СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "Химия" у школьников ассоциируется с химическими опытами, они с нетерпеннием ждут, когда же начнут изучать этот предмет. Но, начиная изучать химию в 8 классе, часто разочаровываются,пропадает интерес к изучению предмета, т.к. начинается теория, а до опытов еще далеко. Предлагаемый элективный курс станет основой для познания окружающего мира, познакомит со свойствами веществ,которые находятся у каждого  в  доме. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №20 имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ гимназии № 20


_______________________И.И.Иванова

01.09.2021


М.П.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная химия»

в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах

Составитель: Чикеева С.Ф..

Учитель химии


2021г.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Предмет «Химия» всегда у школьников ассоциируется с химическими опытами, они с нетерпением ждут, когда же будут изучать этот предмет. Но, начиная изучать химию в 8 классе , часто начинают разочаровываться , пропадает интерес к изучению предмета, так как начинается теория, а до опытов еще далеко. И в этом плане учителю может помочь курс внеурочной деятельности, который вводится в 7 классе. Он становится основой для познания окружающего мира. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.

Данная образовательная программа занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия» предназначена для обучающихся 7 класса. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану МОУ гимназии №20.

Количество часов по плану: всего – 34 ч; в неделю – 1 ч;


Цели изучения курса:

Формирование универсальных учебных действий;

  • Развитие инновационного мышления, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

  • Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.

  • Ознакомление с объектами материального мира.

  • Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

  • Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».




Задачи курса:

  • Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

  • Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

  • Научить выполнять простейшие химические опыты по инструкции.

  • Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

  • Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

  • Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

  • Акцентировать практическую направленность преподавания.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  • в ценностно-ориентационной сфере – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • Умение определять последовательность действий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов.

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;


Познавательные

  • владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания, анализировать объекты с целью выделения признаков;

  • использование различных источников для получения химической информации.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • Умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты

  • умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления»;

  • знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

  • знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

  • умение определять признаки химических реакций;

  • умения и навыки в проведении химического эксперимента;

  • умение проводить наблюдение за химическим явлением.















Содержание курса «Занимательная химия»


Введение (2 ч) Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.


Тема №1 “Химическая лаборатория” (7 ч) Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.Химическая реакция: признаки и условия проведения.

Демонстрация: горение простых веществ, растворение солей, плавление воска, размягчение пластилина в руках.

Задание на дом: описание явлений природы в литературе, живописи, музыке.

Взвешивание и фильтрование. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования. Разделение смесей.

Выпаривание и кристаллизация.

Практические работы:

1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.

2 «Приемы обращения со спиртовкой»

3 Признаки и условия химических реакций.

4 Работа с весами

5 «Изготовление простейших фильтров из подручных средств».

6 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.


Тема 2 «Химия и планета Земля»(8 ч)

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Озон. Озоновый слой. Водород. Распространение в природе. Свойства Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах.

Практическая работа № 7 «Получение кислорода из перекиси водорода»



Тема 3 Химия в быту (13 ч)

Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. Химия и косметические средства (крема, помада, тушь, силиконовые наполнители). Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия). Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Опыты на кухне.

Практическая работы:

8. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

9 Выращивание кристаллов соли

Практикум (4ч) Исследование пищевых продуктов: чипсы, мороженное, шоколад.













Примерное тематическое планирование курса «Занимательная химия» 7 класс (34 ч, 1 час в неделю)


№ урока

Наименование раздела и тем. Тема урока


Планируемые сроки прохождения материала

Скорректированные сроки прохождения материала

Введение (2ч)

1

Что изучает химия.



2

Краткие сведения из истории развития химической науки.



Тема 1 Химическая лаборатория (7ч)

3

Правила безопасности в кабинете химии. Оказание первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практическая работа № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.



4

Химическая лаборатория. Знакомство с лабораторным оборудованием.



5

Нагревательные приборы. Устройство спиртовки.

Практическая работа №2«Приемы обращения со спиртовкой»



6

Химическая реакция, признаки и условия протекания.

Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций.



7

Взвешивание. Лабораторные весы.

Практическая работа №4«Работа с лабораторными весами



8

Фильтрование

Практическая работа № 5 «Изготовление простейших фильтров из подручных средств».



9

Выпаривание и кристаллизация.

Практическая работа № 6 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.



Тема 2 «Химия и планета Земля» (8 ч)


10

Состав атмосферы. Воздух, его состав. Загрязнение воздуха.



11

Кислород: распространение в природе, свойства и применение.



12

Получение кислорода.

Практическая работа № 7 «Получение кислорода из перекиси водорода»



13

Озон: свойства и применение. Озоновый слой.



14

Водород. Распространение в природе. Свойства.



15

Углекислый газ: его роль в жизни планеты. Угарный газ.

Лабораторный опыт №1 Получение углекислого газа



16

Состав земной коры. Минералы и горные породы



17

Природные ресурсы и их переработка. Представление о рудах.



Тема 3 Химия в быту (13 ч)

18

Виды бытовых химикатов



19

Разновидности моющих средств



20

Спички: от истории изобретения до наших дней.



21

Бумага



22

История стеклоделия



23

Керамика: от истории изобретения до наших дней. История фарфора



24

Химия и косметические средства



25

Практическая работа №8 Выведение пятен ржавчины, чернил, жира



26

Соли на кухне. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни.



27

Практическая работа № 9 «Выращивание кристаллов»



28

Пищевая сода, марганцовка: свойства и применение



29

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий.



30

Опыты на кухне



Практикум (4 ч)

31

Практикум- исследование «Чипсы»



32

Практикум- исследование «Мороженное»



33

Практикум -исследование «Шоколад»



34

Итоговый урок. Подведение итогов.



СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей

кафедры естественно - научного цикла

от _31.08.2021 №______

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР________________

И.В. Летушова______ Расшифровка подписи

___________________________________дата

10