | Символы города Ангарска. | 2 | 1 | 1 | Урок. Проведение занимательной викторины по теме | Презентация.
| Подготовка и представление электронной пре-зентации по теме | ||||||||||
3 | Страницы истории родного города. | 4 | 2 | 2 | Урок. Проект. Учебный диалог. | Фильм https://www.youtube.com/watch?v=wzbb8tQeoJ0 | Проект по теме в группах. | ||||||||||
4 | Аллея почетных граждан города Ангарска. | 2 | 1 | 1 | Урок. Встреча с ветеранами. Экскурсия. |
| Подготовка и представление электронной пре-зентации по теме | ||||||||||
5 | Музеи города Ангарска. | 3 | 2 | 1 | Урок. Экскурсия в музей часов Проведение занимательной викторины по теме. | Презентация: http://www.myshared.ru/slide/843367/ | Исследование в группах. | Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. | |||||||||
6 | Памятники культуры нашего города. | 3 | 2 | 1 | Урок-экскурсия. Проект.
| Презентация
| Подготовка и слушание сооб-щений учащихся | Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации | |||||||||
7 | Улицы родного города. | 3 | 2 | 1 | Путешествие- экскурсия по городу. | Виртуальное путешествие по городу. Путешествие в сети интернет https://www.google.ru/maps/ @52.4935168,103.8336,13z | Проект- Улица на которой я живу. | Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации | |||||||||
8 | В гармонии с природой- парки города Ангарска. | 3 | 1 | 2 | Урок-экскурсия. Проект.
| Презентация | Исследование в группах. | Конкурс рисунков «Моя школа», промежуточная диагностика. | |||||||||
9 | Промышленность города Ангарска. | 3 | 1 | 2 | Урок. Экскурсия на предприятия города: Фабрика мороженого, «Семечки от Фенечки», Хлебозавод,. | Фильм https://www.youtube.com/watch?v=Vy8fy7psh4c | Исследование в группах: Профессия моих родителей. | Викторина «Кто лучше знает свой город». Конкурс рисунков «Моя школа», промежуточная диагностика. | |||||||||
10 | На страже природы. Мы-экологи. | 3 | 1 | 2 | Урок. Проект. Учебный диалог. | Презентация. | Подготовка и слушание сооб-щений учащихся. Экологическая акция- чистый город. | ||||||||||
11 | Что дает наш город стране. | 1 | 1 |
| Урок. |
| Учебный диалог. | ||||||||||
12 | Урок – игра. Путешествие во времени. | 1 | 1 |
| Урок. Проведение занимательной викторины по теме | Интерактив-ная викторина | Работа в группе. | Изучение достопримечательностей города Ангарска. Конкурс рисунков «Моя школа», итоговая диагностика.
| |||||||||
13 | Необычное в обычном. | 3 | 1 | 2 | Экскурсия по городу. Квест. | Интерактив-ная викторина | Работа в группе. | ||||||||||
| Итого | 34 | 18 | 16 |
|
|
|
|
Содержание программы по курсу (4класс – 34 часа).
Содержание курса 3 класс.
Тема 1.Наша Родина – Россия.
Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы -населяющие Россию, конституция - основной закон страны.
Тема 2.Государственные символы.
Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.
Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.
Тема 3. Страницы история родного края.
Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Иркутской области. Первые города области.
Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Тема 4. Символы Иркутской области.
Гербы Ангарска и Иркутской области, флаги города и области, гимн города и области.
Результат работы над историей символов Иркутской области.
Тема 5. Я и моя семья.
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная". Работа ученика "Генеалогическое древо".
Тема 6. Судьба школы №10. Моя школа – моя судьба.
В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
Тема 7. С любовью к городу.
Что я знаю о городах своей области?
История городов. Самый старый и молодой город. Промышленность городов Иркутской области.
Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.
Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.
Практические занятия: Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Экскурсия в музей Победы, чтение Книги памяти.
Тема 9. В гармонии с природой.
Территория и географическое положение области. Красная книга Иркутской области. Памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики,
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);
- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
- операция "Чистый двор".
Тема 10. Уникальные природные объекты Иркутской области.
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами Иркутской области. Красная книга Иркутской области. Озеро Байкал.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.
Тема 11. Что дает наш край стране.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего края: Что такое сам? Кем я хочу быть?
Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования»
Тема 12. Культурное наследие Иркутской области.
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.
Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.
В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. Годовой цикл христианских праздников Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Содержание курса 4 класс.
Тема 1. Мой город- Ангарск.
Что я знаю о городе Ангарске? Мой город. Знакомство с возрастом, происхождением названия, местоположением на карте Иркутской области. Сравнение с другими городами Иркутской области.
Тема 2. Символы города Ангарска.
Изучение символов города: Герб Ангарска, флаг города, гимн города. Авторы символов города Ангарска.
Результат работы над историей символов Ангарска.
Тема 3. Страницы истории родного города.
Ознакомление с историей города. Изучение первых жилищ - юрты и землянки. Первостроители города. Первые школы, предприятия.. Посещение музея «Старая квартира».
Тема 4. Аллея почетных граждан города Ангарска.
Знакомство с почетными гражданами города. Изучение их вклада в историю города. Пионерское движение в городе и развитие Дворца Пионеров.
Тема 5. Музеи города Ангарска.
Изучение истории развития музеев. Посещение и знакомство с музеями.
Тема 6. Памятники культуры нашего города.
Знакомство с памятниками культуры в городе Ангарске. Изучение авторов памятников и их истории создания.
Тема 7. Улицы родного города.
Защита проектов : Улица на которой я живу. Изучение названий центральных улиц. Путешествие по улицам в районе школы.
Тема 8. В гармонии с природой- парки города Ангарска.
Данная тема предполагает изучение парков нашего города, историю их создания и развития. Узнать количество парков и их названия.
Тема 9. Промышленность города Ангарска.
Ознакомление с градообразующими предприятиями города. Посещение различных предприятий города. Изучение истории становления и развития предприятий. Ознакомление с продукцией предприятий города. Защита проектов : Профессия моих родителей.
Тема 10. На страже природы. Мы-экологи.
Изучение экологической обстановки в городе. Беседы с экологами. Защита проектов : Что я могу сделать для своего города?
Тема 11. Что дает наш город стране.
Изучение продукции предприятий города и ее передвижением по России. Туризм на Байкале. Проблемы экологии.
Тема 12. Урок – игра. Путешествие во времени.
Повторение и закрепление изученного материала. Изготовление проектов. Участие в муниципальном конкурсе.
Тема 13. Необычное в обычном.
