Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Нормативно-методическое обеспечение рабочей программы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 02.07.2021)
2. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с дополнениями и изменениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020.
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.)
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6.Письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24 и Минпросвещения России № ГД-1192/03 от 12.08.2020 «Об организации работы общеобразовательных организаций»
7. Рабочая программа воспитания МОУ «1-Засеймская СОШ».
Цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи:
формирование интереса к географии;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы с различными источниками информации (статистическими, картографическими, электронными ресурсами и т. д.),
т. е. формирование универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении России, развитии экономики.
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.
Актуальность курса. На изучение курса отводится 34 часа (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе.
Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.
Формы подведения итогов: программой предусмотрена диагностические работы в конце учебного года (метапредметная викторина).
Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия. Самостоятельная работа, викторина, занятия — презентации.
Программа носит практико-ориентированный характер. Это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.
I. Результаты освоения курса
Личностные результаты.
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран;
Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;
- знать закономерности формирования географической оболочки.
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран.
Учащийся должен уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - определять на карте местоположение географических - понимать смысла собственной действительности. - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.
При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса «Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам
Тема 1. Топографическая карта (8 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (4 часа).
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России .
Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (4 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА).Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА).
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (6 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород(ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.(выполнение заданий ОГЭ № 29).Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.(задание 28 ОГЭ).
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (5 часов).
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Тема 1. Топографическая карта | 8 |
2 | Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. | 4 |
3 | Тема 3. Политико-административная карта России. | 1 |
4 | Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте часовых поясов) | 4 |
5 | Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | 6 |
6 | Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 4 |
7 | Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. | 2 |
8 | Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России». | 5 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | Факт. | Оборудование |
| Тема 1. Топографическая карта | 8 | | | |
1 2 3 4 | Введение.Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие) | | | | Топографическая карта. Атласы. |
5 6 7 8 | Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали Построение профиля рельефа местности.(Практическое занятие). | Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. .(Практическое занятие). | Комплексный анализ содержания топографической карты. | Практическое занятие. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ). | | 4 | | | Топографическая карта. Атласы. |
| Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. | 4 | | | |
9 10 11 | Мы определяем географические координаты (Практическое занятие) Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. | | | | Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл. |
12 | Границы России. Пр. работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. | | | | Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл. |
| Тема 3. Политико-административная карта России. | 1 | | | |
13 | Политико-административная карта России. | | | | Политико-административная карта России. Атласы |
| Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов. | 4 | | | |
14-15 | Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности.(ГИА) | | | | Карта часовых поясов России. |
16-17 | Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА) | | | | Карта часовых поясов России. |
| Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | 6 | | | |
18 | Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». | | | | Физическая карта мира и России. |
19 | Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. | | | | Физическая карта мира и России. Атласы |
20 | Вулканы. Землетрясения. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород.(ОГЭ) | | | | Физическая карта мира и России. Атласы Видеофильм «Вулканы». |
21 22 23 | Острова и полуострова на физической карте мира и России. Моря, заливы и проливы на карте мира и России. | Реки, озера, ледники на карте мира и России | | | | | Физическая карта мира и России. Атласы. |
| Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 4 | | | |
24 25 | Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды. Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ) | 1 | | | Физическая карта мира и России. Атласы. |
26 27 | Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.(выполнение заданий) Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. | 1 | | | Физическая карта мира и России. Атласы. Раздаточный материал |
| Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.Заповедники России. | 2 | | | |
28 29 | Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами ( задание ОГЭ) Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. | 1 | | | Раздаточный материал |
| Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России. | 5 | | | |
30 31 | Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения.Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. | 1 | | | Атласы. Раздаточный материал. |
32 33 | Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. | 1 | | | Атласы. Раздаточный материал. |
34 | Промежуточная аттестация – комплексная работа | 1 | | | Тренировочные варианты ОГЭ |
| ИТОГО | 34 | | | |