МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ "Иволгинское районное управление образования"
МОУ "СОШ Поселья"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО естественно-научного цикла ________________________ Бальчинова Э.Б. [___________ ] от « » мая 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ Поселья» ________________________ Цыдыпова Г.Р. [_______________] от « » мая 2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор «МОУ «СОШ Поселья» ________________________ Ширапов Б.К. [________________] от « » мая 2024 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Прикладная биология»
с использованием оборудования
«Точка роста» для 5-9 классов
Составил: Базарова С.Р. учитель биологии
с. Поселье, 2024
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности по предмету «Прикладная биология» для обучающихся 5-9 классов с использованием оборудования «Точка роста» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (ред. 21.12.2020).
Учебный план МОУ «СОШ Поселья» на 2024-2025 учебный год.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа внеурочной деятельности по предмету «Прикладная биология» для обучающихся 5-9 классов с использованием оборудования «Точка роста» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовку учащихся к участию в олимпиадном движении и конкурсах исследовательских проектов.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-9 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться в последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-9 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную
индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология». Использование оборудования центра «Точка роста» позволяет создать условия:
для расширения содержания школьного биологического образования;
для повышения познавательной активности обучающихся в естественнонаучной области;
-для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
-для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Применяя цифровые лаборатории на внеурочных занятиях биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.
Оборудование:
Микроскоп световой, цифровой
Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)
Мультидатчик по биологии с 5 встроенными датчиками: Датчик влажности, Датчик освещенности, Датчик рН, Датчик температуры от –20 до +140 ⁰С, Датчик температуры окружающей среды от –20 до +40 ⁰С
Цифровая лаборатория по экологии
1 Мультидатчик по экологическому мониторингу с 8 встроенными датчиками: Датчик нитрат-ионов, Датчик хлорид-ионов, Датчик рН, Датчик влажности, Датчик освещенности, Датчик температуры, Датчик электропроводимости, Датчик температуры окружающей среды с диапазоном измерения не уже чем от –20 до +50 ⁰С Отдельные датчики и мультидатчики: Датчик звука от 50 Гц до 8 кГц, Датчик влажности почвы от 0 до 50% , Датчик окиси углерода с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 1000 ppm Мультидатчик оптической плотности и мутности со встроенными датчиками: Датчик оптической плотности 470 нм , Датчик оптической плотности 525 нм, Датчик оптической плотности 630 нм, Датчик мутности растворов от 0 до 200 NTU
Учебная лаборатория по нейротехнологии
Датчик ЭМГ – обеспечивает возможность регистрации сигнала электрической активности мышц (электромиограммы, ЭМГ). Датчик ФПГ – обеспечивает возможность регистрации сигнала фотоплетизмограммы (ФПГ) оптическим путем, за счет изменения отраженного от кровеносных сосудов света, объем которых изменяется под воздействием пульсовой волны. Датчик ЭКГ – обеспечивает возможность регистрации сигнала электрокардиограммы (ЭКГ). Датчик КГР – обеспечивает возможность регистрации сигнала кожногальванической реакции (КГР). Датчик ЭЭГ – обеспечивает возможность регистрации сигнала электрической активности мозга (ЭЭГ). Датчик частоты дыхания – обеспечивает возможность регистрации сигнала колебания грудной клетки (сенсор дыхания); определения частоты дыхания
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно-исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении и конкурсах исследовательских проектов;
формирование основ экологической грамотности. При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
Введение
Инструктаж по работе в кабинете биологии
Тема 1. Мир под микроскопом
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.
Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир. Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркала и револьвер? Устройство микроскопа.
Лабораторная работа №2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.
Тема 2. В мире невидимок.
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.
Лабораторная работа №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.
Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.
Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.
Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.
Проект «Почему скисает молоко?»
Тема 3. В царстве растений.
Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений. Отделы растений.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?
Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.
Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.
Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.
Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.
Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.
Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?
Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.
Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?
Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.
Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.
Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом. Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.
Экскурсия: «Растения зимой» Проект «Цветочные часы»
Тема 4. В царстве грибов.
Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.
Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.
Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.
Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.
Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.
Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом
Практическая работа «Классификация грибов»
класс
Введение.
Инструктаж по работе с применением цифровой лаборатории по предмету «Биология». Основы проектно-исследовательской деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования? Какие существуют методы исследований? Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию?
Тема 1. Декоративное растениеводство
Декоративные растения. Их многообразие. Правила размещения декоративных растений в садах и парках.
