СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага»»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования»_______

Протокол № ___

от «30»_08_2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Г.Д.Дугаржапова

«30»_08_2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования»

______С.П.Новокрещенных

«30»_08_2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебная бумага»




Класс: 4 класс

Количество часов: 35 (1 час в неделю)

Составитель программы: Комиссарова Дулмажаб Васильевна 1 категория






















г. Улан-Удэ

2020-21 г.



Пояснительная записка.


Цель: развитие творческих способностей обучающихся через работу с бумагой.

Задачи:

  • Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

  • Создавать условия для развития творческой активности детей

  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

  • Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа "Волшебная бумага" вводит ребенка в удивительный мир творчества, конструирование и создание декоративных изделий из бумаги дает возможность ребенку раскрыть свои способности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать, учат детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Бумагопластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.

При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:

Аппликация:

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликации. Всё просто, как в выкладывании мозаики. Основой является — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масляной живописи.

Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.

Оригами — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или простых столовых салфеток.

Квиллинг, (бумагокручение, бумажная филигрань), — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Разнообразие техник бумагопластики позволяет и разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы.



2. Описание места курса внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год на учащихся. Количество часов в учебном году – 35 (1 час в неделю), продолжительность одного занятия 30 минут.


3. Содержание курса внеурочной деятельности.

Введение: правила техники безопасности. История возникновения бумаги. (1 ч)

Тема: «История возникновения бумаги. Правила техники безопасности».

Теория: Знакомство с историей бумаги. Знакомство с историей бумагопластики и оригами. Правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

Тема: «Виды и свойства бумаги» (1 ч)

Теория: Виды бумаги. Свойства бумаги. Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой. Рациональное использовании бумаги.

Практика: Плоскостная аппликация в любой технике. Это необходимо для выявления эстетических и практических навыков, с которыми дети пришли на кружок.


Раздел: Аппликация (6 ч)

Тема: «Аппликации из ладошек» (1 ч)

Теория: Технология изготовления аппликации из ладошек. Рациональное использовании бумаги. Основные правила выполнения коллективной работы.

Практика: Аппликации из ладошек: «Лебедь»

Тема: «Аппликация обрывная» (2 ч)

Теория: История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Законы композиции, цветовидение, гармоничное сочетание цветов, форм, пятен.

Практика: Обрывная аппликация «Осеннее дерево»; Обрывная аппликация «Мое любимое животное».

Тема: «Объемная аппликация» (2 ч)

Теория: Техника выполнения объемной аппликации. Рациональное использовании бумаги. Материалы для выполнения объемной аппликации.

Практика: Объемная аппликация: «Лебедь», Объемная аппликация: «Букет цветов»

Тема: «Аппликация из салфеток» (1 ч)

Теория: Техника выполнения аппликации из салфеток. Законы композиции.

Практика: Аппликация: «Бабочка»




Раздел: Оригами (12 ч)

Тема: «История оригами. Знакомство с техниками оригами» (2 ч)

Теория: История развития техники оригами. Бумага для оригами. Инструменты и материалы. Технологии изготовления оригами. Квадрат – основная фигура оригами. Способы получения квадрата.

Практика: Оригами: «Лиса», «цветок».

Тема: «Базовые формы оригами» (8 ч)

Теория: Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Базовая форма «Треугольник». Базовая форма «Воздушный змей». Базовая форма «Двойной треугольник». Базовая форма «Двойной квадрат».

Практика: Оригами базовая форма «Треугольник»: «Стилизованный цветок», «Лисичка»; Базовая форма «Воздушный змей»: «Сова», «Сказочные птицы»; Базовая форма «Двойной треугольник»: «Бабочка», «Елка»; Базовая форма «Двойной квадрат»: «Розы», «Жаба».

Тема: «Поздравительная открытка» (2 ч)

Теория: Правила оформления композиций и поздравительных открыток.

Практика: Складывание цветов на основе изученных базовых форм (тюльпан). Создание поздравительной открытки.

Раздел: Квиллинг (8 ч)

Тема «История возникновения квиллинга» (2 ч)

Теория: Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Практика: Квиллинг: «Сердце»

Тема «Конструирование из основных форм квиллинга» (6 ч)

Теория: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Практика: Коллективная творческая работа: «Символ класса»

Раздел: Торцевание (3 ч)

Тема «Торцевание. Приемы работы» (3 ч)

Теория: История возникновения техники. Материалы и инструменты. Технология выполнения торцевания.

Практика: Контурное торцевание: «Цветы», Миниатюры на свободную тему.

Раздел: Творческий проект (3 ч)

Тема: «Творческий проект» (3 ч)

Теория: Понятие творческого проекта. Коллективный и индивидуальный проект. Этапы выполнения проекта. Подготовка работы к выставке. Создание портфолио.

Практика: Творческий проект по раннее изученным разделам. Выставка работ.













4. Календарно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Часы

Дата

План

Факт

1

Введение: правила техники безопасности. История возникновения бумаги.

