СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение школьников к здоровому образу жизни

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности


«БАСКЕТБОЛ»




Количество часов на год: Всего 136 часа.

в неделю: 4 часа.

2021-2022 учебный год

Преподаватель: Капралова Т.А.





















Паспорт

рабочей программы


Тип программы дополнительного образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • программа определяет приоритеты в содержании дополнительного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительного образования;

  • программа является основанием для определения качества реализации дополнительного образования.


Объем учебного времени: 136 часов

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 4 часа в неделю






























Пояснительная записка



Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.


Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.

В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.


Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.


Педагогическая целесообразность 3-летней программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.


Цель:

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.


Задачи:

  1. Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения оревнований;

  • Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;


  1. Развивающие:


- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

  • Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

  • Расширение спортивного кругозора детей.


3. Воспитательные:


- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

  • Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Условия набора.

Программа предназначена для детей 11-14 лет.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Формы организации обучения:


- командная, малыми группами, индивидуальная.


Формы проведения занятий:

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.




Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать

  • Основы знаний о здоровом образе жизни

  • Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране

  • Правила игры в баскетбол

  • Тактические приемы в баскетболе

Уметь

  • Овладеть основными техническими приемами баскетболиста

  • Проводить судейство матча

  • Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр

Развить качества личности

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни

  • Повысить общую и специальную выносливость обучающихся

  • Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе

  • Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Способы проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и городского масштабов.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

Тестирование  проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.

Формы и способы фиксации результатов:


- дневник достижений учащихся;


Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Название темы

Тип подго-

товки

Колличество часов

1

История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

2

2

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

2

3

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

4

Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

2

5

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

6

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

7

Способы ловли мяча.

Техн.

2

8

Личная и общественная гигиена.

Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Теор.

Техн.

2

9

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

10

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

2

11

Техника ведения мяча.

Техн.

2

12

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

2

13

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

2

14

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

15

Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

2

16

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

2

17

Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

18

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

19

Контрольные испытания.

Контр.

2

20

Командные действия в нападении.

Такт.

2

21

Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

2

22

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

2

23

Учебная игра.

Интегр.

2

24

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

25

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

26

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

27

Командные действия в нападении.

Такт.

2

28

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

29

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

2

30

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

31

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

32

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

33

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

34

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

2

35

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

36

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

37

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2


38

Учет в процессе тренировки.

Бросок мяча одной рукой от плеча.


Теор.

Техн.

2

2

39

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2


40

Тактика защиты.

Такт.

2


41

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

2

42

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

43

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

2

44

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

45

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

46

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Техн.

2

47

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

48

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

49

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

50

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

51

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Такт.

2

52

Защитные стойки. Защитные передвижения.

Техн.

2

53

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

2

54

Учебная игра.

Интегр.

2

55

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

2

56

Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

57

Организация командных действий.

Такт.

2

58

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

2

59

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

2

60

Техника овладения мячом.

Техн.

2

61

Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

62

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

2

63

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Такт.

2

64

Учебная игра.

Интегр.

2

65

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

2

66

Учебная игра.

Интегр.

2

67

Учебная игра.

Интегр.

2

68

Итоги прошедшего спортивного года.

Теор.

2

Итог



136 часов






Содержание программы 1-го года обучения:

  • Общие основы баскетбола – 10 часов


- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,

форма игроков.

- Влияние физических упражнений на организм человека.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

баскетболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

- Подведение итогов года.

- Методика тренировки баскетболистов.

- Техническая подготовка баскетболистов.

- Психологическая подготовка баскетболиста.


  • Общая физическая подготовка – 20 часов


- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.


  • Специальная физическая подготовка – 20 часов


- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.


  • Техническая подготовка – 20 часов


- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,

при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,

скорости, высоты отскока.

- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,

с отскоком от щита, в движении.

- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,

с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Обучение технике двух шагов с места, в движении.

- Броски двумя руками от груди с двух шагов.


  • Тактическая подготовка – 20 часов

Нападение

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера.

Защита

- Противодействие получению мяча.

- Противодействие выходу на свободное место.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты.


  • Игровая подготовка – 30 часов


- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.


7. Контрольные и календарные игры – 16 часов

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры.


Ожидаемые результаты 1 года обучения


К концу первого года обучения учащиеся:

- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

- улучшат общую физическую подготовку;

- освоят упражнения СФП;

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

- научатся ловить мяч двумя руками на месте;

- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

- научатся освобождаться для получения мяча;

- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

- будут уметь останавливаться двумя шагами;

- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;

- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на

свободное место;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,

дальние);

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;





Обеспечение программы методической продукцией


1. Дидактические материалы:


- Картотека упражнений по баскетболу.

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.

- Правила игры в баскетбол.

- Правила судейства в баскетболе.

- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.

- Положение о соревнованиях по баскетболу.


  • Методические рекомендации:


- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.

- Инструкции по охране труда.

3. Техническое оснащение занятий

1) щиты с кольцами (2 комплекта);
3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).






Материально-техническое обеспечение.

  • Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.

  • Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители




























Список литературы для педагогов:


  1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.

  2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.

  3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.

  4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.

  5. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.

  6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973

  7. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.

  8. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970.

  9. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.

  10. Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.

  11. Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г

  12. Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.









Список литературы для обучающихся :


  • Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.

  • Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.

  • Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.

  • Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.

  • Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.

  • Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.

  • Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!