Экскурсия «Знакомство с растениями пришкольной территории. Определение жизненных форм»
Практическая работа «Составление каталога растений пришкольного участка»
Проект «Составление схемы (модели) размещения растений на клумбе, в саду, на школьной территории»
Тема 2. Растительная клетка
Особенности строения растительной клетки. Методы изучения клеток растений. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка Практическая работа Использование usb-микроскопа для изучения объектов
Лабораторные работы:
1)Приготовление и изучение препарата клеток чешуи луковицы лука репчатого 2)Строение растительной клетки
3)Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке растений Проект «Изготовление модели растительной клетки»
Тема 3. Ткани растений
Растительные ткани, их виды, свойства и функции.
Лабораторные работы:
1)Изучение покровной ткани растений 2)Изучение проводящей ткани органов растений
Проект «Фитонциды и их влияние на состав воздуха»
Тема 4. Строение и функции органов растения
Вегетативные и генеративные органы растений. Строение и условия прорастания семян. Строение и функции корня. Строение и виды почек. Строение и функции стебля. Внешнее строение листа, виды жилкования. Строение цветка, виды соцветий. Разнообразие плодов. Физиологические процессы растений. Процесс фотосинтеза, условия его прохождения. Транспирация. Половое и вегетативное размножение растений. Охрана первоцветов.
Лабораторные работы:
1)Влияние различных условий среды на прорастание семян 2)Исследование строения корня проростка
Исследование строения почки
Исследование проведения воды растениями с помощью окрашенного раствора
Исследование процесса фотосинтеза (доказательство выделения кислорода при фотосинтезе, доказательства необходимости углекислого газа для фотосинтеза, доказательства образования крахмала на свету)
Испарение воды листьями до и после полива
Исследование строения цветка. Работа с гербариями по определению типа соцветий. 8)Размножение комнатных растений вегетативным способом. Исследование появление и скорость роста корней у лука.
Проекты
Изготовление пособий «Жилкование листьев», «Коллекция сухих плодов», «Виды листовых пластинок», «Виды корневых систем»
Создание схемы обмена веществ у растений
Изготовление динамической модели двойного оплодотворения у покрытосеменных растений
Изготовление листовки «В защиту дикорастущих растений»
Тема 5. Многообразие растительного мира
Особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отделов растений. Строение и размножение зеленых водорослей. Жизненный цикл развития мхов и папоротникообразных. Многообразие голосеменных растений. Основные семейства покрытосеменных растений. Культурные растения. Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений Правила изготовления гербария. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения зеленых водорослей Экскурсии
Голосеменные растения
Изучение видового состава природной зоны Практические работы.
1)Правила работы с определителем растений 2)Изготовление гербария
Проекты:
1)Изготовление модели жизненного цикла мха, папоротника 2)Флористическая миниатюра
Игра-викторина «Центры происхождения культурных растений»
класс
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания.
Тема 2. Условия существования животных
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Лабораторная работа №1 «Внутреннее строение дождевого червя»
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Тема 3. Среды жизни
Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Тема 4. Жилища в жизни животных
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Тема 6. Свет в жизни животных
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Тема 7. Вода в жизни животных
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа №2 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» .
Тема 8. Температура в жизни животных
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лабораторная работа №3 «Движение простейших при разных температурах».
Тема 9. Кислород в жизни животных
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования. Лабораторная работа №4 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» Практическая работа №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Тема 11. Численность животных
Популяции животных. Характеристика популяций. Лабораторная работа №5 «Динамика численности насекомых». Тема 12. Изменения в животном мире Земли
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 «Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект №3 «Охраняемые виды животных нашего края»
класс
Тема 1. Общий обзор организма человека
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водород»
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом».
Тема 2. Опорно-двигательная система
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей»
Скелет головы и туловища. Мышцы.
Практическая работа №1: «Изучение расположения мышц головы». Работа мышц. Цифровая лаборатория по физиологии (датчик силомер) Проект «Как сохранить правильную осанку»
Тема 3. Кровь кровообращение
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». Движение крови по сосудам.
Практическая работа №2: «Определение ЧСС, скорости кровотока», Цифровая лаборатория по физиологии (датчик ЧСС) «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» Регуляция работы сердца и сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Практическая работа №3 «Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №4 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» Цифровая лаборатория по физиологии (датчик ЧСС и артериального давления)
Тема 4. Дыхание
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Цифровая лаборатория по экологии (датчик окиси углерода, кислорода, влажности) Дыхательные движения.
Лабораторная работа №7 «Дыхательные движения» Регуляция дыхания. Цифровая лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания). Болезни органов дыхания.
Практическая работа №5 «Определение запыленности воздуха» Цифровая лаборатория по экологии (датчик окиси углерода) лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания)
Тема 5. Пищеварение
Значение пищи и её состав.
