СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету «Химия» «Химия в задачах» для 11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 11 классе на изучение химии в рамках школьной программы выделяется 2 часа в неделю (базовый уровень). По окончании года учащимся предстоит сдавать Единый Государственный экзамен, к которому необходима подготовка. Внеурочный курс по химии «Химия в задачах» нацелен, прежде всего, на подготовку учащихся к ЕГЭ по химии с помощью углубления изучения материала и практических занятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету «Химия» «Химия в задачах» для 11 классов»

Комитет по образованию

Администрация муниципального образования

«Всеволожский муниципальный район»

Ленинградской области

Всеволожский район

ЧОУ «Гимназия «ГРЕЙС»







Приложение

к Программе основного

общего образования











Рабочая программа

по внеурочной деятельности по предмету «Химия»

«Химия в задачах»

для 11 классов

 













2022 -2023 гг.

Пояснительная записка


В 11 классе на изучение химии в рамках школьной программы выделяется 2 часа в неделю (базовый уровень). По окончании года учащимся предстоит сдавать Единый Государственный экзамен, к которому необходима подготовка. Внеурочный курс по химии «Химия в задачах» нацелен, прежде всего, на подготовку учащихся к ЕГЭ по химии с помощью углубления изучения материала и практических занятий. Курс также рассчитан на учащихся, интересующихся химией, но не планирующих сдавать экзамен.


Рабочая программа курса «Химия в задачах» разработана на основе закона РФ «Об образовании», приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)..


Данный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


Цель курса – подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (в том числе части с развёрнутым ответом)


Задачи программы курса:


  • подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;

  • развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;

  • выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

  • подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемые в рамках школьной программы;

  • проводить информационную работу с учащимися;

  • проводить практические занятия для лучшего усвоения учащимися материала курса.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


  • Личностные результаты


  • в ценностно-ориентационной сфере:

  • чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • умение разъяснять на примерах (приводить примеры) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;

  • умение строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

  • в трудовой сфере:

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • планирование и проведение химического эксперимента;

  • использование веществ в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.


  • Метапредметные результаты


  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.


  • Предметные результаты


  • давать определения изученным понятиям «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

  • описывать и различать изученные классы органических и неорганических соединений, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, тип кристаллической решётки вещества; признаки химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронной конфигурации атомов;

  • моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём и массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.


Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществам и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления раствора заданной концентрации.


Выпускник получит возможность научиться:


  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия;

  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.




























Содержание внеурочного курса по химии «Химия в задачах» Особенности ЕГЭ – 1 час

Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.


Общая химия – 10 часов


Химический элемент и химическая связь. Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь». Химическая кинетика. Решение задач по теме: «Химическая кинетика». Теория электролитической диссоциации. Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации». Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». Решение экспериментальных задач.


Неорганическая химия – 10 часов


Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме:

«Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород). Решение задач по теме: «Галогены». Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). Решение задач по теме:

«Подгруппа азота». Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений». Решение экспериментальных задач.

Органическая химия – 10 часов


Теория строения органических соединений. Изомерия. Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкадиены. Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды». Ароматические углеводороды. Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот). Решение задач. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества. Решение экспериментальных задач.


Обобщение и повторение – 2 часа


Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» – решение сложных задач, разбор типичных ошибок. Решение экспериментальных задач.


Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ в зависимости от особенностей работы с учащимися.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Содержание

Практические работы, демонстрации, вид деятельности учащегося

Дата проведения

Особенности ЕГЭ – 1 час

План.

Факт.

1

Особенности подготовки к ЕГЭ

Структура заданий ЕГЭ по химии, кодификатор, спецификация


8.09


Общая химия – 10 часов

15.09


2

Химический элемент.

