Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;спользовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Тематическое планирование за 2 класс по программе
«Если хочешь быть здоров»
| Наименование разделов и тем | Всего часов | теоритические | практические |
№ п. п. | | | | |
1 | Почему мы болеем? . | 3 ч. | | |
| Причина болезни | 1 ч. | 25 мин | 20 мин |
| Признаки болезни | 1 ч. | 25мин | 20 мин |
| Как здоровье? | 1 ч | 25 мин | 20мин |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 ч | | |
| Как организм помогает себе сам? | 1 ч | 20мин | 25 мин |
| Здоровый образ жизни | 1 ч | 20мин | 25 мин |
3 | Кто нас лечит? | 1 ч | | |
| Какие врачи нас лечат? | 1 ч | 25мин | 20мин |
4 | Прививки от болезней | 2 ч | | |
| Инфекционные болезни | 1 ч | 25мин | 20мин |
| Прививки от болезней | 1 ч | 25мин | 20мин |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 ч | | |
| Какие лекарства мы выбираем. Аптечка под ногами | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Домашняя аптечка | 1 ч | 20мин | 25мин |
6 | Как избежать отравлений | 2 ч | | |
| Отравление лекарствами | 1 ч | 25мин | 20мин |
| Пищевые отравления | 1 ч | 25мин | 20мин |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 ч | 40 | 50 |
| Если солнечно и жарко | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Если на улице дождь и гроза | 1 ч | 20мин | 25мин |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 ч | | |
| Опасность в нашем доме | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Как вести себя на улице | 1 ч. | 20мин | 25мин |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 ч | | |
| Вода наш друг | 1 ч | 20мин | 25мин |
10 | Правила общения с огнём | 1 ч | | |
| Чтобы огонь не причинил вреда | 1 ч | 20мин | 25мин |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 ч | | |
| Чем опасен электрический ток? | 1 ч | 20мин | 25мин |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов? | 1 ч | | |
| Травма | 1 ч | 20мин | 25мин |
13 | Как защититься от насекомых? | 1 ч | | |
| Укусы насекомых | 1 ч | 20мин | 25мин |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 ч | 20мин | 25мин |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями , пищей, парами, газом | 2 ч | | |
| Отравление угарным газом | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Ядовитые растения и грибы | 1 ч | 20мин | 25мин |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 ч | | |
| Как помочь себе при тепловом ударе | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Если ты обморозился | 1 ч | 20мин | 25мин |
17 | Первая помощь при травмах | 3 ч | | |
| Растяжение связок и вывих костей | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Переломы | 1 ч | 20мин | 25 мин |
| Если ты ушибся или порезался | 1 ч | 20мин | 25мин |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо, нос. | 1 ч | 25мин | 20мин |
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. Укус змеи. | 1 ч | 20мин | 25мин |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 ч | | |
| Расти здоровым | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Воспитай себя | 1 ч | 20мин | 25мин |
| Я выбираю движение | 1 ч | 20мин | 25мин |
Содержание программы
Почему мы болеем? ЗУН : Причины болезней, знать от кого зависит здоровье людей Теория беседа о здоровье, о здоровом образе жизни, о его пользе. Практика: уметь применять знания на практике Формы: беседа. викторина | 3 ч. |
Кто и как предохраняет нас от болезней ЗУН: Знать что такое адаптация.. как правильно готовить уроки Теория: беседа по теме Практика: составить себе режим дня Формы: беседа, викторина | 2 ч |
Кто нас лечит? ЗУН Знать как называются врачи , которые нас лечат Теория Познакомить с врачами, которые помогают нам сохранить здоровье Практика: валеологический анализ Формы: беседа | 1 ч |
Прививки от болезней ЗУН: Знать источники заражения инфекционными болезнями, что такое инфекция, какие прививки необходимы Теория: Познакомить с разнообразием инфекций Практика :Игра «Полезно, вредно» Формы: беседа, круглый стол | 2 ч |
Что нужно знать о лекарствах ЗУН Знать лекарства, при каких заболеваниях используют Теория: познакомить с воздействием лекарственных препаратов на организм Практика Работа со стихотворением Формы; беседа, игра «Валеологический светофор» | 2 ч |
Как избежать отравлений ЗУН О первых признаках отравления , о первой помощи Теория: познакомить с разновидностями отравлений, оказанием первой помощи пострадавшему. Практика показать как можно определить срок годности продуктов Формы: беседа | 2 ч |
Безопасность при любой погоде ЗУН : Знать признаки солнечного ожога, уметь оказать первую помощь Теория : познакомить с с правилами поведения на солнце и в грозу Практика: наложить холодный компресс, если промочили ноги –что сделать Формы беседа, круглый стол | 2 ч |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте ЗУН : знать какие опасности нас подстерегают и как на них реагировать Теория: познакомить с правилами безопасного поведения в доме,на улице, транспорте Практика познакомитьс правилами безопасного поведения в транспорте, на улице. Дома Формы: беседа | 2 ч |
