Рабочая программа
по внеурочной деятельности для 5 класса
«Занимательная грамматика»
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: учитель русского языка и литературы Новикова З.М.
Пояснительная записка
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся
возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в
семье, для выявления индивидуальности ребенка.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение
обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного
предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное
внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная
деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных
компетенций.
Отличительная особенность данного курса - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, развитие их интереса к познанию окружающего мира.
Программа ориентирована на учащихся 5 класса, которым интересен процесс познания нового.
Внеурочные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности – 35 ч за учебный год.
Преподавание курса внеурочной деятельности строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса, то есть это развитие устной и письменной речи учащихся, умение систематизировать материал, вести поисковую деятельность. Внеурочные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, привлекать теоретический материал. Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся , развитие их творческого мышления и культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся на базовом уровне. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес к предмету у обучающихся. Включённые в программу задания позволяют повышать образовательный уровень учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, именно поэтому изучение курса «Занимательная грамматика» направлено на достижение следующих целей:
-воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
-осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-осознание эстетической ценности родного языка;
-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
-развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
-развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
-овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса;
-расширение объема используемых в речи грамматических средств;
-совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.
Принципы реализации программы: принцип связи данного курса с уроками русского языка, принцип систематичности в подаче языкового материала, принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся, принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов работы.
Основные технологии:
-технология разноуровневого обучения;
-технология развивающее обучение;
-технология обучения в сотрудничестве;
-коммуникативная технология.
Формы проведения занятий:
-беседа;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, конкурсов, викторин, турниров, проблемных и творческих заданий;
-анализ текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; по составлению творческих работ, кроссвордов, шарад, ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
- место русского языка в современном мире;
- историю русского языка;
- основные лингвистические термины и понятия;
- происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- применять полученные знания на практике;
- вести наблюдения над явлениями языка;
- творчески подходить к изучению русского языка;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться различными словарями;
- делиться опытом по изучению основных тем русского языка.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Могут научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся могут научиться: -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определения понятиям; -классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | Могут быть сформированы следующие способности: -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать проблему;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
- составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить главное и второстепенное в потоке информации;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами Интернет-ресурсов.
Коммуникативные УУД:
- умело владеть письменной и устной формой общения;
- слушать и слышать других,
- принимать иную точку зрения;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Речь и речевое общение. Умение общаться – важная часть культуры человека.
Раздел 2.Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. (Материал усваивается в течение учебного года)
Раздел 3. Текст. Понятие текста, основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи. Их особенности. Структура текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. (Материал усваивается в течение учебного года)
Раздел 4.Функциональные разновидности языка. Основные особенности языка художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора). (Материал усваивается в течение учебного года)
Раздел 5. Общие сведения о языке. Родной язык в жизни человека. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык как один из мировых.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Парные и непарные согласные по звонкости/глухости, по мягкости/твёрдости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Элементы фонетической транскрипции. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль. Особенности ударения в русском языке.
Раздел 7. Графика. Графика как раздел лингвистики. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Прописные и строчные буквы.
Раздел 8. Морфемика и словообразование. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Чередование звуков в морфемах. Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Раздел 9. Лексикология. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова.
Раздел 10. Морфология. Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные. Род, число, падеж, имени существительного. Имя прилагательное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Род, число, падеж, имён прилагательных. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Раздел 11. Синтаксис. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обращениями.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация. Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфография как система правил правописания слов и форм. Орфограмма и орфографическое правило. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных после шипящих и Ц. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Знаки препинания и их функции.
Раздел 13. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет. (Материал усваивается в течение учебного года).
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы занятий | Формы внеурочной деятельности | Виды деятельности | Примеча-ния |
1 | Зачем человеку нужен язык?/ Раскрытие понятий «родной язык», «национальный язык», «государственный язык». Функции языка./. | презентация | проблемно- ценностное общение | |
2 | Кладовая русского языка. /Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение./ | круглый стол | проблемно- ценностное общение | |
3 | О большом любителе разбирать слова. | викторина | познавательная деятельность | |
4 | Слова – родственники. | презентации | познавательная деятельность | |
5 | Зри в корень! Проверяй слова! | диспут | познавательная деятельность | |
6 | Согласные звуки и их «секреты» | практическое занятие с игровыми элементами | познавательная деятельность | |
7 | И согласные бывают непроверяемые. | диспут | познавательная деятельность | |
8 | Шипящие согласные, а рядом с ними гласные. | конкурс | познавательная деятельность | |
9 | Как предлог отличить от приставки. | турнир ребусов | познавательная деятельность | |
10 | Закон сплетения слов. | презентация, мини-лекция | познавательная деятельность | |
11 | Строительные блоки для предложений. | круглый стол. | познавательная деятельность | |
12 | Словосочетание и наша речь. | викторина | проблемно- ценностное общение | |
13 | На чём держится предложение? | анализ текстов | проблемно- ценностное общение | |
14 | Сколько главных членов в предложении? | практическое занятие с игровыми элементами | познавательная деятельность | |
15 | Испытание текста на цельность и прочность. /Тема, основная мысль, структура, микротема текста. Абзац. Особенности различных типов речи. Композиция текста. Языковые средства./ | мини-лекция, беседа | проблемно- ценностное общение | |
16 | Подлежащее – ключевое слово. | круглый стол | познавательная деятельность | |
17 | Семья главных и второстепенных членов. | презентация, мини-лекция | познавательная деятельность | |
18 | Однородные члены – добрые соседи. | выпуск буклетов. | познавательная деятельность | |
19 | Всем нам при общении поможет обращение. | Конкурс на лучшее СМС | познавательная деятельность | |
20 | «Опасный» союз И | конкурс на лучший кроссворд | познавательно-игровая деятельность | |
21 | Фонетический портрет слова. | праздник фонетических шарад | познавательная деятельность | |
22 | Заседание «Клуба знатоков фонетики». | круглый стол | проблемно- ценностное общение | |
23 | Как описать предмет? | практикум | познавательно-игровая деятельность | |
24 | Ищем нужные слова. | практикум | познавательно-игровая деятельность | |
25 | «Визитная карточка» частей речи. | эвристическая беседа | познавательно-игровая деятельность | |
26 | Согласные звуки могут чередоваться. | праздник | познавательная деятельность | |
27 | Это «корни жизни»: -раст-, -ращ-, -рос-! | практикум | познавательная деятельность | |
28 | С Дениской - на карнавал! | Мини-лекция, практикум | проблемно- ценностное общение | |
29 | Сказало существительное: «Я слово удивительное!» | презентация | познавательно- игровая деятельность | |
30 | Урок для грамотеев и эрудитов | конкурс на лучший кроссворд | проблемно- ценностное общение | |
31 | Слова – волшебники. | Мини-лекция, практикум | познавательно- игровая деятельность | |
32 | Задашь вопрос – найдёшь ответ. | практикум | познавательно- игровая деятельность | |
33 | Глагол, он действовать привык! | викторина | познавательно-игровая деятельность | |
34 | Окончание не бывает случайным! | круглый стол | познавательная деятельность | |
35 | Защита проектов | Мини- конференция | проектная деятельность | |