Периодическая система, положение элементов в ПС, электронное строение атомов, периодичность в изменении свойств атомов, простых и сложных веществ

соответствующих элементов

Решение заданий в формате ЕГЭ

22.09


3

Химическая связь

Ионная, ковалентная полярная и неполярная связь. Металлическая, водородная связь

Сигма и пи-связь, гибридизация электронных орбиталей

Решение заданий в формате ЕГЭ

29.09


4-5

Химическая кинетика

Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость (закон действующих масс, правило Вант Гоффа)

Решение заданий в формате ЕГЭ

06.10

13.10


6

Обратимые реакции. Химическое равновесие

Необратимые и обратимые реакции, химическое равновесие, принцип Ле Шателье, условия смещения химического равновесия (концентрация, давление,

температура)

Решение заданий в формате ЕГЭ

20.10








7-8

Теория электролитической диссоциации

Электролиты, неэлектролиты, РИО

Решение заданий в формате ЕГЭ

27.10

10.11


9-11

Окислительно-восстановительные реакции

Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Метод электронного баланса. Особенности составления уравнений. Типичные окислители и восстановители. Реакции, протекающие при разных условиях

Решение заданий в формате ЕГЭ

17.11

24.11

01.12


Неорганическая химия – 10 часов

13-15

Металлы

Щелочные металлы

Щелочноземельные металлы. Амфотерные металлы


Положение металлов в ПС. Особенности строения атомов, химические свойства металлов главных и побочных подгрупп. Амфотерные металлы, их соединения.

Переходные металлы

Решение заданий в формате ЕГЭ

08.12

15.12

22.12


16

Способы получения металлов

Металлургия: пиро-, гидро-, электро-. Получение металлов восстановлением. Электролиз

Решение заданий в формате ЕГЭ

12.01


17-18

Неметаллы

Положение неметаллов в ПС. Особенности строения атомов, общие химические свойства (восстановительные и

окислительные)

Решение заданий в формате ЕГЭ

19.01

26.01


19

Галогены

Положение галогенов в ПС, изменение свойств в подгруппе. Соединения галогенов.

Способность к реакциям замещения

Решение заданий в формате ЕГЭ

02.02


20

Водород. Подгруппа кислорода.

Положение водорода в ПС, двойственная природа. Химические свойства и способы получения. Кислород и сера как представители VIА группы. Особенности

химических свойств

Решение заданий в формате ЕГЭ

09.02


21

Подгруппа углерода

Углерод и кремний, их соединения, получение и химические свойства.

Решение заданий в формате ЕГЭ

16.02


22

Подгруппа азота

Азот и фосфор, их соединения, получение и химические свойства.

Решение заданий в формате ЕГЭ

02.03


Органическая химия – 10 часов

23

Строение органических соединений

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия, её виды,

гибридизация орбиталей

Решение заданий в формате ЕГЭ

09.03


24

Предельные углеводороды

Общая характеристика углеводородов: особенности главной углеродной цепи,

радикалы, типы связей, общие формулы

Алканы и циклоалканы. Гомологический ряд, химические свойства и способы получения

Решение заданий в формате ЕГЭ

16.03


25-26

Непредельные углеводороды

Алкены и алкины. Гомологический ряд, химические свойства и способы получения

Алкадиены. Гомологический ряд, химические свойства и способы получения

Решение заданий в формате ЕГЭ

23.03

06.04


27

Ароматические углеводороды

Арены. Гомологический ряд бензола, химические свойства и способы получения

Решение заданий в формате ЕГЭ

13.04


28-30

Кислородсодержащие органические соединения

Альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты Гомологический ряд, химические свойства и

способы получения

Простые и сложные эфиры, жиры. Особенности строения, химические свойства. Углеводы. Особенности строения

Химические свойства углеводов


Решение заданий в формате ЕГЭ

20.04

27.04

4.05


31

Азотсодержащие органические соединения

Амины, аминокислоты и белки. Строение, химические свойства и получение.

Решение заданий в формате ЕГЭ

11.05


Обобщение и повторение – 2 часа

32

Решение задач

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического

Вещества.

Решение задач на нахождение массовой доли вещества в растворе или массовой

доли вещества в исходной смеси

Решение заданий в формате ЕГЭ

18.05



33

Диагностическая работа в формате ЕГЭ


Решение варианта в формате ЕГЭ

25.05


Итого 33 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!