РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
«БАСКЕТБОЛ»
Количество часов на год: Всего 136 часа.
в неделю: 4 часа.
2021-2022 учебный год
Преподаватель: Капралова Т.А.
Паспорт
рабочей программы
Тип программы дополнительного образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
программа определяет приоритеты в содержании дополнительного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительного образования;
программа является основанием для определения качества реализации дополнительного образования.
Объем учебного времени: 136 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю
Пояснительная записка
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность 3-летней программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения оревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Условия набора.
Программа предназначена для детей 11-14 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Формы организации обучения:
- командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
Основы знаний о здоровом образе жизни
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране
Правила игры в баскетбол
Тактические приемы в баскетболе
Уметь
Овладеть основными техническими приемами баскетболиста
Проводить судейство матча
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр
Развить качества личности
Воспитать стремление к здоровому образу жизни
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Название темы | Тип подго- товки | Колличество часов |
1 | История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. | Теор. Техн. | 2 |
2 | Техника передвижения приставными шагами. | Техн. | 2 |
3 | Передача мяча двумя руками от груди. | Техн. | 2 |
4 | Единая спортивная классификация. Тактика нападения. | Теор. Такт. | 2 |
5 | Техника передвижения при нападении | Техн. | 2 |
6 | Техника передвижения при нападении | Техн. | 2 |
7 | Способы ловли мяча. | Техн. | 2 |
8 | Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | Теор. Техн. | 2 |
9 | Бросок мяча двумя руками от груди. | Техн. | 2 |
10 | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | Такт | 2 |
11 | Техника ведения мяча. | Техн. | 2 |
12 | Ведение мяча с переводом на другую руку. | Техн. | 2 |
13 | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | Такт. | 2 |
14 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
15 | Ловля двумя руками «низкого мяча». | Техн. | 2 |
16 | Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | Техн. | 2 |
17 | Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
18 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 2 |
19 | Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
20 | Командные действия в нападении. | Такт. | 2 |
21 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | Техн. | 2 |
22 | Многократное выполнение технических приемов. | Интегр. | 2 |
23 | Учебная игра. | Интегр. | 2 |
24 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
25 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 2 |
26 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 2 |
27 | Командные действия в нападении. | Такт. | 2 |
28 | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | 2 |
29 | Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | Такт. | 2 |
30 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
31 | Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | 2 |
32 | Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | 2 |
33 | Бросок мяча одной рукой от плеча. | Техн. | 2 |
34 | Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | Такт. | 2 |
35 | Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
36 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | 2 |
37 | Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | 2 |
38 | Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча. | Теор. Техн. | 2 2 |
39 | Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | 2 |
40 | Тактика защиты. | Такт. | 2 |
41 | Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | Техн. | 2 |
42 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 |
43 | Действия одного защитника против двух нападающих. | Такт. | 2 |
44 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | 2 |
45 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | 2 |
46 | Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | Техн. | 2 |
47 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
48 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 |
49 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | 2 |
50 | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | 2 |
51 | Переключение от действий в нападении к действиям в защите. | Такт. | 2 |
52 | Защитные стойки. Защитные передвижения. | Техн. | 2 |
53 | Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт | 2 |
54 | Учебная игра. | Интегр. | 2 |
55 | Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | Такт. | 2 |
56 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
57 | Организация командных действий. | Такт. | 2 |
58 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 2 |
59 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | Техн. | 2 |
60 | Техника овладения мячом. | Техн. | 2 |
61 | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | Техн. | 2 |
62 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн | 2 |
63 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | Такт. | 2 |
64 | Учебная игра. | Интегр. | 2 |
65 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 2 |
66 | Учебная игра. | Интегр. | 2 |
67 | Учебная игра. | Интегр. | 2 |
68 | Итоги прошедшего спортивного года. | Теор. | 2 |
Итог | | | 136 часов |
Содержание программы 1-го года обучения:
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры – 16 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
К концу первого года обучения учащиеся:
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по баскетболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Правила игры в баскетбол.
- Правила судейства в баскетболе.
- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по баскетболу.
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
- Инструкции по охране труда.
3. Техническое оснащение занятий
1) щиты с кольцами (2 комплекта);
3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).
Материально-техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители
Список литературы для педагогов:
Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.
Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973
Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970.
Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г
Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.
Список литературы для обучающихся :
Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.