1

сент

сент

2

Виды и свойства бумаги

1

сен

сен

3

Аппликации из ладошек

1

сен

сен

4

Аппликация обрывная «Осеннее дерево»

1

сен

сен

5

Аппликация обрывная «Мое любимое животное»

1

окт

окт

6

Объемная аппликация «Лебедь»

1

окт

окт

7

Обьемная аппликация «Букет цветов»

1

окт

окт

8

Аппликация из салфеток «Бабочка»

1

окт

отк

9

История оригами. Знакомство с техниками оригами

Оригами «Лиса»

1

ноя.

ноя.

10

Оригами «Цветок»

1

ноя.

ноя.

11

Оригами базовая форма «Треугольник»: «Стилизованный цветок»

1

ноя.

ноя.

12

Оригами базовая форма «Треугольник»: «Лисичка»

1

ноя.

ноя.

13

Базовая форма «Воздушный змей»: «Сова»

1

дек

дек

14

Базовая форма «Воздушный змей»: «Сказочные птицы»

1

дек

дек

15

Базовая форма «Двойной треугольник»: «Бабочка»

1

дек

дек

16

Базовая форма «Двойной треугольник»: «Елка»

1

дек

дек

17

Базовая форма «Двойной квадрат»: «Розы»

1

янв

янв

18

Базовая форма «Двойной квадрат»: «Жаба»

1

янв

янв

19

Поздравительная открытка. «Тюльпан»

1

янв

янв

20

Поздравительная открытка. Оформление.

1

фев

фев

21

История возникновения квиллинга

1

фев

фев

22

Квиллинг: «Сердце»

1

фев

фев

23

Конструирование из основных форм квиллинга: «Капля»

1

фев

фев

24

Основная форма: «треугольник»

1

март

март

25

Основная форма: «долька»

1

март

март

26

Основная форма: «квадрат»

1

март

март

27

Основная форма: «прямоугольник»

1

март

март

28

Основная форма: «завитки»

1

март

март

29

Торцевание. Приемы работы.

1

апр

апр

30

Контурное торцевание: «Цветы»,

1

апр

апр

31

Миниатюры на свободную тему

1

апр

апр

32

«Творческий проект»

1

май

май

33

Индивидуальный проект

1

май

май

34

Создание портфолио

1

май

май

35

Фотоотчет работ, подведение.

1

май

май





5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

(личностные, метапредметные, предметые )

Личностные

(воспитательные результаты)

  • проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

  • воспитание чувства ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;

  • развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;

  • развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке;

  • воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.



Метапредметные

Познавательные:

• различать изученные виды бумагопластики, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

• приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

• осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бумагопластике;

• развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

• художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям бумагопластики.

Регулятивные:

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

• учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

• адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

• навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Коммуникативные:

• первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

• сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

• формировать собственное мнение и позицию;



Предметные


• уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

• понимать образную сущность искусства;

• выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

• создавать средствами бумагопластики выразительные образы природы, человека, животного.


6. Учет результатов внеурочной деятельности.

Система  отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

  • Выставки:

 - однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

 - тематические - по итогом изучения разделов, тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.

  • Портфолио

 Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале.


Описание учебно-методического

и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программы по курсу “Волшебная бумага” необходимы следующие условия:

Материалы для занятий:

  • наборы бумаги,

  • цветной картон,

  • салфетки

  • клей ПВА,

  • клей –карандаш,

  • ножницы,

  • карандаш простой,

  • линейка,

  • циркуль,

  • клеенка на парту.

Материально-техническое обеспечение:

1. Персональный компьютер;

2. Принтер;

3. Сканер;

Литература для учителя:

1. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.

2. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 192 с.

3. Тойбнер А. Оригами. Забавные поделки. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2011. – 32 с.

4. Зайцева А. А. Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.

5. Лыкова И. Мастерилка: жил на поляне розовый слон. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 10 с.

6. Лыкова И. Мастерилка: по морям, по волнам. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 10 с.

7. Лыкова И. Мастерилка: …и бумажный попугай. – Кострома: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 10 с

8. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С. С .Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014.


Для учащихся:

1. Н.М. Конышева Чудесная мастерская: Учебник технологии для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век». - 2006г.

2. Н.М.Конышева Секреты мастеров: Учебник по технологии для 4 класса четырехлетней начальной школы. - Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006г.

3. Н.М. Конышева Секреты мастеров: рабочая тетрадь к учебнику по технологии для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 г.

4. Н.М. Конышева Чудесная мастерская: рабочая тетрадь к учебнику по технологии для 2 класса четырехлетней начальной школы Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006 г.

5. Н.М. Конышева Чудесная мастерская: Методические рекомендации к учебнику по технологии. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006г.

6. Н.М. Конышева Секреты мастеров: Методические рекомендации к учебнику по технологии для 4 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006г.


Интернет-ресурсы:

http://metodisty.ru

http://www.uchmet.ru

http://nsportal.ru

http://www.it-n.ru

http://pedsovet.su