СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Зелёная лаборатория»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: «Зелёная лаборатория» - формирование и развитие биологической и экологической культуры подростков, воспитание ответственного и жизненно активного отношения к природе, формирование навыков практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Зелёная лаборатория»»


Рассмотрено на заседании МО

Согласованно Утверждаю учителей естеств – географического цикла зам. Директора по ВР Директор МБОУ «Снежской гимназии» Протокол № ____от «___» _______20__ г. ____________Зайченко Т.М. _________ А. А. Львович

Руководитель МО _________ Орлова Л.Л. «___» ___________ 20__г. Приказ №______ «____» ________20__г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 7 класса

«Зелёная лаборатория»

Учителя биологии и географии

первой квалификационной категории

Ковалевой Валентины Леонидовны




2022– 2023 учебный год




Зелёная лаборатория

(35 часов)



Пояснительная записка



«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая ,что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания школьников является одним из необходимых условий и факторов экологического развития России. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускников. ( «портрет выпускника основной школы») : осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

В основной школе ключевые задачи связаны с формированием основ экологической грамотности обучающихся, становлением экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений – и на этой основе – экологического стиля мышления. В этом возрасте накапливается опыт совместных ( с учителями и обучающимися) исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни.

Рабочая программа кружка «Зелёная лаборатория» посвящена изучению в окружающем мире экологических связей и отношений, от которых зависит здоровье, благополучие и сама жизнь – наша и наших потомков. Материал тесно связан с курсами биологии, географии, физики, истории и даже литературы, однако имеет экологическую направленность.

Программа «Зелёная лаборатория» составлена для учащихся 10-15 лет, расчитана на 35 часов ( 1 час в неделю).

Цель программы: «Зелёная лаборатория» - формирование и развитие биологической и экологической культуры подростков, воспитание ответственного и жизненно активного отношения к природе, формирование навыков практической деятельности.

Задачи курса :

- углубление системы биологических и экологических знаний;

- формирование представления об экологической эстетике, этике и психологии;

-воспитание мотивов и потребностей в активном преобразовании окружающей среды;

-развитие интеллектуальных способностей ; освоить простейшие методы постановки опытов, мониторинговых исследований.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования экологической культуры подростков. Знакомство с элементами профессий, связанных с растениями, парками, дизайном помещений и открытых пространств, позволит определиться с будущей профессией, да и в быту подобные знания не будут лишними.

В работе учащихся возможны следующие виды деятельности:

- устные и письменные сообщения ;

- создание проектов озеленения отдельных территорий;

- составление гербария;

- создание мультимедийных презентаций, фотоальбомов, слайд-фильмов по различным изучаемым темам;

- составление буклетов по различной тематике.









Основные требования к знаниям и умениям



Учащиеся должны знать:

- методы работы в природе, поведение в природе ;

- правила пользования оборудованием, технику безопасности при работе с оборудованием;

- правила сбора растений для гербария, оформление гербарного листа;

- принципы гармониии в природе, сочетание цветов;

- экологические особенности основных видов декоративных культур;

- стихи, музыку, песни, произведения, посвященные природе;

- экологию растений, животных лесного сообщества;

Учащиеся должны уметь:

-созерцать красоту растений и их сочетаний;

-проводить самостоятельный поиск биолого-экологической информации;

-выявлять природные компоненты, от которых зависит состояние растений;

-ставить простейшие биологические эксперименты; описывать и объяснять результаты опытов;

-передавать впечатления, полученные от общения с природой, искусством, в какой-либо форме деятельности;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-оформлять и защищать проектные работы;

-давать эколого-эстетическую характеристику отдельным растениям, их группам, участкам растительности;











Учебно – тематический план

п/п

Раздел

Кол – во часов

Форма контроля

1

Введение

1

Фронтальный опрос

2

Ведение наблюдений в природе

14

Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование.

3

Психоэмоциональное восприятие природы

13

Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование.

4

Экология растений, животных лесного сообщества

5

Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование.

5

Заключение. Подведение итогов.

2

Защита презентаций, проектов..

6





Итого

35




























Календарно-тематическое планирование

по п/п

Тема

Дата

Форма проведения

Количество часов

Введение 1 ч.

1

Знакомство с целями и задачами кружка. ТБ


Беседа

1

Ведение наблюдений в природе - 14 ч.

1

Методы работы в природе


Беседа

1

2

Оборудование. Правила пользования.