Экскурсии по городу. Закрепление изученного материала. Выступление с сообщениями о городе Ангарске в других классах.
Учебно-методическое обеспечение.
Критерии оценки сообщений учащихся
В ходе проведения урока - «круглого стола» все учащиеся внимательно заслушивают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют и оценивают по следующим критериям:
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. П., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.
План урока-экскурсии в музей
1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. П.).
2. Изучение музейных экспонатов.
3. Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. Д.
4. Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.
5. Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.
В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т.п. По теме урока-экскурсии.
Методические рекомендации по раскрытию вопросов культуры
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом в процессе его общественно-исторической трудовой деятельности. Культура – это материальные ценности (развитие техники, орудий труда, жилье, одежда, предметы быта и т. Д.); духовные ценности (идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. Д.). То есть в понятие культуры входит, естественно, все, что создается умом, талантом, руками народа, что выражает его духовную сущность, мировоззрение, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, человеческие отношения.
Культура народа является неотъемлемой частью его истории, да это, по сути дела, и есть в первую очередь настоящая история народа.
Зарождение, становление, развитие культуры связано теснейшими узами с историческими факторами, событиями, которые в свою очередь воздействуют на зарождение, становление и развитие хозяйства, экономики страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
Таким образом, имея всегда в виду эти замечания, мы должны раскрывать вопросы культуры непосредственно на фоне развития исторических событий данного периода и показывать особенности развития культуры именно этого исторического периода, органично вплетая культуру в ткань развития исторических событий данного периода.
Конечно, в значительной степени состояние, уровень культуры зависят от состояния, уровня экономики страны в данном историческом периоде, и эту связь также надо иметь в виду и показывать при раскрытии вопросов по культуре.
Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в каждой национальной культуре присутствует наличие двух культур: господствующего класса и собственно народных масс.
Имея в виду единство исторического и культурного процессов, можно говорить о едином, целостном и непрерывном историко-культурном процессе. И чтобы создать целостное представление об этом едином процессе (а именно это от нас и требуется), мы должны также показывать преемственность в развитии культуры, т. Е. Показывать связь данного периода с предшествующим и его влияние на последующий период. Кстати, такой подход надо применять вообще при изучении истории, это и есть исторический подход.
Итак, важно, чтобы все разнообразие культурной жизни (просвещение, наука, техника, литература, архитектура, живопись и т. Д.), мозаичность явлений и событий культуры, обилие индивидуальных характеристик писателей, художников не заслонили главного – обобщающей характеристики рассматриваемого конкретного культурно-исторического периода.
Литература
Газета «Начальная школа» 2004г. №5 с.3-4.
Баранский Н. Н. «О школьном краеведении». М. 1960г.
Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (2- я пол. 1940-х – 1950-е гг.). - Новосибирск, 1991.-239с.
Воробьев В.В. Население Восточной Сибири (современная динамика и вопросы прогнозирования)/ отв. Ред. В.Б. Сочава. - Новосибирск: Наука, 1977.
Дулов А. В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска / А. В. Дулов. – Иркутск : Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1983. – 32 с. : ил.
Дулов А. В. Улицам Иркутска – исторические названия. – Иркутск: Оттиск, 2009. – 60 с. : ил.
История индустриального развития Иркутской области (1926-1975) : сб. док. / под общ. ред. З.Т. Тагарова. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
История коллективизации сельского хозяйства в Восточной Сибири (1927-1937 гг.): Документы и материалы./Под ред. А.П. Косых. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1979.
Кузнецов И.И. Золотые звезды иркутян. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982.
Куксанова Н.В. Социально-бытовое развитие городов Сибири в 1960-1970-е гг. – Новосибирск: Наука, 1994.
Окладников А.П. Петроглифы Байкала: памятники древней культуры народов Байкала. – Новосибирск: Наука, 1974. – 125с
Даринский А. В. Краеведение. М. 1987г.
Янко М. Д. Краеведение. М. 1991г.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11кл. М. 2006г. с.368.
Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. «Март» 2004г. с.352.
Исторический атлас. Иркутская область. /Авт.-сост. З.И. Рабецкая. – М.: ДИК, 2000. – 48 с.
Кузнецов И.И. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985.
Свидетели войны: сборник очерков. – Иркутск: ВостСибкнига, 2010. – 160 с. 48. Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. Лагерное прошлое Тайшета: Учебное пособие. – Тайшет, 1999.
Сквозь годы боевые : воспоминания иркутян – участников Великой Отечественной / сост. А. А. Казаковцев, С. В. Калинина, В. А. Карпов. – Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд – во, 2000. – 480 с. : ил.
Шаганский М.Е. Ангарск: годы, люди. – Иркутск, 1982. – 184с76.
Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. М. 1997г. с. 246.
Журналы «Начальная школа» 2007г. №4 с. 11-12; 1999г. №1 с.96 – 100; 2009г. №6 с.78 – 81.
Археологические памятники Иркутска [Электронный ресурс] : научно-популярный фильм. Фильм 2-й / В.Алтухов; реж. А. Тушков; текст читает А. Братенков. – Иркутск: Иркутский научно-просветительский центр, 2009. – DVD-ROM, 45 мин. – (Древняя история Прибайкалья).
Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области. – Иркутск, 2010
Бердникова Н.Е. и др. Указатель археологических памятников Иркутской области: Материалы к своду памятников истории и культуры. Усольский район. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991
Жукова Л. С чего начинается Родина? М. 2000г. с. 321.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 1999г.
Путешествие в сети интернет https://www.google.ru/maps/@52.4935168,103.8336,13z
Юньев И. С. Беседы о краеведении. «Знание». 1966г.
Приложение
Ангарск- мой город.
1: Начало строительства: 15 октября 1945 года прибыл первый десант строителей. Его возглавлял Николай Иванович Плаксин. На том месте, где сейчас находится 18 квартал, начали строить первые землянки.
А весной 1946 года стали возводить посёлок с весенним названием – Майск.
2. Условия, в которых молодые строители осваивали глухую тайгу, были приближены к военно-полевым. Первые ангарчане жили во времянках, у них не было транспорта, который доставлял бы их на работу, к тому же и зимы тогда у нас были очень морозными.
3. Сейчас в Ангарске сохранилась одна из первых юрт, привезенных из Финляндии. Она была построена в пойме Китоя.
4. Дата рождения города Ангарска :30 мая 1951 года Ангарску был присвоен статус города.
5.: Чтобы ускорить строительство, впервые в условиях Сибири, благодаря инженерной смелости одного из первостроителей города Роберта Зурабова, решено было не прерывать строительный процесс даже в зимние морозы, не жалея сил и средств. Домостроители получали лучшую по тем временам современную технику: транспортеры, скороподъемники, несколько башенных кранов. В городе открылось ремесленное училище, да и на рабочих местах шло обучение.