Практическая работа №5: «Определение местоположения слюнных желез» Цифровая лаборатория по экологии (датчик рН). Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа № 8, 9 «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие ферментов желудочного сока на белки. Цифровая лаборатория по экологии (датчик рН)
Тема 6. Обмен веществ
Нормы питания.
Практическая работа №6: «Определение тренированности организма по функциональной пробе». Цифровая лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания, ЧСС, артериального давления)
Тема 7. Выделение
Органы выделения. Почки. Болезни органов выделения
Тема 8. Кожа
Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
Тема 9. Эндокринная система
Общая характеристика желёз. Железы внешней и внутренней секреции. Железы смешанной секреции.
Тема 10. Нервная система
Общая характеристика нервной системы. Строение головного мозга. Строение спинного мозга. Слуховая сенсорная система. Гигиена слуха.
Тема 11. Органы чувств. Анализаторы
Общая характеристика органов чувств. Зрительная сенсорная система. Гигиена зрения.
Тема 12. Поведение и психика
ВНД. Характер. Темперамент.
Проект «Как повысить стрессоустойчивость?» Тема 13. Индивидуальное развитие организма Общая характеристика развитие организма.
класс
Тема 1. Биология - наука о живой природе (1)
История развития биологических знаний. Методы и задачи современной биологии.
Практическая работа №1«Решение заданий ОГЭ»
Тема 2. Многообразие организмов (7 часов)
Систематика. Основные систематические категории. Царство Бактерии, Царство Грибов, лишайники. Царство Растения, Царство Животные.
Лабораторная работа №1 «Споровое размножение грибов» Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» Лабораторная работа №3 «Особенности развития споровых растений»
Лабораторная работа № 4 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Практическая работа №2 «Жизненные циклы паразитических червей»
Практическая работа №3 «Решение заданий ОГЭ»
Экскурсия «Оценка видового состава парка»
Тема 3. Человек и его здоровье (6 часов)
Общий обзор организма человека. Ткани, органы, системы органов. Приемы первой помощи при травмах, переохлаждениях, перегреве, кровотечениях. Санитарно-гигиенические требования.
Лабораторная работа №5 «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы»
Лабораторная работа №6 «Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом»
Лабораторная работа №7 «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»
Практическая работа №4 «Первая медицинская помощь»
Практическая работа №5 «Нормы питания» Практическая работа №6«Решение заданий ОГЭ» Тема 4. Клетка как биологическая система - (6 часов)
Структура и функции клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. Белки. Функции белков. Реализация генетической информации в клетке. Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. Обеспечение клеток энергией. Основные этапы энергетического обмена. Фотосинтез и его значение для жизни на Земле.
Лабораторная работа №8 «Тургорное состояние клеток»
Практическая работа №7 «Решение биологических задач по цитологии»
Практическая работа №8 «Решение заданий ОГЭ»
Тема 5. Размножение и развитие организмов (4 часа)
Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. индивидуальное развитие организмов. митоз и мейоз в сравнении.
Лабораторная работа №9 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Тема 6. Основы генетики (4 часов)
Закономерности наследственности. Генетика человека. наследственные болезни и их предупреждение. Закономерности изменчивости. Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
Практическая работа №9«Решение задач по генетике» Практическая работа №10«Решение заданий ОГЭ» Тема 7. Экология (6 часов)
Среды жизни организмов на Земле: водная,наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизниорганизмов в разных средах. Экологическиефакторы: абиотические, биотические и антропогенные. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
Лабораторная работа № 10 «Оценка качества окружающей среды» Лабораторная работа № 11 «Обнаружение нитратов в листьях» Практическая работа №11«Решение задач по экологии» Практическая работа №12«Решение заданий ОГЭ»
Проект «Оценка экологического состояния местности»
Экскурсия «Естественные и искусственные природные сообщества»
Тематическое планирование
класс
№ | Тема | Кол-во часов | Пр/р | Л/р | Экскурсии | Проекты |
1 | Введение | 1 | | | | |
2 | Под микроскопом | 6 | | 5 | 1 | |
3 | В мире невидимок | 6 | | 5 | | 1 |
4 | В царстве растений | 14 | | 13 | 1 | 1 |
