СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практическая физика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практическая физика"»

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Принят на заседании: Утверждаю:

методического совета Директор



От «____» ______________ 20___ г. _________________ \ Ф.И.О.



Протокол № _________________ «____» _______________ 20__ г.

























«Физика в задачах»

























Составил: Карлин Владислав Алексеевич, преподаватель физики















п. Авторемзавод, 2022 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Программа разработана с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.



Цели и задачи

Основными целями курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА», в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, являются:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  3. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

  4. Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  1. Углубление и систематизация знаний учащихся;

  2. Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

  3. Овладение основными методами решения задач.

Программа «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА.» предназначена в качестве курса по выбору ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО направления.

Срок реализации программы 1 год.

Программы курса разработана из расчета общего количества часов в год 68 часов.

Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;

  5. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

В процессе решения задачи ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные

В процессе решения задач осуществляется знакомство с физическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, учатся работать в парах, группах, фронтально.

Познавательные

В предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Предметные результаты:

  1. Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  2. Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  3. Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений;

  4. Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  5. Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  6. Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  7. Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Основная форма организации деятельности – проектная деятельность.

Итоги реализации программы будут представлены на промежуточной защите проектов.

Содержание рабочей программы


п/п

Раздел

Основные изучаемые вопросы

1.

Физическая задача.

Классификация задач

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

2.

Правила и приемы решения физических задач

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

3.

Кинематика, динамика, статика

Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения равномерного движения. Графический и координатный способы решения задач на равномерное движение. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление равноускоренного движения. Графический и координатный способы решения задач на равноускоренное движение. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

4.

Законы сохранения

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике




международных олимпиад. Конструкторские задачи.

5.

Строение и свойства жидкостей и твёрдых

газов,

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания

6.

Основы термодинамики


Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Конструкторские задачи.











п/п

Раздел

Основные изучаемые вопросы

7.

Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Постоянный электрический ток в различных средах.

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

8.

Магнитное поле.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

9.

Электромагнитные колебания и волны.

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

10.

Квантовые свойства.

Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. Качественные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Тематическое планирование курса "ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА" на 2022 – 2023 учебный год

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Физическая задача. Классификация задач.

2

2

Правила и приемы решения физических задач.

2

3

Кинематика, динамика, статика.

11

4

Законы сохранения.

7

5

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых.

6

6

Основы термодинамики.

4

7

Представление проекта.

2

8

Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Постоянный электрический ток в различных средах.

11

9

Магнитное поле.

3

10

Электромагнитные колебания и волны.

12

11

Квантовые свойства.

6

12

Защита проекта.

2

ИТОГО : 68 ЧАСОВ

Календарно-тематическое планирование курса "ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА" на 2022 – 2023 учебный год

п/п

Дата

Тема

Формы организации

Виды деятельности

план

факт

1

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Беседа

Познавательн

ая

деятельность

2

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

3

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

4

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Беседа

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

5

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Практическо

е занятие

6

Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на равномерное движение различными способами (координатный и графический).

Лекция

7

Решение задач на определение средней скорости. Графический способ определения средней скорости.

Практическо е занятие

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

8

Решение задач на определение средней скорости. Графический способ определения средней скорости.

Практическо е занятие

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

9

Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.

Лекция

Познавательн ая

деятельность

10

Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.

Лекция

Познавательн ая

деятельность

11

Координатный метод решения задач по механике.

Беседа

Проблемноценностное общение, проектная

деятельность


12

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

Практическо

е занятие

Проблемноценностное общение, проектная

деятельность

13

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

14

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

15

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

16

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Индивидуал ьная работа

Познавательн ая деятельность

17

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

18

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Лекция

Познавательн

ая деятельность

19

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Лекция

Познавательн

ая деятельность

20

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

21

Задачи на определение работы и мощности.

22

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

23

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

Беседа

Проблемноценностное общение

24

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

Беседа

Проблемноценностное общение

25

Знакомство с примерами решения задач по механике международных олимпиад.

Беседа

Познавательн ая деятельность

26

Знакомство с примерами решения задач по механике международных олимпиад.

Беседа

Познавательн ая деятельность

27

Конструкторские задачи

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

28

Конструкторские задачи

29

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ).

Игра

Познавательн

ая

деятельность, игровая деятельность

30

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ).

Игра

Познавательн

ая

деятельность, игровая деятельность

31

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

32

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния.

33

Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

34

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

35

Количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Игра

Познавательн

ая

деятельность, игровая деятельность

36

Количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Игра

Познавательн

ая

деятельность, игровая деятельность

37

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

Практическо е занятие

Познавательн ая деятельность

38

Задачи на тепловые двигатели.

39

Конструкторские задачи

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

40

Конструкторские задачи

41

Практическая часть: подготовка выступления

Практическо е занятие

Проектная

деятельность

42

Практическая часть: презентация выступления

43

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Беседа

Познавательн ая

деятельность

44

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Беседа

45

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.

Лекция

46

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

47

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

48

Решение задач на описание систем конденсаторов.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

49

Законы последовательного и параллельного соединений.

50

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного

Игра

Познавательн

ая





электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи.


деятельность, игровая деятельность

51

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

52

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

53

Конструкторские задачи

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

54

Конструкторские задачи

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

55

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

56

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

57

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

Беседа

Проблемноценностное общение

58

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

Беседа

Проблемноценностное общение

59

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током. Сила Ампера.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

60

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

61

Решение графических задач на определение силы Ампера и силы Лоренца.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

62

Решение графических задач на определение силы Ампера и силы Лоренца.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

63

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Беседа

Проблемноценностное общение

64

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Беседа

Проблемноценностное общение

65

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

66

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

67

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

68

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

Индивидуал ьная работа

Проблемноценностное общение, проектная деятельность

69

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

Практическо

е занятие

Познавательн ая

деятельность, проектная деятельность

70

Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы.

71

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дисперсия.

Беседа

Проблемноценностное общение

72

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция, поляризация.



73

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

74

Экспериментальные задачи с использованием приборов.

75

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Игра

Познавательн ая

деятельность, игровая деятельность

76

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Игра

Познавательн ая

деятельность, игровая деятельность

77

Конструкторские задачи.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

78

Конструкторские задачи.

79

Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона.

Лекция

Познавательн ая

деятельность

80

Решение задач на характеристики фотона.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

81

Решение задач на характеристики фотона.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

82

Состав атома и ядра. Ядерные реакции.

Решение задач на атомную и ядерную физику.

Лекция

Познавательн ая

деятельность

83

Конструкторские задачи.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

84

Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций.

Практическо

е занятие

Познавательн

ая

деятельность, проектная деятельность

85

Алгоритм решения задач на закон радиоактивного распада.

86

Конструкторские задачи.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

87

Конструкторские задачи.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

88

Конструкторские задачи.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

89

Подготовка выступления.

Индивидуал ьная работа

Проектная

деятельность

90

Защита проекта.

Конференция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!