6. Назовите фамилию одного из первостроителей Ангарска. Ответ: Роберт Зурабов.
7. Почему Ангарск называют «Город, рождённый победой»? Ответ: Первый десант прибыл в 1945, в строительстве участвовало много фронтовиков.
8. Сколько Ангарску лет исполнится в 2018 году? Ответ: 67 лет.
9. В Ангарске есть музей, известный во всем мире. Назовите его. Музей часов. Основатель Павел Васильевич Курдюков. С его личной коллекции началась история Музея часов.
10. Как первостроители назвали первую улицу нашего города?
Ответ: Это улица Октябрьская. Короткая, ее протяженность всего 1485 метров, но очень красивая и уютная. Название от того, что в октябре на этом месте высадился десант.
11. Почему очень часто Ангарск называют «младшим братом города на Неве, Санкт-Петербурга?
Ответ: Ангарск построен по проекту ленинградских архитекторов. Поэтому дома и улицы, особенно в старой части города напоминают Ленинград.
12. Как в 50-х годах прошлого века называлась улица, ныне носящая название проспект К. Маркса?
Ответ: Улица Сталина.
13. Назовите фамилию единственной женщины ангарчанки, удостоенной звания Героя Социалистического труда. Где и кем она работала?
Ответ: Ольга Яковлевна Потапова, бригадир бригады отделочников АУС.
14.Кто из ангарчан был участником Парада Победы в Москве?
Косоплечев Владимир Павлович, Телеляев Алексей Леонтьевич
15. Кто из ангарчан учавствовал в расследовании злодеяний фашистов в г. Краснодоне во время Великой Отечественной Войны?
Пурас Иван Никитович
кто создал Музей Победы?
Пурас Иван Никитович
16.В каком году открылся Музей Победы в сегодняшнем здании?
1 сентября 1990 года.
17. Кто были первыми искателями и собирателями экспонатов Музея Победы?
Школьники города Ангарска.
18. Что, из себя представляла ёлка 1949-1951г.г. и чем она отличалась от современной елки?
Наряжали сосну, игрушки делали из газет, вешали мандарины, яблоки, сушки. На верхушке обязательно звезда.
19. Какая улица в Ангарске искривлённая?
Улица Московская, искривлена так, как повторяет старый Московский тракт. По Московскому тракту вели декабристов и других политических заключённых в ссылку в Сибирь. На этой улице стоит памятник Политкаторжанам. Архитектор Оречкин.
20. Как называется главная площадь нашего города и что там находится?
Площадь Ленина. Находится: здание мерии, д/к Нефтехимик, комерческий банк с городскими курантами.
21. Кто был первым почётным гражданином г. Ангарска?
Файзулин Суфьян Гизетович.
22.Сколько почётных граждан в нашем городе (назовите, кого знаете)?
Васильева Ксения Фёдоровна, Носоченко Тамара Михайловна, Файзулин Суфьян Гизетович, Кравченко Антонина Ивановна и др
23. Какая река дала название нашему городу?
Ангара.
24. Почему под строительство комбината, была выработана эта площадка?
Выгодная географическая площадка. 2 реки, между ними ж/дорога.
25. Самая длинная улица г. Ангарска?
Ул. Карла Маркса.
26. Как называется «жильё №1» в Ангарске и что оно из себя представляло?
Землянка. Сначала рыли котлован, стены выкладывали брёвна, наверх земля (внутри: по бокам норы, посередине большой стол с лавками по обеим сторонам и 2 печки-буржуйки).
27. Как называлось «жильё №2» в Ангарске и что оно из себя представляло?
Юрта. Сборный щитовой домик круглой формы с конусообразной крышей. По количеству труб на крыше можно было узнать, сколько в юрте живёт семей.
28. Первая учительница города Ангарска?
Кравченко Антонина Ивановна
29. сколько улиц в Ангарске? 216
30. Скоько улиц в Ангарске носят фамилию наших земляков?
14 улиц, Файзулина, Зурабова, Ярополова, Алешина, и др.
Иркутская область
Иркутская область была основана 26 сентября 1937 года. Иркутская область расположена в Восточной Сибири и занимает территорию 775 тысяч квадратных километров. Население - 2 миллиона 507 тысяч человек на 2012 год. Коренное население - русские, буряты, эвенки, тофалары.
На территории Иркутской области много полезных ископаемых: нефть, газ, золото, уголь, мрамор, гипс, тальк.
В состав Иркутской области входит 22 города: Иркутск, Ангарск, Шелехов, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Саянск, Зима, Байкальск, Свирск и другие.
Самые крупные промышленные центры - это Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Саянск.
Иркутск. Город был основан в 1661 году на месте острога. В 1686 году ему был присвоен статус города, а в 1690 году Иркутску были пожалованы герб и печать. На серебряном щите герба был изображён бабр - разновидность тигра - жёлтого цвета с чёрными полосами, который держал во рту соболя.
Сейчас Иркутск - крупный промышленный, торговый, научный и культурный центр.В Иркутске много памятников истории, музеи, театры, скверы, фонтаны.
Ангарск
Ангарск - город химиков, крупный промышленный центр. Город возник со строительством нефтехимического комбината в 1951 году. В Ангарске есть крупный мясокомбинат, хлебозавод, молокозавод. Большая достопримечательность Ангарска - музей часов.
1. В каком году был основан город Иркутск?
1661
1721
1577
2. На берегах какой реки расположен Иркутск?
Ангара
Иркут
Ихэ-Ухгунь
3. Как называют жителей Иркутска?
Иркутцы
Иркутяне
Иркуты
4. Какого животного нет на гербе Иркутска?
«Бабр»
Соболь
Медведь
5. Сколько в 1905 году стоило проехать на извозчике по городу?
25 копеек днем, ночью - 45 копеек
25 копеек днем, ночью - 90 копеек
80 копеек и днем, и ночью
6. На чем были вынуждены передвигаться жители Иркутска по улицам города 16 - 17 июня 1883 года?
На лодках
На велосипедах
На коньках
7. В каком году в Иркутске впервые появился асфальтовый тротуар?
1899
1907
1939
8. Какой самый популярный вид спорта в Иркутске?
Волейбол
Хоккей с мячом
Теннис
9. Кто из известных музыкантов родился в Иркутске?
Денис Мацуев
Юрий Башмет
Владимир Спиваков
10. Кто из известных политиков не посещал Иркутск в советское время?
