Рассмотрено на заседании МО
Согласованно Утверждаю учителей естеств – географического цикла зам. Директора по ВР Директор МБОУ «Снежской гимназии» Протокол № ____от «___» _______20__ г. ____________Зайченко Т.М. _________ А. А. Львович
Руководитель МО _________ Орлова Л.Л. «___» ___________ 20__г. Приказ №______ «____» ________20__г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 7 класса
«Зелёная лаборатория»
Учителя биологии и географии
первой квалификационной категории
Ковалевой Валентины Леонидовны
2022– 2023 учебный год
Зелёная лаборатория
(35 часов)
Пояснительная записка
«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая ,что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.
Реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания школьников является одним из необходимых условий и факторов экологического развития России. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускников. ( «портрет выпускника основной школы») : осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В основной школе ключевые задачи связаны с формированием основ экологической грамотности обучающихся, становлением экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений – и на этой основе – экологического стиля мышления. В этом возрасте накапливается опыт совместных ( с учителями и обучающимися) исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни.
Рабочая программа кружка «Зелёная лаборатория» посвящена изучению в окружающем мире экологических связей и отношений, от которых зависит здоровье, благополучие и сама жизнь – наша и наших потомков. Материал тесно связан с курсами биологии, географии, физики, истории и даже литературы, однако имеет экологическую направленность.
Программа «Зелёная лаборатория» составлена для учащихся 10-15 лет, расчитана на 35 часов ( 1 час в неделю).
Цель программы: «Зелёная лаборатория» - формирование и развитие биологической и экологической культуры подростков, воспитание ответственного и жизненно активного отношения к природе, формирование навыков практической деятельности.
Задачи курса :
- углубление системы биологических и экологических знаний;
- формирование представления об экологической эстетике, этике и психологии;
-воспитание мотивов и потребностей в активном преобразовании окружающей среды;
-развитие интеллектуальных способностей ; освоить простейшие методы постановки опытов, мониторинговых исследований.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования экологической культуры подростков. Знакомство с элементами профессий, связанных с растениями, парками, дизайном помещений и открытых пространств, позволит определиться с будущей профессией, да и в быту подобные знания не будут лишними.
В работе учащихся возможны следующие виды деятельности:
- устные и письменные сообщения ;
- создание проектов озеленения отдельных территорий;
- составление гербария;
- создание мультимедийных презентаций, фотоальбомов, слайд-фильмов по различным изучаемым темам;
- составление буклетов по различной тематике.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- методы работы в природе, поведение в природе ;
- правила пользования оборудованием, технику безопасности при работе с оборудованием;
- правила сбора растений для гербария, оформление гербарного листа;
- принципы гармониии в природе, сочетание цветов;
- экологические особенности основных видов декоративных культур;
- стихи, музыку, песни, произведения, посвященные природе;
- экологию растений, животных лесного сообщества;
Учащиеся должны уметь:
-созерцать красоту растений и их сочетаний;
-проводить самостоятельный поиск биолого-экологической информации;
-выявлять природные компоненты, от которых зависит состояние растений;
-ставить простейшие биологические эксперименты; описывать и объяснять результаты опытов;
-передавать впечатления, полученные от общения с природой, искусством, в какой-либо форме деятельности;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-оформлять и защищать проектные работы;
-давать эколого-эстетическую характеристику отдельным растениям, их группам, участкам растительности;
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Кол – во часов | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | Фронтальный опрос |
2 | Ведение наблюдений в природе | 14 | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. |
3 | Психоэмоциональное восприятие природы | 13 | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. |
4 | Экология растений, животных лесного сообщества | 5 | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. |