5 | В царстве грибов | 7 | 1 | 6 | | |
| Итого | 34 | 1 | 29 | 2 | 2 |
класс
№ | Тема | Кол-во часов | Пр/р | Л/р | Экскурсии | Проекты |
1 | Введение | 1 | | | | |
2 | Декоративное растениеводство | 4 | 1 | | 1 | 1 |
3 | Растительная клетка | 5 | 1 | 3 | | 1 |
4 | Ткани растений | 3 | | 2 | | 1 |
5 | Строение и функции органов растения | 12 | | 8 | | 4 |
6 | Многообразие растительного мира | 9 | 2 | 1 | 2 | 2 |
| Итого | 34 | 4 | 14 | 3 | 10 |
класс
№ | Тема | Кол-во | Пр/р | Л/р | Экскурсии | Проекты |
| | часов | | | | |
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет | 1 | | | | |
2 | Условия существования животных | 5 | | 1 | 1 | |
3 | Среды жизни | 5 | | | | 1 |
4 | Жилища в жизни животных | 1 | | | | |
5 | Биотические экологические факторы в жизни животных | 3 | | | | 1 |
6 | Свет в жизни животных | 1 | | | | |
7 | Вода в жизни животных | 2 | | 1 | | |
8 | Температура в жизни животных | 2 | | 1 | | |
9 | Кислород в жизни животных | 1 | 1 | | | |
10 | Сезонные изменения в жизни животных | 4 | 1 | 1 | | |
11 | Численность животных | 3 | | 1 | | |
12 | Изменения в животном мире Земли | 6 | | | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 2 | 5 | 2 | 3 |
класс
№ | Тема | Кол-во часов | Пр/р | Л/р | Экскурсии | Проекты |
1 | Общий обзор организма человека | 4 | | 2 | | |
2 | Опорно-двигательная система | 5 | 1 | 2 | | 1 |
3 | Кровь кровообращение | 5 | 3 | 1 | | |
4 | Дыхание | 3 | 1 | 2 | | |
5 | Пищеварение | 3 | 1 | 2 | | |
6 | Обмен веществ | 2 | 1 | | | |
7 | Выделение | 2 | | | | |
8 | Кожа | 2 | | | | |
9 | Эндокринная система | 2 | | | | |
10 | Нервная система | 2 | | | | |
11 | Органы чувств. Анализаторы | 2 | | | | |
12 | Поведение и психика | 1 | | | | 1 |
13 | Индивидуальное развитие организма | 1 | | | | |
| Итого | 34 | 7 | 9 | - | 2 |
класс
№ | Тема | Кол-во часов | Пр/р | Л/р | Экскурсии | Проекты |
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | 1 | | | |
2 | Многообразие организмов | 7 | 2 | 4 | 1 | 1 |
3 | Человек и его здоровье | 6 | 3 | 3 | | |
4 | Клетка как биологическая система | 6 | 2 | 1 | | |
5 | Размножение и развитие организмов | 4 | | 1 | | |
6 | Основы генетики | 4 | 2 | | | |
7 | Экология | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 12 | 11 | 2 | 2 |
Список литературы:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. Верзилин Н.М.
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983 г.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год.
Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии.
Пермь, 2006.
Содержание учебного курса
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мир под микроскопом | 4 |
3 | В царстве растений | 6 |
4 | В царстве животных | 4 |
5 | Человек и его здоровье | 11 |
6 | Экология | 7 |
7 | Проекты | 1 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Название раздела | Названия тем | Дата проведения |
| Мир под микроскопом | 1. Введение. Инструктаж | |
2. Главные части микроскопа | |
3. Что такое микропрепарат? Как его рассмотреть? | |
4. Бактерии под микроскопом | |
5. Растительная и животная клетка | |
| В мире растений | 6.Исследование фотосинтеза | |
7.Определение дыхательного коэффициента прорастающих семян | |
8. Измерение рН воды для полива растений | |
9-11. Измерение содержания нитратов в овощах | |
| В мире животных | 12. Внутреннее строение животных | |
| | 13-15. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность животных | |
| Человек и его здоровье | 16. определение физической работоспособности с помощью гарвардского степ-теста | |
| | 17. Измерение артериального давления | |
| | 18. Измерение ЧСС | |
| | 19. Измерение частоты дыхания | |
| | 20. Измерение и расчет ЖЕЛ легких | |
| | 21. Измерение систолического обьема | |
| | 22. Изучение зависимости ЧСС от физической нагрузки | |
| | 23. Изучение зависимости частоты дыхания от физической нагрузки | |
| | 24 Расчет энергозатрат при физической нагрузке по ЧСС | |
| | 25. Изучение динамики температуры тела в течение дня в школе | |
| | 26. Измерение и расчет жизненного индекса человека | |
| Экология | 27. Влияние экологических факторов на фотосинтез растений | |
| | 28. Измерение УФ- излучения | |
| | 29. Анализ кислотности почвы | |
| | 30. Загрязнение окружающей сред. Исследование загрязненности снега | |
| | 31. Загрязнение окружающей среды. Почва | |
| | 32. Оценка качества воды по ее мутности и цветности | |
| | 33. Измерение рН воды в природных водоемах | |
| Проекты | 34. Заслушивание проектов учащихся | |