Фидель Кастро
Маргарет Тэтчер
К конкурсу “Этимология названий населенных пунктов Иркутской области”
• Объясните этимологию следующих названий:
• “Тулун” – (“мешок” – город расположен в большой излучине реки Ия)
• “Тайшет” – (по кетски “тай” – холодный, “шет” – река)
• “Зима” – (бурятский язык, “зэмэ” – вина, проступок)
• “Киренск” – ( приток реки Лены, по эвенкийски “кири” – грязь, грязный.
• “Бодайбо” – (происхождение слова объясняют, связывая с прошлой старательской мольбой: “Подай бог”, “Бодай ее(землю, не приносящую удачу).
3 номинация: “Сибири славные имена” (использование электронной презентации, видеофрагментов, звуковых файлов, фотографий). Командам было предложено 6 тем с названиями:
“Снимается кино…” – портреты М. Яковлевой, В Венгера, Л. Гайдая, видеофрагмент кинофильма “Иван Васильевич меняет профессию”
“Судьбы, опаленные войной” – портреты С. Погодаева, М. Баркова, А. Шаманского, А. Белобородова
“Золотое перо” – портреты Е Евтушенко, А. Вампилова, Г Михасенко, В. Распутина
“Historia – magistra” – портреты А. Окладникова, М. Герасимова, С. Коваля, Н. Щербакова
“Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена” – А. Хомич, А Зубков, А. Демченко, О. Костиной
“С нас почти исторический пишут портрет” – портреты Ф. Юсфина, А. Гиндина, И. Наймушина, Б Гайнуллина
Учащиеся определяют чей портрет, почему данная личность вошла в историю нашего края.
4 номинация: “Литературное наследие” Были предложены четыре звуковых файла с голосами преподавателей русского языка и литературы, читающих отрывки из произведений сибирских писателей и поэтов, наших земляков: В Распутин “Уроки французского”, А. Вампилов “Старший сын”, Г. Михасенко “Милый Эп”, Е. Евтушенко
“Братская ГЭС”.
5 номинация: “Судьбы, застывшие в камне”. Участникам были предложены памятники, посвященные людям, чьи судьбы связаны с Иркутской областью.
А.В. Колчак
С.Б Погодаеву
А. Вампилову
И.И. Наймушину
А.П Белобородову
Александру III
Учащиеся должны были ответить: кому посвящен памятник, его местоположение, автор проекта, история создания
Вариант I
Самый малочисленный народ Приангарья называется:
буряты;
тофалары;
русские
эвенки.
Какому народа принадлежит жилище на фотографии?
тофаларам;
курыканам;
эвенкам;
бурятам.
Исчезнувшая племенная общность, обитавшая в низовьях Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховьях реки Лены называлась:
курыканы;
тофалары;
эвенки;
буряты.
Строительство какого острога имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири?
Иркутского;
Илимского;
Енисейского;
Верхнеленского.
Братский острожек был поставлен:
ЯковымПохабовым;
Распутой Потаповым;
Максимом Перфильевым;
Протопопом Аввакумом.
Первым «охочим человеком до пашни» в Братском остроге был:
Максим Перфильев;
Распута Потапов;
Протопоп Аввакум;
Яков Похабов;
Иркутский острог был заложен в:
1620 г;
1661 г.;
1672 г.;
1682 г.
Как называют пушнину - одну из самых значимых видов дани?
драгоценность;
соболиный мех;
мягкое золото;
ясак.
Объясните этимологию названия «Тулун»:
вина, проступок;
холодный;
грязь;
мешок.
В 1710 году в Прибайкалье проживало:
10 тыс. человек;
40 тыс. человек;
102 тыс человек;
247 тыс. человек.
За открытие месторождения какого полезного ископаемого геологи получили Государственную премию?
магнезит;
лазурит;
нефрит;
флюорит.
Губернатором Иркутской губернии был:
Зимин Н.Н.;
Дагуров Г.В.;
Толстой А.И.;
Нагель Л.Т.
Кто из иркутских губернаторов возглавил экспедицию по Амуру, подписал Айгунский договор о границах с Китаем?
Муравьёв-Амурский Н.Н.;
Селифонтов И.О.;
Пестеле И.Б.;
Корсаков М.С.
Какого немецкого ученого в 1716 году Пётр I пригласил в Россию для изучения «всех трёх царств естества» Сибири.
Мессершмидт Д..;
Миллер Г.;
Гмелин И.;
Розен Г.
Кого из иркутских купцов-путешественников называли «Российским Колумбом»?
Шелехова Г.И.;
Никитин А.;
Сибиряков М.В.;
Шастин А.И.
Чей дом был внесен в список мирового охраняемого наследия?
городского головы В.П. Сукачева;
купцаА.И. Шастина;
князя С. Г. Волконского;
князя С. П. Трубецкого.
Притоком какой реки является Витим?
Лены;
Ангары;
Чары;
Б. Чуи.
Расстрел Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака был произведенв:
1917 г.;
1918 г.;
1919 г.;
1920 г.
Центр, получивший статус города после Великой отечественной войны:
Слюдянка;
Шелехов;
Бодайбо;
Тулун.
Первым промышленным предприятием на территории области был:
Тальцинский стекольный завод;
Николаевский железнодорожный завод;
Усть-Кутский солеваренный завод;
Тельминская суконная фабрика.
22. Месторождение золота Сухой Лог расположено в районе:
1) Нижнеудинском;
2) Казачинско-Ленском;
3) Бодайбинском;
4) Мамско-Чуйском.
23. За сколько лет был построен Транссиб?
1) за 10 лет;
2) за 15 лет;
3) за 20 лет;
4) за 25 лет.
Вариант II
Какому народа принадлежит жилище на фотографии?
тофаларам;
курыканам;
эвенкам;
бурятам.
Место расселения тофаларов:
о. Ольхон;
берег р. Ангара;
Нижнеудинский р-он;
Верхнеленский р-он;
5. Братский острожек был установлен в:
1) 1620;
2) 1631;
3) 1685;
4) 1686.
6. Иркутский острог основал:
1) Максим Перфильев;
2)Распута Потапов;
3) Протопоп Аввакум;
4) Яков Похабов.
7. Когда Иркутскому острогу присвоен статус города?
1) в 1631 г.;
2) в 1620 г.;
3) в 1685 г.;
4) в 1686 г.
8. Какой товар везли из Китая через Байкал?
1) чай;
2) кофе;
3) кукурузу;
4) табак.
9. Объясните этимологию названия «Киренск»:
1) мешок;
2) холодный;
3) вина, проступок;
4) грязь.
11. Крупные запасы соли находятся в районе:
1) Братском;
2) Катангском;
3) Бодайбинском;
4) Усольском.
