Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, основной образовательной программы начального общего образования школы, учебного плана общеобразовательного учреждения на 2022-2023 учебный год, Положения о рабочей программе школы, календарного учебного графика.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с нормами СанПИНа, сориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данная программа направлена на формирование основ здорового образа жизни первоклассника, устойчивых мотивов к занятиям физической культурой.
Программа является авторской, рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» для 4 класса составлена с учётом рабочей программы воспитания МКОУ «Успенская СОШ».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе» (8ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1-2 «Здоровье и здоровый образ жизни»
Тема 3-4 Правила личной гигиены
Тема 5-6 Физическая активность и здоровье
Тема 7-8. Как познать себя (текущий контроль знаний - За круглым столом}
Раздел 2. Питание и здоровье (11ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Тема 1-2. Питание необходимое условие для жизни человека
Тема 3-4. Здоровая пища для всей семьи
Тема 5-6. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Тема 7-8. Секреты здорового питания.
Тема 9. Рацион питания
Тема 10. День здоровья.
Тема 11. «Богатырская силушка». Текущий контроль знаний –КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках ( 14ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1-2. Домашняя аптечка
Тема 3-4. «Мы за здоровый образ жизни»
Тема 5-6. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
Тема 7-8. «Береги зрение с молоду».
Тема 9-10. Как избежать искривления позвоночника
Тема 11-12. Отдых для здоровья
Тема 13-14. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье. Текущий контроль знаний – викторина
Раздел. Я в школе и дома (12ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 1. «Мы здоровьем дорожим - соблюдая свой режим»
Тема 2-3. «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»
Тема 4. Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
Тема 5. Что такое дружба?
Тема 6-7. Как дружить в школе?
Тема 8-9. Мода и школьные будни.
Тема 10-11. Как правильно распределить свое время.
Тема 12. Делу время, потехе час. Текущий контроль знаний - игра викторина
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (8ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Тема 1-2.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
Тема 3-4. Как защитить себя от болезней.
Тема 5. День здоровья «За здоровый образ жизни».
Тема 6. Кукольный спектакль. С. Преображенский «Огородники»
Тема 7-8.«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности. Текущий контроль знаний - конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (8 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Тема 1-2. Размышление о жизненном опыте.
Тема 3-4. Внедренные привычки и их профилактика.
Тема 5-6. Школа и моё настроение.
Тема 7-8.В мире интересного. Текущий контроль знаний – итоговая диагностика.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (7 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1. Я и опасность.
Тема 2-3. Первая помощь при отравлении
Тема 4-5. Первая помощь при травмах.
Тема 6. Подвижные игры.
Тема 7. Чему мы научились и чего достигли.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | К-во часов |
1. | Введение «Вот мы и в школе». | 8 ч. |
2. | Питание и здоровье. | 11 ч. |
3. | Моё здоровье в моих руках. | 14 ч. |
4. | Я в школе и дома. | 12 ч. |
5. | Чтоб забыть про докторов. | 8 ч. |
6. | Я и моё ближайшее окружение. | 8 ч. |
7. | «Вот и стали мы на год взрослей». | 7 ч. |
| Итого | 68 часов |
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | «Здоровье и здоровый образ жизни | 2 | Нет заданий | | |
3-4 | Правила личной гигиены | 2 | Нет заданий | | |
5-6 | Физическая активность и здоровье | 2 | Нет заданий | | |
7-8 | Как познать себя? | 2 | Нет заданий | | |
9-10 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 2 | Нет заданий | | |
11-12 | Здоровая пища для всей семьи | 2 | Нет заданий | | |
13-14 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 2 | Нет заданий | | |
15-16 | Секреты здорового питания. | 2 | Нет заданий | | |
17 | Рацион питания. | 1 | Нет заданий | | |
18 | День здоровья | 1 | Нет заданий | | |
19 | «Богатырская силушка» | 1 | Нет заданий | | |
20-21 | Домашняя аптечка | 2 | Нет заданий | | |
22-23 | «Мы за здоровый образ жизни» | 2 | Нет заданий | | |
24-25 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 2 | Нет заданий | | |
26-27 | «Береги зрение смолоду». | 2 | Нет заданий | | |
28-29 | Отдых для здоровья | 2 | Нет заданий | | |
30-31 | Как избежать искривления позвоночника | 2 | Нет заданий | | |
32-33 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 2 | Нет заданий | | |
34 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | Нет заданий | | |
35-36 | «Класс – не улица, ребята, и запомнить это надо!» | 2 | Нет заданий | | |
37 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 1 | Нет заданий | | |
38 | Что такое дружба? | 1 | Нет заданий | | |
39-40 | Как дружить в школе? | 2 | Нет заданий | | |
41-42 | Мода и школьные будни | 2 | Нет заданий | | |
43-44 | Как правильно распределить свое время | 2 | Нет заданий | | |
45 | Делу время, потехе час. | 1 | Нет заданий | | |
46-47 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 2 | Нет заданий | | |
48-49 | Как защитить себя от болезней | 2 | Нет заданий | | |
50 | День здоровья «За здоровый образ жизни» | 1 | Нет заданий | | |
51 | Кукольный спектакль. С.Преображенский «Огородники» | 1 | Нет заданий | | |
52-53 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 2 | Нет заданий | | |
54-55 | Размышление о жизненном опыте | 2 | Нет заданий | | |
56-57 | Вредные привычки и их профилактика | 2 | Нет заданий | | |
58-59 | Школа и моё настроение | 2 | Нет заданий | | |
60-61 | В мире интересного. | 2 | Нет заданий | | |
62 | Я и опасность. | 1 | Нет заданий | | |
63-64 | Первая помощь при отравлении | 2 | Нет заданий | | |
65-66 | Первая помощь при травмах. | 2 | Нет заданий | | |
67 | Подвижные игры | 1 | Нет заданий | | |
68 | Чему мы научились и чего достигли. | 1 | Нет заданий | | |
| Итого: | 68 | | | |
1