СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам", 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс направлени на развитие математический способностей детей, логического мышления

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам", 1 класс»


Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

 «Юным умницам и умникам»

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 7 лет

 

 

 

 

Составитель: Имигеева Ю.Б., учитель начальных классов

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Юным умницам и умникам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  разработана на основе программы внеурочной деятельности  «Развитие познавательных способностей»  О. Холодовой.
Актуальность программы
 определена следующими факторами:

Программа  представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса третьеклассников как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данная программа имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Программа «Юным умницам и умникам» разработана на основании:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности, при введении ФГОС»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

 

 

Цели и задачи реализации программы:

Цель  реализации программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи реализации программы:

1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юным умницам и умникам» адресована обучающимся 1 класса.

Режим занятий:

Общее число часов в год – 33

Число занятий в неделю -  1

Система отслеживания результатов обучения

1. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Планируемые  результаты освоения курса программы по курсу внеурочной деятельности «Юным умницам и умникам» Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.

- стремление преодолевать возникающие затруднения.

- готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий.

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  в 1 классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 


Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • находить закономерность;

  • классифицировать предметы, слова;

  • определять истинность высказываний;

  • делать выводы, простейшие умозаключения.

  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

  • делать выводы, умозаключения;

  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки

Содержание курса программы внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое  внеурочной деятельности курса «Юным умницам и умникам»

 

 

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

1

1

Выполнение тестовых заданий.

8.09

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие внимания

Выполнение заданий на развитие мышления. Участие в игре.

15.09

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

22.09

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

29.09

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

6.10

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

1

1

Выполнение заданий на развитие воображения

13.10

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

20.10

8

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

27.10

9

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие внимания

10,11

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

17.11

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие памяти.

24.11

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

1,12

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

1

1

Выполнение заданий на развитие воображения

8.12

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

15.12

15

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

22.12

16

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие внимания

29.12

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

12.01

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

19.01

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

26.01

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

1

1

Выполнение заданий на развитие воображения

2.02

21

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

9.02

22

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

11

Выполнение заданий на развитие внимания.

Выполнение заданий на развитие мышления

16.02

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

2.03

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие памяти.

9.03

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления.

Отгадывание изографов, разгадывание ребусов

16.03

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

1

1

Выполнение заданий на развитие воображения

6.04

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

13.04

28

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие внимания

Выполнение заданий на развитие мышления

20.04

29

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

27.04

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

4,05

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

1

1

Выполнение заданий на развитие воображения

11.05

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

Выполнение заданий на развитие мышления

18.05

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

1

1

Выполнение заданий на развитие внимания

Выполнение заданий на развитие мышления

25.05

 

 

 

 

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

1.Технические средства обучения:

-классная доска;

-компьютер.

 -принтер.

 -мультимедийный проектор;

-экран.

  2.  Учебная и справочная литература

1) Программа курса внеурочной деятельности  О. А. Холодова «Юным умникам и умницам».

2) Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7 лет). Методическое пособие для 3 класса.- Москва: РОСТ книга, 2012.

3) Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2018.

 4) Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификациии переподготовки работников образования2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)

3. Цифровые и образовательные реесурсы