12. Идея создания навигационных школ на востоке России принадлежала:
1) Лагу Л.;
2) Берингу В.;
3) Татаринову М.;
4) Пестелю И.
13. Когда в Иркутске был создан Сибирский отдел Русского географического общества?
1) в 1851 г.;
2) в 1861 г.;
3) в 1871 г.;
4) в 1881 г.
14. Первым губернатором Иркутской губернии в 1764 г. стал:
1) Карл Львович фон Фрауендорф;
2) Адам Иванович Бриль;
3) Иван Варфоломеевич Якоби;
4) Иван Богданович Цейдлер.
15. Сибирский просветитель и издатель в начале XX века:
1) Макушин П.;
2) Кузнец Д.;
3) Никитин И.;
4) Колчак А.
16. Кому принадлежала усадьба?
Сукачеву В.П.;
Волконскому С.Г.;
Трубецкому С.П.;
Шастину А.И.
На западе с Иркутской областью граничат:
Красноярский край, республика Бурятия;
Красноярский край, республика Тува;
Красноярский край, республика Якутия;
Красноярский край, республика Хакасия.
Иркутская область в современных границах образована:
15 августа 1920 г.;
15 ноября 1928 г.;
26 сентября 1937 г.;
26 октября 1948 г.
Самый крупный район по площади и самый маленький по численности населения::
Мамско-Чуйский;
Бодайбинский;
Нижнеудинский;
Катангский.
Какая отрасль промышленности объединяет города: Зима, Усолье-Сибирское, Ангарск?
деревообрабатывающая;
химическая;
судостроение;
микробиологическая.
Укажите наибольшее по площади водохранилище:
Мамаканское;
Братское;
Иркутское;
Усть-Илимское.
Когда был построен Транссиб?
в 1900 г.;
в 1905 г.;
в 1915 г.;
в 1920 г.
Имя какого знаменитого писателя носит Иркутский театр юного зрителя?
Седых К.;
Маркова Г.;
Распутина В.;
Вампилова А.
.
Вариант III
3. Место расселения тофаларов:
1) о. Ольхон;
2) берег р. Ангара;
3) Нижнеудинский р-он;
4) Верхнеленский р-он;
4. Строительство какого острога имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири?
1) Иркутского;
2) Илимского;
3) Енисейского;
4) Верхнеленского.
5. Братский острожек был установленв:
1) 1620;
2) 1631;
3) 1685;
4) 1686.
6. Первым «охочим человеком до пашни» в Братском остроге был:
1) Максим Перфильев;
2) Распута Потапов;
3) Протопоп Аввакум;
4) Яков Похабов;
7. Когда Иркутскому острогу присвоен статус города?
1) в 1631 г.;
2) в 1620 г.;
3) в 1685 г.;
4) в 1686 г.
8. Как называют пушнину - одну из самых значимых видов дани?
1) драгоценность;
2) соболиный мех;
3) мягкое золото;
4) ясак.
9. Объясните этимологию названия «Киренск»:
1) мешок;
2) холодный;
3) вина, проступок;
4) грязь.
11. Крупные запасы соли находятся в районе:
1) Братском;
2) Катангском;
3) Бодайбинском;
4) Усольском.
12. Губернатором Иркутской губернии был:
1) Зимин Н.Н.;
2) Дагуров Г.В.;
3) Толстой А.И.;
4) Нагель Л.Т.
13. Когда в Иркутске был создан Сибирский отдел Русского географического общества?
1) в 1851 г.;
2) в 1861 г.;
3) в 1871 г.;
4) в 1881 г.
14. Первым губернатором Иркутской губернии в 1764 г. стал:
1) Карл Львович фон Фрауендорф;
2) Адам Иванович Бриль;
3) Иван Варфоломеевич Якоби;
4) Иван Богданович Цейдлер.
15. Кого из иркутских купцов-путешественников называли «Российским Колумбом»?
Шелехова Г.И.;
Никитин А.;
Сибиряков М.В.;
Шастин А.И.
Притоком какой реки является Витим?
Лены;
Ангары;
Чары;
Б. Чуи.
Иркутская область в современных границах образована:
15 августа 1920 г.;
15 ноября 1928 г.;
26 сентября 1937 г.;
26 октября 1948 г.
Центр, получивший статус города после Великой отечественной войны:
Слюдянка;
Шелехов;
Бодайбо;
Тулун.
Какая отрасль промышленности объединяет города: Зима, Усолье-Сибирское, Ангарск?
деревообрабатывающая;
химическая;
судостроение;
микробиологическая.
22. Месторождение золота Сухой Лог расположено в районе:
1) Нижнеудинском;
2) Казачинско-Ленском;
3) Бодайбинском;
4) Мамско-Чуйском.
Когда был построен Транссиб?
в 1900 г.;
в 1905 г.;
в 1915 г.;
в 1920 г.
Имя какого знаменитого писателя носит Иркутский театр юного зрителя?
Седых К.;
Маркова Г.;
Распутина В.;
Вампилова А.
Эталон ответов
Вариант I
Задание №1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|
|
|
|
3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
|
|
|
|
Вариант II
Задание №1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|
|
|
|
1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
|
|
|
|
Вариант III
Задание №1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 1 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|
|
|
|
1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
|
|
|
|
Входная и итоговая диагностика
Методика ПЛ. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.
3-4-е классы
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я люблю читать * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы * я всегда выполняю домашние задание * я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью * я самостоятелен * мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * я берегу землю * я берегу растения * я берегу животных * я берегу природу |
|
|
|
4. Я И ШКОЛА * я выполняю правила для учащихся * я выполняю правила внутришкольной жизни * я добр в отношениях с людьми * я участвую в делах класса и школы * я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен и опрятен * я соблюдаю культуру поведения * я забочусь о здоровье * я умею правильно распределять время учебы и отдыха * у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе
5 - всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 - часто одна среднеарифметическая оценка.
3 - редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок
2 - никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.
Средний балл: 5 – 4,5 - высокий уровень, 4, 4 - 4 хороший уровень,
3, 9 - 2,9 - средний уровень. 2,8 - 2 - низкий уровень.
Байкал
Что такое Байкал?
Байкал- это самое глубокое озеро на земном шаре. Байкал- это самое чистое на земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Байкальская вода воистину живая. В отличие от многих глубоководных озер мира, в которых нижние слои мертвы, так как отравлены сероводородом. В мире больше не сохранилось таких огромных открытых водоемов с пресной водой, пригодных для розлива питьевой воды.