5 | Заключение. Подведение итогов. | 2 | Защита презентаций, проектов.. |
6 | | | |
| Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№ по п/п | Тема | Дата | Форма проведения | Количество часов |
Введение 1 ч. |
1 | Знакомство с целями и задачами кружка. ТБ | | Беседа | 1 |
Ведение наблюдений в природе - 14 ч. |
1 | Методы работы в природе | | Беседа | 1 |
2 | Оборудование. Правила пользования. | | Беседа, практика | 1 |
3 | Простейший мониторинг окружающей среды. | | Беседа | 1 |
4 | Микроскопирование.Игра»Рассеянный исследователь» | | Игра | 1 |
5 | Игра «Экологический десант» | | Игра | 1 |
6 | Экскурсия в заповедник «Брянский лес» | | Экскурсия | 2 |
7 | Гербаризация растений. | | Беседа, практикум | 1 |
8 | Практикум « Создание гербария» | | Практикум | 2 |
9 | Фенологические наблюдения .В гостях у осени. | | Беседа | 1 |
10 | Фенологические наблюдения. Зимний лес. | | Беседа | 1 |
11 | Фенологические наблюдения. Весенние явления. | | Беседа | 1 |
12 | Фенологические наблюдения. В гостях у лета. | | Беседа | 1 |
Психоэмоциональное восприятие природы – 13 ч. |
1 | Выразительность живых организмов. | | Беседа | 1 |
2 | Краски растений. | | Беседа | 1 |
3 | Практикум «Исследование цветового разнообразия природного мира». | | Беседа, практикум | 1 |
4 | Цвета леса.Природа глазами художников. | | Беседа | 1 |
5 | Виртуальная экскурсия в Художественный музей. | | Беседа | 1 |
6 | Конкурс рисунков «Природа моими глазами» | | Конкурс | 1 |
7 | Звуки леса и звуки города. | | Беседа | 1 |
8 | Практикум «Создание аудиозаставки для минут отдыха» | | Практикум | 1 |
9 | Образное восприятие природы. | | Беседа | 1 |
10 | Подготовка фотовыставки, презентации «Мир природы». | | Беседа, консультация | 1 |
11 | Животные и растения в мифах, легендах, сказках. | | Беседа | 2 |
12 | Животные и растения в государственной символике. | | Беседа | 1 |
Экология растений, животных лесного сообщества – 5 ч. |
1 | Структура лесного сообщества. Древесный ярус. | | Беседа | 1 |
2 | Кустарниковый ярус. | | Беседа | 1 |
3 | Травянисто-кустарничковый и мохово-лишайниковый. | | Беседа | 1 |
4 | Внеярусная растительность. | | Беседа | 1 |
5 | Экологическая игра «Птичья тропа» | | Игра | 1 |
Подведение итогов – 2 ч |
Содержание программы
Введение – 1 час. Цели, задачи работы кружка.
Ведение наблюдений в природе – 14 час.
Методы работы в природе. Одежда для полевой работы. Поведение в природе. Дисциплина. Оборудование. Правила пользования. Техника безопасности. Составление Заповедей друзей природы.
Простейший мониторинг окружающей среды на примере леса. Биоиндикаторы-растения, животные. Микроскопирование.Работа с микроскопом, Игра «Рассеянный исследователь» ( моделирование ситуаций неправильного пользования микроскопом).
Игра «Экологический десант». Экскурсия в заповедник «Брянский лес». Гербаризация растений. Правила сбора растений для гербария, сушка, оформление гербарного листа. Значение гербария.
Фенологические наблюдения: «В гостях у осени», «зимний лес», «Весенние явления в жизни растений и животных», «В гостях у лета».
Психоэмоциональное восприятие природы – 13 час.
Выразительность живых организмов. Гармония в природе. Краски растений Практикум «Исследование цветового разнообразия природного мира». Цвета леса.Природа глазами художников. Виртуальная экскурсия в Художественный музей.Конкурс рисунков.
Звуки леса и звуки города. Практикум «Создание аудио-заставки для минут отдыха». Образное восприятие природы ( стихи, произведения, песни, посвященные природе).Фотовыставка. Животные и растения в мифах , легендах, сказках. Животные и растения в государственной символике.
Экология растений, животных лесного сообщества – 5 час.
Многообразие видов живых организмов, образующих сообщество леса. Структура лесного сообщества. Ярусность. Древесный ярус. Кустарниковый ярус. Травянисто-кустарничковый и мохово-лишайниковый. Внеярусная растительность ( подрост, лианы, эпифиты,грибы, бактерии). Экологическая игра «Птичья тропа».
Подведение итогов – 2 час.
Защита проектов, презентаций, фотогазет, фотокаллажей).
Список литературы
1.Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики. И.П.Чередниченко. Издательство «Учитель». Волгоград.
2.Материалы к урокам-экскурсиям. В.Г.Бабенко, Е.Ю.Зайцева, А.В. Пахневич, И.А.Савинов. М. ЭНАС-КНИГА.
3.Простейшая методика геоботанического описания леса. А.С.Боголюбов, А.Б.Панков. М. Экосистема.
4.Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы.- М. ВАКО, 2014.
5. Интернет-ресурсы.