СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности по спортивно -  оздоровительному направлению "Если хочешь быть здоров" включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление  физического  и психического  здоровья.Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая   познавательному эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых  результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"»

Пояснительная записка


Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.


Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);


Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;спользовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.



























Тематическое планирование за 2 класс по программе

«Если хочешь быть здоров»




Наименование разделов и тем

Всего часов

теоритические

практические

№ п. п.





1

Почему мы болеем?

.


3 ч.




Причина болезни

1 ч.

25 мин

20 мин


Признаки болезни

1 ч.

25мин

20 мин


Как здоровье?

1 ч

25 мин

20мин

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2 ч




Как организм помогает себе сам?

1 ч

20мин

25 мин


Здоровый образ жизни

1 ч

20мин

25 мин

3

Кто нас лечит?

1 ч




Какие врачи нас лечат?

1 ч

25мин

20мин

4

Прививки от болезней

2 ч




Инфекционные болезни

1 ч

25мин

20мин


Прививки от болезней

1 ч

25мин

20мин

5

Что нужно знать о лекарствах

2 ч




Какие лекарства мы выбираем.

Аптечка под ногами

1 ч

20мин

25мин


Домашняя аптечка

1 ч

20мин

25мин

6

Как избежать отравлений

2 ч




Отравление лекарствами

1 ч

25мин

20мин


Пищевые отравления

1 ч

25мин

20мин

7

Безопасность при любой погоде

2 ч

40

50


Если солнечно и жарко

1 ч

20мин

25мин


Если на улице дождь и гроза

1 ч

20мин

25мин

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2 ч




Опасность в нашем доме

1 ч

20мин

25мин


Как вести себя на улице

1 ч.

20мин

25мин

9

Правила безопасного поведения на воде

1 ч




Вода наш друг

1 ч

20мин

25мин

10

Правила общения с огнём

1 ч




Чтобы огонь не причинил вреда

1 ч

20мин

25мин

11

Как уберечься от поражения электрическим током

1 ч




Чем опасен электрический ток?

1 ч

20мин

25мин

12

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов?

1 ч




Травма

1 ч

20мин

25мин

13

Как защититься от насекомых?

1 ч




Укусы насекомых

1 ч

20мин

25мин

14

Предосторожности при обращении с животными

1 ч

20мин

25мин

15

Первая помощь при отравлении жидкостями , пищей, парами, газом

2 ч




Отравление угарным газом

1 ч

20мин

25мин


Ядовитые растения и грибы

1 ч

20мин

25мин

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2 ч




Как помочь себе при тепловом ударе

1 ч

20мин

25мин


Если ты обморозился

1 ч

20мин

25мин

17

Первая помощь при травмах

3 ч




Растяжение связок и вывих костей

1 ч

20мин

25мин


Переломы

1 ч

20мин

25 мин


Если ты ушибся или порезался

1 ч

20мин

25мин

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо, нос.

1 ч

25мин

20мин

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. Укус змеи.

1 ч

20мин

25мин

20

Сегодняшние заботы медицины

3 ч




Расти здоровым

1 ч

20мин

25мин


Воспитай себя

1 ч

20мин

25мин


Я выбираю движение

1 ч

20мин

25мин





























Содержание программы


Почему мы болеем?

ЗУН : Причины болезней, знать от кого зависит здоровье людей

Теория беседа о здоровье, о здоровом образе жизни, о его пользе.

Практика: уметь применять знания на практике

Формы: беседа. викторина

3 ч.

Кто и как предохраняет нас от болезней

ЗУН: Знать что такое адаптация.. как правильно готовить уроки

Теория: беседа по теме

Практика: составить себе режим дня

Формы: беседа, викторина


2 ч

Кто нас лечит?

ЗУН Знать как называются врачи , которые нас лечат

Теория Познакомить с врачами, которые помогают нам сохранить здоровье

Практика: валеологический анализ

Формы: беседа

1 ч

Прививки от болезней

ЗУН: Знать источники заражения инфекционными болезнями, что такое инфекция, какие прививки необходимы

Теория: Познакомить с разнообразием инфекций

Практика :Игра «Полезно, вредно»

Формы: беседа, круглый стол


2 ч

Что нужно знать о лекарствах

ЗУН Знать лекарства, при каких заболеваниях используют

Теория: познакомить с воздействием лекарственных препаратов на организм

Практика Работа со стихотворением

Формы; беседа, игра «Валеологический светофор»

2 ч

Как избежать отравлений

ЗУН О первых признаках отравления , о первой помощи

Теория: познакомить с разновидностями отравлений, оказанием первой помощи пострадавшему.