Большинство видов животных и растений, живущих, в озере больше нигде в мире не встречаются.
Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяется учеными в 25 – 30 миллионов лет.
Откуда название – Байкал?
Наиболее известные названия Байкала пришли к нам из глубины веков: ЛАМУ, ТЕНГИС, БЭЙХАЙ, ДАЛАЙ, БАЙГАЛ, БАЙКУЛЬ, БАЙКЕЛЬ. В названии озера, в истории его происхождения открываются судьбы многих сибирских народов, живущих на берегах Байкала.
Раньше жили якуты, они называли озеро «БАЙКЕЛЬ» - богатое озеро. Буряты и монголы называют «БАЙГАЛ – ДАЛАЙ» или «БАЙГАЛ». Слово «БАЙГАЛ» на русском языке означает «стоящий», «существующий», значит слово «БАЙКАЛ» можно перевести как «вечно стоящее море».
Как устроен Байкал?
Вдоль берегов Байкала протянулись высокие обрывистые склоны Приморского, Байкальского хребтов, так же некоторые части озера окружают хребты ХАМАР-ДАБАН, УЛАН-БУРГАСЫ, БАРГУЗИНСКИЙ.
На Байкале насчитывается 6 крупных заливов. Самый большой из них – БАРГУЗИНСКИЙ. Между БАРГУЗИНСКИМ и ЧИВЫРКУЙСКИМ заливами расположен крупный горный массив – полуостров Святой Нос, который несколько тысячелетий назад был островом.
Самый крупный остров на Байкале – ОЛЬХОН, высшая точка ОЛЬХОНА – гора ИЖИМЕЙ.
Почему чиста байкальская вода?
В Байкал впадает более 300 рек и речушек, и из атмосферы в течение года попадает очень много осадков. Чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.
Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки – ЭПИШУРЫ. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле ЭПИШУРЫ остаются загрязняющие вещества.
Какие реки Байкала вы знаете?
СЕЛЕНГА, БАРГУЗИН, ВЕРХНЯЯ АНГАРА, КИЧЕРА, МОЛОКОН.
Какие рыбы обитают в озере Байкал
В озере Байкал обитают ценные промысловые рыбы: сиг, таймень, ленок.
Омуль – деликатесная рыба Байкала. В озере живут 4 вида омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская, посольская. Белый и черный хариус. Белый хариус, на нерест идет в реки ДЖИДА, ХИЛОК, ЧИКОЙ. Живет более 10-12 лет. Длина тела достигает 48 см., масса тела 1-2 кг. Это хищная рыба. Она питается мальками, мелкой рыбкой.
Что такое ГОЛОМЯНКА?
Голомянка – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков.
Какие животные обитают на берегах Байкала?
Байкальский тюлень или нерпа – единственный представитель млекопитающих, обитающий в озере. Байкальская нерпа – крупное животное, достигающее в длину 160 – 170 см., вес 50 – 140 кг.
Баргузинский соболь – «царь дикой пушнины».
Что такое «АРШАН»?
Аршанами называют минеральные источники. Это родники с углекислыми, сероводородными, железистыми водами бьют из земли, они бывают горячими и холодными. Их очень много вокруг Байкала и во многих районах нашей Бурятии. Особенно богаты «живой водой» районы ТУНКИ, ОКИ, КУРУМКАНА, СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКА, БАРГУЗИНА.
Что такое национальный парк или заповедник? Какие парки и заповедники вы знаете на Байкале?
Это охраняемая природная территория. Здесь под особым контролем растения и животные. В национальных парках и заповедниках запрещена любая деятельность человека, доступ людей крайне ограничен. На берегах Байкала создано 3 заповедника и 3 национальных парка. Это:
1.Прибайкальский национальный парк
2.Забайкальский национальный парк
3.Государственный национальный парк «Тункинский»
1.Баргузинский биосферный заповедник
2.Байкало-Ленский заповедник
3.Байкальский государственный заповедник.
Что такое Красная книга?
Заключение – вывод:
5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия.
Это решение начинает новую эпоху в охране озера.
1. Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования.
2. Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.
3.Воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах.
Викторина о Байкале
Правила:
Игра проходит в 4 раунда. В первых трех раундах представлены 6 вопросов, различной тематики и «стоимости». За правильные ответы «стоимости» вопросов суммируются. Во втором раунде полученные командой баллы умножаются на 2, в третьем – на 3. Четвертый раунд – суперигра – разгадывание ребусов. Длительность раунда – 5 минут. За каждый правильный ответ – 30 баллов.
Ход игры:
Отгадайте загадку и вы узнаете, чему посвящена наша викторина:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем? (Байкал)
Уникальность нашего региона определяется наличием на его территории самого глубокого и чистого озера планеты — Байкала.
Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины – все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей.
Объем водной массы составляет 23 тыс. км³, что почти равно объему всех пяти Великих американских озер и составляет 20 % мировых запасов поверхностных пресных вод. Если всю воду, содержащуюся в Байкале (23 615,390 км³), разделить на всех граждан России (141 927 297), то на каждого придется около 166,4 тыс. кубометров воды, что составляет примерно 2773 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая.
Особую ценность составляет качество пресной воды, насыщенной кислородом, с низким содержанием минеральных солей (96,4 мг/л) и органических веществ.
Однако главное богатство Байкальского региона — его животный и растительный мир. Из более чем 2500 видов и разновидностей растений и животных, известных к настоящему времени, две трети являются эндемиками и нигде более в мире не встречаются. Фауна беспозвоночных насчитывает более 5 тыс. видов и до настоящего времени слабо изучена.