Правила безопасного поведения на воде ЗУН : какие правила поведения на воде существуют Теория: Как вести себя, когда опасность рядом Практика работа со стихотворением Формы: беседа , игра «Валеологический светофор» | 1 ч |
Правила обращения с огнём ЗУН: Знать правила поведения при пожаре,читать план эвакуации Теория: познакомить с причинами возникновения пожаров,с правилами поведения людей в экстремальных ситуациях Практика: рассмотреть план эвакуации школы Формы: беседа, игра «Валеологический светофор» | 1 ч |
Как уберечься от поражения электрическим током ЗУН: знать чем опасен электрический ток, правила поведения и оказания первой помощи Теория Чем опасен электрический ток Практика первая помощь пострадавшему Формы беседа, игра «Валеологический светофор» | 1 ч |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов? ЗУН; оказание первой медицинской помощи, как защитить себя от травм Теория: познакомить с различными видами травм Практика: оказание первой помощи (работа в парах) Формы: беседа | 1 ч |
Как защититься от насекомых? ЗУН: Чем полезны и чем вредны насекомые , признаки аллергических реакций Теория: познакомить с пользой и вредом от насекомых Практика: если укусила пчела- как быть первая помощь Формы: беседа. | 1 ч |
Предосторожности при обращении с животными ЗУН : Правила обращения с животными Теория: познакомить с правилами обращения с животными Практика: Первая помощь при укусе собаки и др. Формы: беседа, работа со стихотворением | 1 ч |
Первая помощь при отравлении жидкостями , пищей, парами, газом ЗУН: признаки отравления ядовитыми веществами Теория: познакомить с признаками отравления газом, парами Практика: попробовать оказать помощь при отравлениях газами, парами Формы: беседа, разбор ситуаций | 2 ч |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении ЗУН Как помочь при тепловом ударе, обморожении Теория: познакомить с различными видами первой помощи Практика: как помочь себе в таких случаях Формы; Беседа, игра, «Полезно- вредно» | 2 ч |
Первая помощь при травмах ЗУН: Какие виды травм бывают, признаки растяжения связок, вывиха костей Теория: какие бывают травмы и первая помощь Практика: наложение холодного компресса, тугой повязки Формы: беседа , групповая работа | 3 ч |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо, нос. ЗУН: О первой помощи Теория: познакомить с правилами поведения при попадании инородного тела Практика: что делать, если соринка попала в глаз Формы: беседа, опрос | 1 ч |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. Укус змеи. ЗУН: Оказание первой помощи при укусе змеи, собаки, кошки Теория: признаки укуса змеи, собаки, кошки. Практика: наложить стерильную повязку Формы: беседа, опрос | 1 ч |
Сегодняшние заботы медицины ЗУН: правила здорового образа жизни, о неизлечимых болезнях века Теория: Показать детям, что самое главное иметь силу воли Практика познакомиться с движениями животных Формы: беседа, игры | 3 ч |
| 34 |
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы основывается на соотношении разных методов и форм занятий, используя при этом :
Наглядные пособия
Практические занятия
Анализ, систематизация полученных знаний, умений и навыков
Литература:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
4. Полезные привычки: Рабочая тетрадь для 2 класса: Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. — М., 2000. — 32 с.: ил. — мягк. обл.
5. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
6. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
8. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
9. Классому руководителю о формировании классного коллектива и возрастных особенностях подростков и старшеклассников. Барнаул – 2007
10. Ответственные родители / учебно – методическое пособие для учителей средней школы/ Издание первое.- М.: Всероссийская образовательная программа «Мой выбор», 2007-176 с., ил.
Учебный план
№№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | Форма контроля |
1 | Почему мы болеем? | 3 ч | Викторина |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 ч | Викторина |
3 | Кто нас лечит? | 1 ч | Круглый стол |
4 | Прививки от болезней | 2 ч | Круглый стол |
5 | Что нужно знать о лекарствах? | 2 ч | викторина |
6 | Как избежать отравлений? | 2 ч | Выполнить рисунки |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 ч | Круглый стол |
8 | Правила безопасного поведения на улице | 2 ч | викторина |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 ч | викторина |
10 | Правила общения с огнём | 1 ч | викторина |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 ч | викторина |
12 | Как уберечься от порезов. ушибов. переломов? | 1 ч | Круглый стол |
13 | Как защититься от насекомых? | 1 ч | Круглый стол |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 ч | Круглый стол |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями пищей, парами. газом | 1 ч | тест |
16 | Первая помощь при перегревании, ожогах, при обморожении | 2 ч | тест |
17 | Первая помощь при травмах | 3 ч | викторина |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел | 1 ч | Круглый стол |
19 | Первая помощь при укусах | 1 ч | викторина |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 ч | диагностика |