Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №20 имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ гимназии № 20 _______________________И.И.Иванова 01.09.2021 |
М.П.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная химия»
в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах
Составитель: Чикеева С.Ф..
Учитель химии
2021г.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Предмет «Химия» всегда у школьников ассоциируется с химическими опытами, они с нетерпением ждут, когда же будут изучать этот предмет. Но, начиная изучать химию в 8 классе , часто начинают разочаровываться , пропадает интерес к изучению предмета, так как начинается теория, а до опытов еще далеко. И в этом плане учителю может помочь курс внеурочной деятельности, который вводится в 7 классе. Он становится основой для познания окружающего мира. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.
Данная образовательная программа занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия» предназначена для обучающихся 7 класса. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану МОУ гимназии №20.
Количество часов по плану: всего – 34 ч; в неделю – 1 ч;
Цели изучения курса:
Формирование универсальных учебных действий;
Развитие инновационного мышления, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.
Ознакомление с объектами материального мира.
Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса:
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
Научить выполнять простейшие химические опыты по инструкции.
Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Акцентировать практическую направленность преподавания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
в ценностно-ориентационной сфере – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять последовательность действий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Познавательные
владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания, анализировать объекты с целью выделения признаков;
использование различных источников для получения химической информации.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты
умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления»;
знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
умение определять признаки химических реакций;
умения и навыки в проведении химического эксперимента;
умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Содержание курса «Занимательная химия»
Введение (2 ч) Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.
Тема №1 “Химическая лаборатория” (7 ч) Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.Химическая реакция: признаки и условия проведения.
Демонстрация: горение простых веществ, растворение солей, плавление воска, размягчение пластилина в руках.
Задание на дом: описание явлений природы в литературе, живописи, музыке.
Взвешивание и фильтрование. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования. Разделение смесей.
Выпаривание и кристаллизация.
Практические работы:
№1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 «Приемы обращения со спиртовкой»
№3 Признаки и условия химических реакций.
№4 Работа с весами
№5 «Изготовление простейших фильтров из подручных средств».
№6 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.
Тема 2 «Химия и планета Земля»(8 ч)
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Озон. Озоновый слой. Водород. Распространение в природе. Свойства Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.
Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах.
Практическая работа № 7 «Получение кислорода из перекиси водорода»
Тема 3 Химия в быту (13 ч)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. Химия и косметические средства (крема, помада, тушь, силиконовые наполнители). Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия). Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Опыты на кухне.
Практическая работы:
№8. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
№ 9 Выращивание кристаллов соли
Практикум (4ч) Исследование пищевых продуктов: чипсы, мороженное, шоколад.
Примерное тематическое планирование курса «Занимательная химия» 7 класс (34 ч, 1 час в неделю)
№ урока | Наименование раздела и тем. Тема урока | Планируемые сроки прохождения материала | Скорректированные сроки прохождения материала |
Введение (2ч) |
1 | Что изучает химия. | | |
2 | Краткие сведения из истории развития химической науки. | | |
Тема 1 Химическая лаборатория (7ч) |
3 | Правила безопасности в кабинете химии. Оказание первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Практическая работа № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. | | |
4 | Химическая лаборатория. Знакомство с лабораторным оборудованием. | | |
5 | Нагревательные приборы. Устройство спиртовки. Практическая работа №2«Приемы обращения со спиртовкой» | | |
6 | Химическая реакция, признаки и условия протекания. Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций. | | |
7 | Взвешивание. Лабораторные весы. Практическая работа №4«Работа с лабораторными весами | | |
8 | Фильтрование Практическая работа № 5 «Изготовление простейших фильтров из подручных средств». | | |
9 | Выпаривание и кристаллизация. Практическая работа № 6 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли. | | |
Тема 2 «Химия и планета Земля» (8 ч) |
10 | Состав атмосферы. Воздух, его состав. Загрязнение воздуха. | | |
11 | Кислород: распространение в природе, свойства и применение. | | |
12 | Получение кислорода. Практическая работа № 7 «Получение кислорода из перекиси водорода» | | |
13 | Озон: свойства и применение. Озоновый слой. | | |
14 | Водород. Распространение в природе. Свойства. | | |
15 | Углекислый газ: его роль в жизни планеты. Угарный газ. Лабораторный опыт №1 Получение углекислого газа | | |
16 | Состав земной коры. Минералы и горные породы | | |
17 | Природные ресурсы и их переработка. Представление о рудах. | | |
Тема 3 Химия в быту (13 ч) |
18 | Виды бытовых химикатов | | |
19 | Разновидности моющих средств | | |
20 | Спички: от истории изобретения до наших дней. | | |
21 | Бумага | | |
22 | История стеклоделия | | |
23 | Керамика: от истории изобретения до наших дней. История фарфора | | |
24 | Химия и косметические средства | | |
25 | Практическая работа №8 Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | | |
26 | Соли на кухне. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. | | |
27 | Практическая работа № 9 «Выращивание кристаллов» | | |
28 | Пищевая сода, марганцовка: свойства и применение | | |
29 | Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. | | |
30 | Опыты на кухне | | |
Практикум (4 ч) |
31 | Практикум- исследование «Чипсы» | | |
32 | Практикум- исследование «Мороженное» | | |
33 | Практикум -исследование «Шоколад» | | |
34 | Итоговый урок. Подведение итогов. | | |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей
кафедры естественно - научного цикла
от _31.08.2021 №______
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР________________
И.В. Летушова______ Расшифровка подписи
___________________________________дата
10