1 раунд | |||
стоимость | тема | вопрос | ответ |
40 | Легенда | Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят – орел. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителе. Тотемная птица бурят, по легенде – прародительница 11 бурятских родов, о ее верности в народе сложены старинные песни | лебедь |
60 | Невидимка | Живородящая рыбка, самая многочисленная и глубоководная рыба Байкала. Ее называют рыбкой-невидимкой, потому что ее тело почти полностью состоит из жира, и у нее нет чешуи. Через хвост рыбки можно читать текст книги. В тибетской медицине для заживления ран используют снадобье, приготовленное из ее жира. Варианты Омуль. Голомянка, Таймень Елец | голомянка |
50 | Флора | Дайте название водоросли, которая вместе с другими водорослями может покрыть поверхность воды плотным изумрудным ковром. Осенью превращается в почку, которая тяжелее воды, и погружается на дно водоема на зимовку. Она очищает байкальскую воду от многих вредных веществ, энергично поглощая углекислоту и обильно выделяя кислород. Ее имя соответствует названию жемчужных нитей, украшающих женский головной убор. | ряска |
10 | Лакомство | Самая ценная и любимая ягода сибиряков. Ее название связано с цветом ягод и в переводе означает «красный» | брусника |
30 | Другое | Ее научное название – сосна сибирская. Ее хвоя – темно-зеленая с сизым налетом, хвоинки собраны по 5 штук в пучке. Растет на побережье Байкала, в заповедных зонах. | кедр |
20 | Море | Море, которое расположено в центре Азиатского континента и вытянуто с юго-запада на северо-восток приблизительно между широтами Воронежа и Москвы. | Байкал |
2 раунд | |||
|
|
|
|
10 | Промысел | Самая знаменитая и основная промысловая рыба Байкала. На нерест отправляется только вверх по течению реки. Полагают, что она проникла в озеро Байкал из Северного Ледовитого океана около 20 тыс. лет назад. | омуль |
20 | Безопасность | Единственная неядовитая змея, которая встречается на территории Прибайкалья | уж |
40 | Предания | Реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. После пуска Иркутской ГЭС и затопления водохранилища из воды виднеется лишь небольшая верхушка. Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен. | Шаман-камень |
30 | Драгоценность | Мех этого зверька издревле считался царским, и его шкурку назвали “мягким золотом”. | соболь |
50 | Имена | Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Буряты называют его «Байгал». По преданию кабанских бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал. Что означает слово «Байкал» Большое озеро Теплое озеро Богатое озеро Синее озеро | Байкал – слово тюркоязычного от Бай-Куль, что значит богатое озеро или от монгольского Байкал – богатый огонь.
|
60 | Двойники | Какое озеро является двойником Байкала? Танганьика Хубсугул Иссык-куль Балхаш | Танганьика
|
3 раунд | |||
40 | Любовь | За кого, по легенде, хотел отдать замуж свою дочь Ангару старый Байкал | Иркут |
20 | Богатство | Назовите основное полезное ископаемое озера Байкал | вода |
50 | Цифры | Самая замечательная особенность Байкала – его древность. С какого времени, с какого геологического периода истории Земли ведет свое летоисчисление Славное море?
Назовите возраст Байкала: 500 тыс. лет 1000000 лет 25 млн лет 72 млн лет | 25 млн лет
|
30 | Редкость | Единственный представитель млекопитающих Байкала | Тюлень или нерпа |
10 | Образование | В иркутских школах и ВУЗах существует новый предмет, на котором детям рассказывают о родном крае. | Байкаловедение |
60 | Разрушитель | Имя этого ветра происходит от бурятского "перекат". Этот ветер разрушает все на своем пути: валит деревья, переворачивает суда, сбрасывает домашний скот с берега в море, срывает крыши с домов. Предсказать стихию можно по сгущающимся слоисто–кучевым облакам над Приморским хребтом, вблизи Сарминского ущелья. Обычно от начала концентрации облаков до первого порыва сармы проходит 2–3 часа. Последним предупреждением является открытие "ворот" – появление просвета между вершинами гор и нижней кромкой туч. Иногда заметны клочья облаков, устремляющиеся вниз по горным склонам. Ветер налетает через 15–30 минут. Перед этим на Байкале тихо и спокойно.
| Сарма |
Суперигра |
Герб Иркутска -Герб представлял собой изображение серебряного щита, на фоне которого - бабр, бегущий по зеленому полю с соболем в зубах. Бабр в словарях русского языка 16 в. обозначал королевского тигра. Бабр - олицетворял мудрость, могущество, а соболь - символ богатства Сибири. Бабр (felis pantera) - особое животное. Это - сильный и хищный зверь, живущий, обыкновенно, в жарких странах. Он имеет шкуру светло-желтоватого цвета с черно-бурыми поперечными полосами, с длинным хвостом. Бабр в 16 - 17 вв. забегал в Сибирь из Китая и водился в районе Саянских гор. Этот зверь и был изображен на гербе Иркутска и Иркутской губернии.
В 1878 г. при введении Сенатом гербов губерний произошла путаница в названии бабр - бобр. Зверь на гербе в итоге получился скорее фантастический, не похожий ни на бобра, ни, тем более, на тигра. В 1997 г. «Закон Иркутской области о гербе и флаге» исправил ошибку в наименовании изображенного зверя, но сам зверь так и остался фантазией составителей прошлого века.
Герб Ангарска-Герб города Ангарска представляет прямоугольный щит с закругленными нижними углами и заострением в середине основания; соотношение ширины 7:8. В изумрудном поле щита с лазуревой шиповидной оконечностью золотая фигура бегущей влево от зрителя молодой женщины в развевающихся одеждах. Оконечность пересечена несколькими узкими шиповидными поясами.
Символика герба: изумрудное поле щита (цвет тайги) и лазуревая оконечность с серебряными поясами (вода) свидетельствует, что город построен на берегу реки на месте бушевавшей в прошлом сибирской тайги. Фигура бегущей молодой женщины символизирует героиню народного эпоса Красавицу Ангару, давшею имя городу, являющуюся олицетворением молодости, красоты, силы - качеств, присущих городу. Золотой цвет фигуры - символ богатства, свидетельствует о высоком промышленном потенциале города, достатке и великодушии его жителей.
Города Иркутской области-
Иркутск Железногорск-Илимский
Братск Вихоревка
Ангарск Слюдянка
Усть-Илимск Бодайбо
Усолье-Сибирское Чунский
Черемхово Байкальск
Шелехов Свирск
Усть-Кут Тулун
Киренск Саянск
Нижнеудинск Куйтун
Тайшет Зима Залари
Самый старый город Зима
Памятники Ангарска- В ХХ веке, в год 50-летия Советской власти, в октябре 1967 года в истоке улицы Московской состоялось открытие памятника революционерам, политкаторжанам, декабристам. Так, каждый по-своему, называют его ангарчане. Памятник один, а названий несколько, но все они отражают суть. Анатолий Кузьмич Осауленко, известный ангарский скульптор, автор этого монумента.
В ХХ веке, в 1972 году в Парке Строителей был открыт обелиск в честь награждения Ангарска орденом Трудового Красного знамени и в память о первостроителях. 17-ти метровый обелиск исполнен из бетона. Его автор – ангарский скульптор Анатолий Кузьмич Осауленко.
В ХХ веке, в 1975 году на перекрёстке Московского тракта и улицы Ленина по пути к железнодорожному вокзалу появилась стела «Ангарск – город, рождённый победой» - символ нашего города. Её автор – архитектор Крымский. 17-ти метровое сооружение хорошо просматривается при подъезде к городу со стороны железнодорожного вокзала и Московского тракта.
