Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 29.08.2022г. Руководитель МО _______________ В.М. Гукова | Согласовано зам. директора по ВР ____________________ А.Б. Горбань 30.08.2022 г. | Рекомендовано к утверждению педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2022г. Председатель педсовета __________________ С.И. Пшеничных | Утверждено приказом №55 от 01.09.2022г. Директор школы ______________ С.И. Пшеничных |
Рабочая программа
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Грамотей»
(общеинтеллектуальное направление)
Разработана
учителем начальных классов
1 квалификационной категории
Куркиной Галиной Алексеевной
Класс: 2
Недельная нагрузка: 2 часа
Учебный год: 2022-2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотей» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе:
Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.;
Оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)
Программа предназначена для обучения учащихся 2 класса.
Курс «Грамотей» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Формы работы внеурочной деятельности:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
творческие работы.
Виды внеурочной деятельности. Содержание занятий курса представляет собой введение в миросложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
В водятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Реализация рабочей программы.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2 класс). Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Продолжительность каждого занятия 40 минут. Количество занятий в неделю -2. Количество учебных недель- 34. Таким образом количество часов за год составляет 68 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты освоения.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Грамотей».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения «Секреты орфографии» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Учебно - тематический план
Название раздела, темы, количество часов | № занятия | Тема занятия | Форма проведения | Итоговое занятие по разделу, теме |
Волшебная страна «Фонетика» (16часов) | 1. | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? | Анкетирование. Беседа о красоте и богатстве народной речи. | |
2. | Путешествие в страну Слов. | Конкурс на знание пословиц и поговорок. | |
3. | Путешествие в страну Слов. | Игра «Слова- братья». Игра « Найди лишнее слово» | |
4. | Чудесные превращения слов. | Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения» . | |
5. | Чудесные превращения слов. | Шарады. Рассказ –загадка. | |
6. | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. | Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | |
7. | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. | Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | |
8. | Удивительные звуки. Развитие слухового внимания. | Игры “Невидимые звуки”, “Читай наоборот”. | Тест |
9. | Звонкие и глухие “двойняшки”. | Сказка “Про Ошибку”. Игра “Найди пару”. | |
10. | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются? | Игра – сказка “Пропавшие имена”. | |
11. | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. | Викторина “Интересные буквы и звуки” | |
12. | Грамматическое домино”. | Игры Деда Буквоеда. | |
13. | Шипящие согласные жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн | Правописание орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | |
14. | Шипящие согласные (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн). Обобщение изученного материала. | Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. | |
15. | Технология составление головоломок. | Легкие головоломки. | |
16. | Слог. Перенос слов. Правила переноса. | Игра “Собери слово”. | |
Волшебная страна «Грамматика» (16 часов) | 17. | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | Работа с предложениями по цели высказывания. | |
18. | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | Работа с деформированными предложениями. | |
19. | В гостях у слов- родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. | |
20. | В гостях у слов- родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. | |
21. | В гостях у слов- родственников. | Подбор родственных слов с заданным корнем. | |
22. | В гостях у слов- родственников. | Подбор родственных слов с заданным корнем. | |
23. | В гостях у слов- родственников. | Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. | |
24. | Добрые слова. | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа с текстами на данную тему. | |
25. | Добрые слова. | Игра «Умеете ли вы здороваться?». | |
26. | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | |
27. | Новые слова в русском языке. | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. | |
28. | Новые слова в русском языке. | Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». | |
29. | Встреча с зарубежными друзьями. | Знакомство с заимствованными словами. Игра «Шесть и шесть». | |
30. | Синонимы в русском языке. | Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
31. | Слова - антонимы. | Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. | |
32. | Слова - омонимы. | Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите…». | |
В стране «Слов» (16 часов) | 33. | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. | |
34. | «Грамматическое домино”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). | Игра “Счастливый случай”. | |
35. | Технология составления загадок. | Играем в загадки. | |
36. | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. | Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” | |
37. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | |
38. | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. | Игры «Помоги Незнайке» | |
39. | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | Рассказ – беседа о роли орфографии. | |
40. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | Игра «Мягкий или твёрдый» | |
41. | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) | Игра «Напарник» | |
42. | Существительные – слова с предметным значением. | Сказка «Приключения в стране «Имя Существительное | |
43. | Существительные | Закрепление изученного | |
44. | Прилагательное | Сказка «Приключения в стране «Имя Прилагательное»» | |
45. | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | | |
46. | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | Закрепление изученного | |
47. | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | | |
48. | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | Закрепление изученного | |
В гостях у частей речи (16 часов) | 49. | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. | Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | |
50. | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | | |
51. | Из чего состоят слова? | | |
52. | Из чего состоят слова? | | |
53. | Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | | |
54. | Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | | |
55. | В королевстве ошибок. | Игра «Исправь ошибки». | |
56. | В королевстве ошибок. | Игра « Произноси правильно». | |
57. | В стране Сочинителей. | Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. | |
58. | В стране Сочинителей. | Конкурс загадок в рисунках. | |
59. | Искусство красноречия. | Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы | |
60. | Праздник творчества и игры. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | |
61. | Трудные слова. | Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. | |
62. | Трудные слова. | Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. | |
63. | Трудные слова. | Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | |
64. | Анаграммы и метаграммы. | Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | |
Упражнения для закрепления (4 часа) | 65. | Шарады и логогрифы. | Составление и разгадывание шарад и логогрифов. | |
66. | Откуда пришли наши имена. | Дидактическая игра «Составь имя». | |
67. | Занимательное словообразование. | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | |
68. | Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка. | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | |
Содержание курса программы
Волшебная страна «Фонетика» (16часов). Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (16 часов). Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (16 часов). Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
В гостях у частей речи (16 часов). Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (4 часа). Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
Список литературы
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2017 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2020
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2021 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2017 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2019 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2017 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2019 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2020 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2018 г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 2017 г.