Беседа, практика

1

3

Простейший мониторинг окружающей среды.


Беседа

1

4

Микроскопирование.Игра»Рассеянный исследователь»


Игра

1

5

Игра «Экологический десант»


Игра

1

6

Экскурсия в заповедник «Брянский лес»


Экскурсия

2

7

Гербаризация растений.


Беседа, практикум

1

8

Практикум « Создание гербария»


Практикум

2

9

Фенологические наблюдения .В гостях у осени.


Беседа

1

10

Фенологические наблюдения. Зимний лес.


Беседа

1

11

Фенологические наблюдения. Весенние явления.


Беседа

1

12

Фенологические наблюдения. В гостях у лета.


Беседа

1

Психоэмоциональное восприятие природы – 13 ч.

1

Выразительность живых организмов.


Беседа

1

2

Краски растений.


Беседа

1

3

Практикум «Исследование цветового разнообразия природного мира».


Беседа, практикум

1

4

Цвета леса.Природа глазами художников.


Беседа

1

5

Виртуальная экскурсия в Художественный музей.


Беседа

1

6

Конкурс рисунков «Природа моими глазами»


Конкурс

1

7

Звуки леса и звуки города.


Беседа

1

8

Практикум «Создание аудиозаставки для минут отдыха»


Практикум

1

9

Образное восприятие природы.


Беседа

1

10

Подготовка фотовыставки, презентации «Мир природы».


Беседа, консультация

1

11

Животные и растения в мифах, легендах, сказках.


Беседа

2

12

Животные и растения в государственной символике.


Беседа

1

Экология растений, животных лесного сообщества – 5 ч.

1

Структура лесного сообщества. Древесный ярус.


Беседа

1

2

Кустарниковый ярус.


Беседа

1

3

Травянисто-кустарничковый и мохово-лишайниковый.


Беседа

1

4

Внеярусная растительность.


Беседа

1

5

Экологическая игра «Птичья тропа»


Игра

1

Подведение итогов – 2 ч



Содержание программы

Введение – 1 час. Цели, задачи работы кружка.

Ведение наблюдений в природе – 14 час.

Методы работы в природе. Одежда для полевой работы. Поведение в природе. Дисциплина. Оборудование. Правила пользования. Техника безопасности. Составление Заповедей друзей природы.

Простейший мониторинг окружающей среды на примере леса. Биоиндикаторы-растения, животные. Микроскопирование.Работа с микроскопом, Игра «Рассеянный исследователь» ( моделирование ситуаций неправильного пользования микроскопом).

Игра «Экологический десант». Экскурсия в заповедник «Брянский лес». Гербаризация растений. Правила сбора растений для гербария, сушка, оформление гербарного листа. Значение гербария.

Фенологические наблюдения: «В гостях у осени», «зимний лес», «Весенние явления в жизни растений и животных», «В гостях у лета».

Психоэмоциональное восприятие природы – 13 час.

Выразительность живых организмов. Гармония в природе. Краски растений Практикум «Исследование цветового разнообразия природного мира». Цвета леса.Природа глазами художников. Виртуальная экскурсия в Художественный музей.Конкурс рисунков.

Звуки леса и звуки города. Практикум «Создание аудио-заставки для минут отдыха». Образное восприятие природы ( стихи, произведения, песни, посвященные природе).Фотовыставка. Животные и растения в мифах , легендах, сказках. Животные и растения в государственной символике.

Экология растений, животных лесного сообщества – 5 час.

Многообразие видов живых организмов, образующих сообщество леса. Структура лесного сообщества. Ярусность. Древесный ярус. Кустарниковый ярус. Травянисто-кустарничковый и мохово-лишайниковый. Внеярусная растительность ( подрост, лианы, эпифиты,грибы, бактерии). Экологическая игра «Птичья тропа».

Подведение итогов – 2 час.

Защита проектов, презентаций, фотогазет, фотокаллажей).

Список литературы

1.Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики. И.П.Чередниченко. Издательство «Учитель». Волгоград.

2.Материалы к урокам-экскурсиям. В.Г.Бабенко, Е.Ю.Зайцева, А.В. Пахневич, И.А.Савинов. М. ЭНАС-КНИГА.

3.Простейшая методика геоботанического описания леса. А.С.Боголюбов, А.Б.Панков. М. Экосистема.

4.Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы.- М. ВАКО, 2014.

5. Интернет-ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!