В апреле 2005 года к великому празднику Дня Победы напротив входа в музей Победы состоялось открытие монумента «Голуби мира». «17 голубей», «Стая голубей» - вот так называют ангарчане этот памятник. Его автор и дизайнерСергей Назаров. Голуби – это удивительные птицы, символизирующие извечное стремление людей к миру и созиданию – основная идея памятника. В народе сложено много легенд, мифов о пернатых вестниках мира с далёких времён до наших дней.
Байкал
Имеет форму полумесяца.
Озеро расположено в гигантской чаше-котловине, окружено на западе скалистыми хребтами, на востоке – пологими сопками. Максимальная глубина озера – 1642 м,.
Байкал – самый значительный по запасам пресной воды резервуар в мире – 23,6 тыс. км куб. Также это озеро является самым древним на Земле. Его возраст по оценкам ученых колеблется в пределах 25-30 млн. лет. Самое удивительное, что берега озера постепенно расходятся, расширяясь со скоростью 2 см в год.
Озеро питают около 350 рек и ручьев (данные не уточнялись с конца 19 века), самые крупные из которых Верхняя Ангара, Селенга- самый большой приток Байкала, Баргузин, Сарма, Снежная и Турка.
Только 1 река вытекает из Байкала – Ангара.
Своей чистотой озеро обязано микроскопическому рачку – байкальской эпишуре. Максимальный размер 1 рачка не более 1,5 мм, они – эндемики, обитают исключительно в водах Байкала. Являются важнейшей составляющей экосистемы озера.
В самом озере обитает более 2600 видов растений и животных, 27 являются эндемиками, т.е. не встречаются больше нигде в мире — нерпа, омуль, голомянка, байкальский осетр, сиг, хариус, желтокрылка и прочие.
Прибрежная зона также чрезвычайно богата разнообразными представителями флоры и фауны – кедр сибирский, ходульные деревья, реликтовые ели, баргузинский соболь, ольхонская полевка, кабарга, азиатский веретенник и многими другими уникальными обитателями. Загадки озера Байкал
Самое, самое…
Байкал – самое • глубокое, • полноводное, • старое, • чистое, • значимое по запасам пресной воды озеро в мире.
Ветер на Байкале дует почти всегда.
Господствующие ветры: северо-западный, часто называемый горной, северо-восточные (баргузин и верховик, он же ангара), юго-западный (култук), юго-восточный (шелонник).
Нерпа Байкальская — она проводит всю жизнь под водой и всплывает лишь на 20 минут чтобы пополниться порцией воздуха. Питается нерпа различной мелкой и средней рыбой, которую с легкостью ловит в озере Байкала. Под водой скорость Байкальской нерпы достигает 20 километров в час.
Беркут — один из самых известных орлов Байкала. Его гнезда находятся практически на всех хребтах, которые находятся возле самого озера. Весит каждая птица около 4 килограмм, а также у них есть большие длинные когти. Их когти бывают величиной до 7 сантиметров, поэтому они с легкостью ловят свою мелкую добычу на лету. Питаются они зайцами, сусликами и змеями.
Лось — один из самых встречающихся наземных животных находящихся рядом с озером. Весят они около 400 киллограмов, а их рост составляет 2,5 метров. У лосей самцов вырастают очень большие и мощные рога. Питаются они травой в летний период времени, а зимой они добывают корни деревьев и побеги.
Сизая чайка — эту птицу очень часто можно увидеть на Байкале и реке Ангара. Крылья у чаек длинные и они за счет этого они могут с легкостью маневрировать и очень долго летать. Также чайки очень любят плавать. Они часто ныряют за своей добычей в воду. Сизые чайки питаются рыбой, яйцами и птенцами мелких птиц, мелкими грызунами и насекомыми.
Северный олень — обитает в различных таежных лесах и практически во всей тундре, а также их часто замечают охотники возле побережья Байкала. Высота оленя составляет 150 сантиметров, а длиной он порядка 2 метров. Масса оленя может превышать до 220 килограмм, поэтому олени настолько сильные, вдобавок им помогают их крупные рога. Зимой их рога опадают, а весной они снова вырастают. Питаются олени лишайниками, побегами кустарников, травой, ягодами и грибами.
В толще воды открытого Байкала обитает два вида голомянок. Голомянки - живородящие рыбки, они не откладывают икру, а выметывают в воду от 1 до 3 тыс. личинок. Это самые многочисленные рыбы Байкала. При весе тела 15-25 г. их общая биомасса составляет около 160 тыс. тонн, т.е. больше, чем биомасса всех остальных рыб вместе взятых. Однако промыслового значения голомянки не имеют, так как не образуют крупных скоплений.
Из 53 видов рыб, обитающих в Байкале, к числу промысловых относятся лишь 15. Однако в гастрономическом отношении (и, соответственно, в промысловом) они наиболее ценны. Это сиг, белый хариус, черный хариус, ленок, таймень, осетр, налим, окунь, щука, сорога (плотва), елец, язь, даватчан, карась.
Главная промысловая рыба Байкала - омуль. По местам обитания и внешним признакам выделены 3 группы омуля: пелагический омуль (воспроизводящийся в р. Селенги и нагуливающийся в поверхностных водах Байкала), прибрежный (нерестующий в реках северной оконечности озера и питающийся в прибрежной зоне) и придонно-глубоководный, нерестующий в малых реках.
Второе место в байкальском рыбном промысле занимает соровая группа рыб - плотва, окунь, щука, елец, язь и карась. Другие промысловые рыбы - хариус, сиг, осетр, ленок в связи с их сравнительной малочисленностью представляет интерес как возможные объекты рыборазведения, а также любительского и спортивного рыболовства.
Эндемики Байкала
Байкальская большеголовая широколобка
Байкальский омуль
Байкальский осетр
Байкальский сиг
Байкальский хариус
Большая красная широколобка
Голомянка
Даватчан
Желтокрылка
Байкальская эпишура
Байкальские губки
Бокоплавы
Олигохеты (малощетинковые черви)
Планарии (плоские черви)
Ручейники
Азиатский бекасовидный веретенник
Дрофа
Орел-могильник
Орлан-белохвост
Чайка (сизая, серебристая)
Черный баклан
Баргузинский соболь
Кабарга
Нерпа
Ольхонская полевка
Флора байкала
Астрагал ольхонский
Большеголовник хамарский (маралий корень)
Борец (аконит) Сукачева
Вика ольхонская (горошек ольхонский)
Кедр сибирский
Копеечник зундукский
Копеечник предбайкальский
Лиственница-долгожитель
Реликтовый ельник на острове