Практика показать как можно определить срок годности продуктов

Формы: беседа

2 ч

Безопасность при любой погоде

ЗУН : Знать признаки солнечного ожога, уметь оказать первую помощь

Теория : познакомить с с правилами поведения на солнце и в грозу

Практика: наложить холодный компресс, если промочили ноги –что сделать

Формы беседа, круглый стол

2 ч

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

ЗУН : знать какие опасности нас подстерегают и как на них реагировать

Теория: познакомить с правилами безопасного поведения в доме,на улице, транспорте

Практика познакомитьс правилами безопасного поведения в транспорте, на улице. Дома

Формы: беседа

2 ч

Правила безопасного поведения на воде

ЗУН : какие правила поведения на воде существуют

Теория: Как вести себя, когда опасность рядом

Практика работа со стихотворением

Формы: беседа , игра «Валеологический светофор»

1 ч

Правила обращения с огнём

ЗУН: Знать правила поведения при пожаре,читать план эвакуации

Теория: познакомить с причинами возникновения пожаров,с правилами поведения людей в экстремальных ситуациях

Практика: рассмотреть план эвакуации школы

Формы: беседа, игра «Валеологический светофор»

1 ч

Как уберечься от поражения электрическим током

ЗУН: знать чем опасен электрический ток, правила поведения и оказания первой помощи

Теория Чем опасен электрический ток

Практика первая помощь пострадавшему

Формы беседа, игра «Валеологический светофор»

1 ч

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов?

ЗУН; оказание первой медицинской помощи, как защитить себя от травм

Теория: познакомить с различными видами травм

Практика: оказание первой помощи (работа в парах)

Формы: беседа

1 ч

Как защититься от насекомых?

ЗУН: Чем полезны и чем вредны насекомые , признаки аллергических реакций

Теория: познакомить с пользой и вредом от насекомых

Практика: если укусила пчела- как быть первая помощь

Формы: беседа.

1 ч

Предосторожности при обращении с животными

ЗУН : Правила обращения с животными

Теория: познакомить с правилами обращения с животными

Практика: Первая помощь при укусе собаки и др.
Формы: беседа, работа со стихотворением

1 ч

Первая помощь при отравлении жидкостями , пищей, парами, газом

ЗУН: признаки отравления ядовитыми веществами

Теория: познакомить с признаками отравления газом, парами

Практика: попробовать оказать помощь при отравлениях газами, парами

Формы: беседа, разбор ситуаций

2 ч

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

ЗУН Как помочь при тепловом ударе, обморожении

Теория: познакомить с различными видами первой помощи

Практика: как помочь себе в таких случаях

Формы; Беседа, игра, «Полезно- вредно»

2 ч

Первая помощь при травмах

ЗУН: Какие виды травм бывают, признаки растяжения связок, вывиха костей

Теория: какие бывают травмы и первая помощь

Практика: наложение холодного компресса, тугой повязки

Формы: беседа , групповая работа

3 ч

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо, нос.

ЗУН: О первой помощи

Теория: познакомить с правилами поведения при попадании инородного тела

Практика: что делать, если соринка попала в глаз

Формы: беседа, опрос

1 ч

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. Укус змеи.

ЗУН: Оказание первой помощи при укусе змеи, собаки, кошки

Теория: признаки укуса змеи, собаки, кошки.

Практика: наложить стерильную повязку

Формы: беседа, опрос

1 ч

Сегодняшние заботы медицины

ЗУН: правила здорового образа жизни, о неизлечимых болезнях века

Теория: Показать детям, что самое главное иметь силу воли

Практика познакомиться с движениями животных

Формы: беседа, игры

3 ч


34















































Методическое обеспечение


Методическое обеспечение программы основывается на соотношении разных методов и форм занятий, используя при этом :

  1. Наглядные пособия

  2. Практические занятия

  3. Анализ, систематизация полученных знаний, умений и навыков













































 Литература:
 
1.     Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 
2.     Безруких М.М., Филиппова Т.А..  Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. 
3.     Безруких М.М., Филиппова Т.А..  Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
4.     Полезные привычки: Рабочая тетрадь для 2 класса: Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. — М., 2000. — 32 с.: ил. — мягк. обл.
5.     Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28 
6.     Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8 
7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47 
8. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
9. Классому руководителю о формировании классного коллектива и возрастных особенностях подростков и старшеклассников. Барнаул – 2007
10. Ответственные родители / учебно – методическое пособие для учителей средней школы/ Издание первое.- М.: Всероссийская образовательная программа «Мой выбор», 2007-176 с., ил.




















Учебный план



№№

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Форма контроля

1

Почему мы болеем?

3 ч

Викторина

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2 ч

Викторина

3

Кто нас лечит?

1 ч

Круглый стол

4

Прививки от болезней

2 ч

Круглый стол

5

Что нужно знать о лекарствах?

2 ч

викторина

6

Как избежать отравлений?

2 ч

Выполнить рисунки

7

Безопасность при любой погоде

2 ч

Круглый стол

8

Правила безопасного поведения на улице

2 ч

викторина

9

Правила безопасного поведения на воде

1 ч

викторина

10

Правила общения с огнём

1 ч

викторина

11

Как уберечься от поражения электрическим током

1 ч

викторина

12

Как уберечься от порезов. ушибов. переломов?

1 ч

Круглый стол

13

Как защититься от насекомых?

1 ч

Круглый стол

14

Предосторожности при обращении с животными

1 ч

Круглый стол

15

Первая помощь при отравлении жидкостями пищей, парами. газом

1 ч

тест

16

Первая помощь при перегревании, ожогах, при обморожении

2 ч

тест

17

Первая помощь при травмах

3 ч

викторина

18

Первая помощь при попадании инородных тел

1 ч

Круглый стол

19

Первая помощь при укусах

1 ч

викторина

20

Сегодняшние заботы медицины

3 ч

диагностика